Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 31.03.2014

Статья просмотрена: 5609 раз

Библиографическое описание:

Шишова, В. В. Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников / В. В. Шишова, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1136-1138. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9917/ (дата обращения: 15.11.2024).

Современные условия жизни людей диктуют наличие высокого уровня работоспособности, адаптации и стрессоустойчивости к воздействиям окружающего мира, отсутствия болезненных состояний, физических и психических отклонений. Все это определяет понятие здоровья.

В практику общеобразовательных учреждений в последнее время все чаще стали внедряться здоровьесберегающие технологии, которые предполагают «системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [5, с. 48].

По мнению М. М. Безруких, «здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения — это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включающая:

-          рациональную организацию образовательного процесса;

-          организацию физкультурно-оздоровительной работы;

-          просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

-          организацию системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями» [1, с. 3].

Для того чтобы здоровьесберегающая деятельность социального педагога была эффективной, необходимо провести диагностическое исследование главной целью которого является изучение уровня сформированности младших школьников о состоянии своего здоровья, здорового образа жизни, а также определения ценности здорового образа жизни.

Исследование проводилось среди школьников 10–11 лет г. Владимира. Выборку составили 26 человек.

Диагностика уровня знаний младших школьников о своем здоровье и ценностного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) представлена следующими методиками:

1.         Анкета «Выявление уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни» (Ю. В. Науменко).

2.         Тест «Мое здоровье» (Л. В. Кошелева).

3.         Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (М. В. Гребнева)».

С целью определения общего уровня знаний о своем здоровье и представления о здоровом образе жизни нами была применена анкета «Выявление уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни» (Ю. В. Науменко) [4].

По результатам анкеты следует отметить, что понятие здорового образа жизни у большинства младших школьников связано с понятием «спорт» (65 %) и «правильное питание» (19 %). Остальные 16 % отождествляют здоровый образ жизни с соблюдением режима дня, полноценным сном и ежедневными прогулками. На основе полученных данных можно судить о том, что учащиеся имеют определенные представления о ЗОЖ и знакомы лишь с некоторыми его компонентами.

Относительно состояния здоровья выявлено следующее: 61 % школьников считает свое здоровье отличным, указывают на отсутствие заболеваний и, соответственно, отсутствие пропусков учебных занятий по причине болезни. 35 % отмечают свое здоровье недостаточно крепким, потому как болеют, но не столь часто, и пропускают занятия раз в один — два месяца и реже. 4 % еженедельно вынуждены отсутствовать в образовательном учреждении по болезни.

Занятиям спортом младшие школьники уделяют особое внимание. 69 % учеников ходят в спортивные учреждения или занимаются в школьных секциях. Уроки физкультуры посещают с положительным настроем и занимаются с полной отдачей 77 % учащихся. 50 % регулярно выполняют дома утреннюю зарядку.

После учебного дня чувство усталости присутствует у 77 %учащихся, что может свидетельствовать об избытке получаемой информации в школе, чрезмерной двигательной активности или ее отсутствии во время перемен, на уроках физической культуры и других занятиях, неполноценном питании, сне и т. д.

Таким образом, следует отметить наличие у младших школьников определенных знаний о своем здоровье. Однако, обращая внимание на ответы по первому вопросу, необходимо учесть то, что некоторые компоненты ЗОЖ ребятам неизвестны, либо забыты.

Для того чтобы изучить физическое и психическое состояние здоровья младших школьников был использован тест «Мое здоровье» (Л. В. Кошелева) [3].

Полученные результаты проведенной методики позволяют нам судить о том, что состояние физического и психического здоровья у большей части учащихся 4 «А» находится в норме, что подтверждается следующими данными: 73 % школьников могут с легкостью сосредоточиться на выполнении конкретного задания. 65 % учеников, находящихся при неподвижном сидении на одном месте, не жалуются на одолевающий их сон. Это свидетельствует о высокой концентрации внимания, которая, несомненно, сказывается на восприятии поступающей информации, ее усвоении, а также успеваемости учеников в целом.

Отсутствуют головокружение и потемнение в глазах при резких наклонах у 100 % испытуемых, частые головные боли — у 85 %. Не мучает тошнота или отсутствие аппетита при возникновении определенных событий 69 % школьников.

Однако 54 % испытуемым трудно вставать по утрам. Они чувствуют себя разбитыми и несобранными, что может быть связано с неправильной организацией режима дня или невыполнением санитарно-гигиенических норм (проветривание помещения перед сном). 58 % отказываются от полноценного завтрака, ограничиваясь лишь чашкой чая, кофе и другими напитками, что свидетельствует о несоблюдении режима правильного питания как важного компонента здорового образа жизни.

Подводя итог, следует отметить, что состояние здоровья учеников можно обозначить как нормальное. Однако имеются нарушения в соблюдении школьниками полноценного питания, отсутствия организации режима дня и выполнения санитарно-гигиенических требований.

Для выявления уровня сформированности знаний о компонентах здорового образа жизни и определения ценности ЗОЖ была использована анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (М. В. Гребнева)» [2].

