В статье подробно проанализированы основные изменения в правовом и государственном регулировании внешнеторговых операций в нефтегазовой сфере, сделаны выводы и прогнозы развития нефтегазовой сферы с учетом действующего законодательства.
Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, государственное и правовое регулирование, внешнеторговые сделки.
Не секрет, что большую долю в структуре экспорта товаров из Российской Федерации составляют товары топливно-энергетического сектора. Согласно данным мониторинга социально-экономического развития Российской Федерации по состоянию на 7 декабря 2012 года доля товаров топливно-энергетического сектора в структуре экспорта товаров за период с января по сентябрь составила — 70,8 %, где нефть — 34,8 %, нефтепродукты — 20 %, а природный газ — 11,9 % [7] По этой причине, считаю актуальным рассмотреть новые изменения в повышении уровня контроля экспорта со стороны государственных органов применительно к продуктам нефтегазовой отрасли.
Внешнеэкономическая деятельность нефтегазовой отрасли со стороны валютного контроля регулируется в Российской Федерации Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. Согласно данному закону если компания-резидент планирует начать поставки товаров на экспорт на основе долгосрочного договора, то она должна выполнить до начала поставок и в ходе их осуществления следующие требования валютного законодательства Российской Федерации.
До начала осуществления поставок товаров на экспорт необходимо установить в компании поставщика Банк-клиент, создать карточку клиента, создать паспорт сделки на контракт, внести расчетные счета покупателя, которые указаны в контракте, иметь в штате сотрудников валютного контролера.
Для минимизации рисков, связанных с валютным регулированием рекомендуется:
- Предоставлять в отдел валютного контроля и в таможенные органы своевременно достоверные документы, оформленные без нарушений (контракт, спецификации, ГТД и т. п.);
- Заблаговременно до осуществления поставки товаров и пересечения границы производить оплату таможенных платежей и сборов;
· Оформлять временную декларацию на товары;
· В работе использовать Таможенного брокера;
· Своевременно показывать полученную выручку;
- Контролировать Покупателя по вопросу своевременной оплаты за товар, а также контролировать поступление денежных средств от Покупателя непосредственно со счета, который указан в контракте;
- Соблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. ст.14 «Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России». Также надо иметь в виду, что по определению Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1999 г. № 50–0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11. Основные требования также изложены в ст.15.25 КоАП РФ. В пунктах 4–6.
В связи с большим потоком схем лжеэкспорта при осуществлении внешнеэкономической деятельности в нефтегазовой отрасли со стороны государственных органов были введены меры усовершенствования валютного и таможенного законодательства.
Было опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 г. № 1125-Р «План мероприятий «Дорожная карта», «Совершенствование таможенного администрирования».
Согласно данному распоряжению произойдет сокращение сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров предлагается отказаться от обязательного представления следующих документов:
- документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию (при условии подачи декларации на товары в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью);
- контракт (при наличии документа (ов), подтверждающего все существенные условия сделки);
- документы, подтверждающие уплату таможенных платежей.
С 1 мая по 1 сентября 2013 года Федеральная таможенная служба Российской Федерации в экспериментальном режиме разделило бизнесменов по категориям добросовестности или недобросовестности. Для такого рода досье были использованы критерии, которые, как отметили в Федеральной таможенной службе Российской Федерации, разработаны «на основании многолетнего аналитического опыта службы». При этом важно то, что значения критериев рассчитывает автоматика, используя данные всех информационных систем таможенных органов. «Это позволяет давать оценку тем или иным компаниям при минимальном участии сотрудников таможни, что исключает коррупцию», — подчеркивают в Федеральной таможенной службе Российской Федерации.
Перечень необходимых критериев, характеризующих импортеров и экспортеров в Федеральной таможенной службе Российской Федерации уже утвержден, как и временный порядок будущего категорирования. Таможенные органы готовы обсуждать их с бизнесом, а при необходимости скорректировать.
Введение упрощенного механизма контроля таможенной стоимости идентичных товаров, ввозимых более чем одной партией в рамках одного контракта (упрощение и ускорение совершения таможенных операций и таможенных процедур, отказ от дублирования контроля таможенной стоимости по идентичным товарам в рамках одного контракта) планируется ввести к январю 2014 г.
Смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров (снижение срока подготовки документов и прохождения всех процедур, связанных с перемещением товара через границу) планируется к январю 2015 г.
1 февраля 2012 г. создано Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
Перенос акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров позволит сократить время и упростить совершение таможенных операций при таможенном декларировании товаров.
За 11 месяцев 2012 года подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 4122 таможенных проверок (камеральных проверок − 3589, выездных проверок − 533), из которых 72 % были результативными.
По результатам проверочных мероприятий возбуждено 4364 дела об административных правонарушениях и 39 уголовных дел, доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму свыше 3,672 млрд. рублей, взыскано таможенных платежей 2,032 млрд. рублей.
Средняя сумма таможенных платежей, штрафов, доначисленных по результатам одной таможенной проверки, составляет 890 тыс. рублей, что почти на 60 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (557 тыс. рублей).
Таким образом, выросла экономическая эффективность контрольных мероприятий. При уменьшении количества проверочных мероприятий до 5422 (за 11 месяцев 2011 года − 7595), количество доначисленных сумм увеличилось с 2,494 млрд. руб. до 3,672 млрд. руб.
Реализация этого направления будет способствовать созданию условий, исключающих использование проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов, проведению эффективного таможенного контроля, в том числе у лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также созданию благоприятных условий для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности путем сокращения времени на совершение таможенных операций.
Подготовка предложений по принятию ускоренного порядка рассмотрения в судах споров по обжалованию корректировки таможенной стоимости (внедрение ускоренного порядка рассмотрения таможенных споров) было реализовано в
июне 2013 года при поддержке Министерства юстиции Российской Федерации.
С точки зрения экономической эффективности создание системы данного контроля обеспечит:
- сокращение потерь федерального бюджета, связанных с фиктивным экспортом и составляющих в настоящее время 10–30 млрд. рублей в год;
- сокращение потерь добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, связанных с несвоевременным получением возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и составляющих около 5 млрд. рублей в год.
Внедрение технологии автоматического (без участия должностных лиц таможенных органов) принятия решения о выпуске товаров при предоставлении таможенной декларации в виде электронного документа,
в том числе:
- Реализация пилотного проекта внедрения технологии автоматического принятия решения о выпуске товаров при предоставлении таможенной декларации в виде электронного документа (исключение человеческого фактора и сокращение до 20 минут срока выпуска товаров (для участников пилотного проекта) планируется к январю 2015 г.
- Полномасштабное внедрение технологии автоматического принятия решения о выпуске товаров при предоставлении таможенной декларации в виде электронного документа (для всех участников ВЭД) планируется к январю 2018 г.
Обеспечение права декларантов подать таможенную декларацию на товары в виде электронного документа в уполномоченный таможенный орган вне зависимости от местонахождения декларируемых товаров («удаленный выпуск товаров»). Обеспечение декларанту возможности подать декларацию в уполномоченный таможенный орган вне зависимости от местонахождения товаров, и, как следствие, сокращение издержек бизнеса, соблюдение регламента технологии «удаленного выпуска товаров» должно быть осуществлено в январе 2014 г.
Использование налоговыми органами информации, предоставляемой Федеральной таможенной службой Российской Федерации о декларировании, в том числе об уплаченных суммах таможенных платежей при ввозе товаров и о фактическом вывозе товаров, без дублирования данной информации на бумажных носителях, для целей подтверждения уплаты НДС при ввозе, применения ставки НДС в размере 0 % при вывозе (освобождение декларанта от обязанности представления в налоговые органы на бумажном носителе информации о декларировании в том числе об уплаченных суммах таможенных платежей при ввозе товаров и о фактическом вывозе товаров) планируется в январе 2014 г.
Отказ от требования по представлению участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные банки бумажных копий деклараций на товары, получаемых от Федеральной таможенной службы Российской Федерации, в качестве подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций было обеспечено в июле 2013 г.
Подготовка предложения (при необходимости подготовка проекта нормативного правового акта) о переносе уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров планируется к январю 2015 г.
Использование ценовой информации основанной на экономическом анализе, при установлении индикаторов ценовых профилей риска планируется к январю 2014 г.
Применение отраслевого подхода в упрощении управления рисками было введено в январе 2013 г.
Категорирование участников внешнеэкономической деятельности в системе управления рисками, разработка критериев оценки участников внешнеэкономической деятельности, в том числе отнесение участников внешнеэкономической деятельности, к лицам, деятельность которых характеризуется низкой степени риска нарушения законодательства (использование информационной базы «электронное досье», включая историю результатов таможенных проверок и запросов документов и сведений, присвоение рейтинга участника внешнеэкономической деятельности, (внедрение единых критериев, исключающих субъективный фактор при категорировании участников внешнеэкономической деятельности, упрощение и ускорение совершения таможенных операций и таможенных процедур) планируется к январю 2014 г.
Сильное влияние со стороны государства может снижать мотивацию активности хозяйствующих субъектов и требовать больших затрат с точки зрения его прямого осуществления. По этой причине необходимо развивать процесс либерализации базовых отраслей экономики в развитых странах. В условиях либерализации отраслевых рынков разрабатываются и внедряются новые системы экономических механизмов и юридических правил регулирования хозяйственной деятельности [4].
Со стороны государства внешнеэкономическая деятельность в нефтегазовой отрасли регулируется также Федеральным законом от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Согласно статье 1 настоящего закона государство использует экспортный контроль в отношении товаров, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и при подготовке совершения террористических актов. В связи со спецификой происхождения и переработкой продукты нефтегазовой отрасли смело можно отнести к таким товарам.