Анализ результатов анкеты показал, высокий уровень знаний правил пользования средствами гигиены имеют 61,5 % учащихся. Высокая осведомленность о правилах организации режима питания отмечается у 81 % школьников. С основными правилами гигиены хорошо знакомы 61,5 %, а правилами оказания первой помощи владеют 58 %.

Высокую ценность здоровья выбрали в иерархии других общечеловеческих ценностей лишь 15,5 %. В данный перечень входили такие ответы, как «много знать и уметь», «быть здоровым», «быть самостоятельным» и «жить в счастливой семье». Для 69 % младших школьников ценность здоровья не является наивысшей, а остальные не считают ее главной в своей жизни.

Огромное значение в сохранении и укреплении здоровья играет поведение человека. Понимание роли поведенческой активности отмечено лишь у 23 % школьников, которые в качестве необходимых условий здоровьесбережения выбрали «регулярные занятия спортом», «знания о том, как правильно заботиться о своем здоровье» и «выполнение правил ЗОЖ». 27 % условиями сохранения и укрепления своего здоровья считают «денежные средства для приобретения продуктов питания и организации досуга», «экологию», «возможность лечения у хорошего специалиста» и «хороший отдых». 50 % учеников 4 класса недостаточно осознают роль собственного поведения в укреплении и сохранении здоровья.

Правильно организованный режим дня — одно из важнейших условий здорового образа жизни, и по результатам анкеты требованиям ЗОЖ соответствует распорядок дня у 23 % ребят, у которых ежедневно присутствует утренняя зарядка, прогулка на свежем воздухе, завтрак, обед и ужин, сон не менее 8 часов, занятия спортом, водные процедуры. У 58 % наблюдается неполное соответствие правильному режиму дня, в основном отсутствуют ежедневная утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, полноценный сон. И распорядок дня 19 % школьников полностью не соответствует требованиям здорового образа жизни.

В последнее время в образовательных учреждениях проводятся различные мероприятия, направленные на формирование знаний о здоровом образе жизни: классные часы, лекции о здоровье, экскурсии и т. д. Значимость мероприятий, проводимых в школе для формирования ЗОЖ, высока для половины младших школьников. Особый интерес мероприятий составляют спортивные соревнования, викторины, конкурсы, игры и показ фильмов на тему здорового образа жизни. Для 31 % организованные занятия не представляют особой важности. Увлеченности предлагаемым материалом не наблюдается.

В конечном подсчете баллов по всем показателям, результат получился следующим:

У 4 % учеников сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Осознают важность выполнения и соблюдения требований здорового образа жизни, придерживаются их, имеют высокие знания в области укрепления и сохранения своего здоровья, выступающего главной ценностью среди остальных.

У 58 % — достаточный уровень представлений о здоровом образе жизни: знания ограничены, не конкретны, могут отсутствовать некоторые компоненты ЗОЖ. Ценность здоровья сохраняется, но может смещаться на второй план.

38 % школьников имеют недостаточный уровень представления о здоровом образе жизни. Знания поверхностны, искажены либо не сформированы. Ценность здоровья не определена или занимает последние места в структуре ценностей.

Таким образом, результаты проведенных методик свидетельствуют о том, что уровень знаний младших школьников о здоровье и здоровом образе сформирован не полностью. В связи с этим рекомендуется проведение программы по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни, включающая следующие мероприятия:

-          классные часы на темы: «Что такое здоровье и здоровый образ жизни», «Спорт в нашей жизни», «Правильное питание», «Закаливание организма», «Режим дня» и т. д.;

-          беседы на темы: «Вредные привычки», «Болезни и иммунитет», «Здоровье — наша ценность» и т. д.;

-          физкультминутки, направленные на профилактику утомляемости школьников;

-          тематические видеофильмы и презентации;

-          выступления младших школьников с сообщениями по теме «Моя спортивная секция», «Мой любимый вид спорта» и т. д.;

-          игры, викторины и конкурсы, например, посвященные теме «Мои привычки».

Литература:

1.         Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. Лекции 5–8 / М. М. Безруких. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. — 70 с.

2.         Гребнева М. В. Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» / schule1277.ru/pages/docs/zozh/gs/monitoring2010.doc

3.         Кошелева Л. В. Тест «Мое здоровье» / http://www.lyudmila-kosheleva1982.narod.ru/p20aa1.html

4.         Науменко Ю. В. Анкета «Уровень сформированности знаний о ЗОЖ» / http://www.findsmarter.ru

5.         Тихомирова И. А. К здоровью детей через обучение и воспитание / И. А. Тихомирова // Экология и жизнь. — 2012, № 1. — С. 43–48

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ценность здоровья, школьник, Здоровье, образовательное учреждение, полноценный сон, последнее время, свежий воздух, утренняя зарядка, ценностное отношение.


Похожие статьи

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания

Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации личности младшего школьника

Здоровьесберегающая деятельность на уроках в начальной школе

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Повышение познавательной активности учащихся начальных классов через применение здоровьесберегающих технологий

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе

Похожие статьи

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания

Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации личности младшего школьника

Здоровьесберегающая деятельность на уроках в начальной школе

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Повышение познавательной активности учащихся начальных классов через применение здоровьесберегающих технологий

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе

Задать вопрос