Основными методами экспортного контроля согласно статье 7 Федерального закона от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» являются:
- Установление соответствия конкретных товаров перечням согласно статье 6 настоящего закона;
- Контроль за порядком осуществления внешнеэкономических операций;
- Контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности процедур таможенного оформления и законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность.
Согласно статьям 13 и 14 Федерального закона от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» государственные органы с целью проведения экспортного контроля имеют право запрашивать информацию по сделкам внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и при подготовке совершения террористических актов. А организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью в отношении данных товаров, обязаны предоставлять достоверную информацию. Кроме этого, в целях обеспечения экспортного контроля государственные органы имеют право проводить плановые и внеплановые проверки на основании статьи 17 настоящего закона.
Государственные органы ведут учет внешнеэкономических сделок, который заключается в документировании информации, необходимой для идентификации товаров, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и при подготовке совершения террористических актов.
Начиная с 1995 года прямое государственное регулирование внутренних цен на нефть и нефтепродукты законодательно не предусмотрено. Но широко применяются меры антимонопольной политики и установление экспортных пошлин [8]. С 2004 г. по настоящее время антимонопольным органом проводится активная работа по ограничению роста внутренних цен нефтепродуктов.
На наш взгляд, при отсутствии альтернативы для существующей организационной структуры отрасли в условиях низкого уровня экономического развития страны, слабости институтов рыночного хозяйства и социальной напряженности, а также с учетом рисков, связанных со вступлением Российской Федерации в ВТО, усиление позиций государства как регулятора рынков является закономерным. При этом оба законопроекта дополняют друг друга. Требования структурного характера, взятые в отдельности от контроля уровня цен, могут привести к тому, что обеспечиваемое ими ограничение рыночной концентрации будет компенсировано сговором олигополистов.
Как указано в тексте Энергетической стратегии России на период до 2030 г., утвержденной правительством страны в ноябре 2009 г., основными составляющими государственной энергетической политики РФ являются недропользование и управление государственным фондом недр, развитие внутренних энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная энергетическая политика, инновационная и научно-техническая политика в энергетике, социальная политика в энергетике и внешняя энергетическая политика.
Можно сделать вывод, что основными механизмами осуществления государственной политики в нефтегазовой отрасли выступают: создание благоприятной экономической среды; введение системы технических регламентов и национальных стандартов, стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития нефтегазовой отрасли, в том числе повышение эффективности экономики и стимулирование и поддержка стратегических инициатив со стороны нефтяных компаний.
Литература:
1. . Федеральный закон от 18.07.1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» в редакциях Федеральных законов № 196-ФЗ от 30.12.2001, № 58-ФЗ от 29.06.2004, № 90-ФЗ от 18.07.2005, № 318-ФЗ от 01.12.2007, № 283-ФЗ от 29.11.2007, № 89ФЗ от 07.05.2009, № 169-ФЗ от 01.07.2011, № 242-ФЗ от 18.07.2011, № 409-ФЗ от 06.12.2011.
2. Федеральный закон от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакциях Федеральных законов № 58-ФЗ от 29.06.2004, № 90-ФЗ от 18.07.2005, № 173-ФЗ от 10.12.2003,№ 131-ФЗ от 26.07.2006, № 267-ФЗ от 30.12.2006, № 83-ФЗ от 17.05.2007, № 127-ФЗ от 05.07.2007, № 242-ФЗ от 30.10.2007,№ 150-ФЗ от 22.07.2008, № 8-ФЗ от 07.02.2011, № 294-ФЗ от 15.11.2010, № 236-ФЗ от 18.07.2011, № 200-ФЗ от 11.07.2011,№ 162-ФЗ от 27.06.2011, № 409-ФЗ от 06.12.2011, № 406-ФЗ от 06.12.2011, № 327-ФЗ от 21.11.2011, № 29-ФЗ от 14.03.2013,№ 102-ФЗ от 07.05.2013, № 155-ФЗ от 02.07.2013, № 251-ФЗ от 23.07.2013.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза; Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: по сост. На 2013 г.: с комментариями к последним изменениям. — М.: Эксмо, 2013. — 624 с. — (ГАРАНТ: достоверно и актуально).
4. Богачкова, Л. Ю. Совершенствование управления отраслями российской энергетики: теоретические предпосылки, практика, моделирование: монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. — 421 с.
5. Губин Е. П. Государственное регулирование отношений в сфере нефтегазового комплекса России: правовые вопросы // Энергетическое право. 2006. N 2.
6. Курбанов Р. А. Правовое регулирование ТЭК и формирование энергетического права // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. N 2. С. 16–19.
7. Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации по состоянию на 7 декабря 2012 года; Источник: Минэкономразвития России <http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20121207_01> (последнее посещение — 10 декабря 2012 г.)
8. Доклад «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2010 год); Официальный сайт ФАС РФ <http://fas.gov.ru/about/list-of-reports/list-of-reports_30042.html> (последнее посещение — 15 июля 2012 г.)