За годы независимости в Узбекистане создана прочная политическая, законодательная и институциональная основа для успешного решения вопросов охраны окружающей среды. После обретения независимости, Узбекистан неоднократно подтвердил свою приверженность идеям экологической безопасности и устойчивого развития, подписав итоговые документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-92), присоединился к важнейшим международным конвенциям по изменению климата, борьбе с опустыниванием и сохранению биоразнообразия, по запрещению враждебного использования средств воздействия на природную среду.
В частности, в 1993 года Республика Узбекистан присоединилась к Рамочной Конвенции ООН по изменению климата, Венской конвенции по охране озонового слоя, Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, в 1995 году присоединилась к Конвенции о биологическом разнообразии, в 1995 году ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Договор к Энергетической Хартии, в 1998 году присоединилась к Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных, и ратифицировала Лондонские и Копенгагенские поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, в 1999 году стала участницей конвенции СИТЕС о торговле дикими видами животных, и ратифицировала Киотский Протокол к Рамочной конвенции по изменению климата.
Также Узбекистан в 2001 году присоединилась к Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитания водоплавающих птиц, в 2003 году присоединилась к Соглашению по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц, в 2007 году присоединилась конвенциям по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, и о праве несудоходных видов использования международных водотоков и др.
Охрана окружающей среды и рациональное природопользование является важнейшими элементами государственной экологической политики, которые предполагают достижение устойчивого развития на основе гармонизации экологических и экономических возможностей, а также совершенствование правовых основ экологических правоотношений.
В условиях формирования гражданского общества важное значение приобретает совершенствование правового статуса его институтов, повышение его роли в решение экологических проблем. Так, в Узбекистане число сходов граждан и органов самоуправления — махаллей составляют более 10 тысяч, а также существуют более 5100 негосударственных общественных организаций различного направления деятельности, включающих в себе детские, школьные, женские, правовые, природоохранные, просветительные, СМИ и другие. Более 100 ННО занимаются проблемами охраны окружающей среды и здоровья населения.
Необходимо отметить, что за годы независимого развития в стране накоплен значительный опыт по решению экологических проблем и преодолению их негативных последствий с участием и усилиями общественных объединений, институтов гражданского общества и населения. В этой связи важное практическое значение имеет создание Экологического движения Узбекистана 2 августа 2008 года и принятие Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах» от 25.12.2008 года.
Согласно вышеуказанному Закону Экологическому движению Узбекистана отведено 15 депутатских мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, что позволяет ему оказывать непосредственное, эффективное воздействие на совершенствование законодательства в области охраны природы и здоровья населения, его неукоснительное исполнение в центре и на местах.
Необходимо отметить, что ННО с природоохранной направленностью играют важную роль в обществе, оказывают содействие и помощь в реализации пропаганды программ сохранения окружающей среды и охраны здоровья населения. В этой связи важное роль играет принятие Закона Республики Узбекистан «Об экологическом контроле» от 27 декабря 2013 года, направленного на дальнейшую активизацию участия общественности, ННО в осуществлении экологического контроля, мониторинга ситуации в регионах страны в сфере охраны окружающей среды и здоровья населения.
Определение роли и места ННО в системе экологического контроля, создание механизма координации контрольной деятельности, установление полномочий экологических ННО, служб ведомственного и производственного экологического контроля, порядка осуществления ими своих функций в этой сфере способствовало, прежде всего, активизации деятельности экологических ННО по обеспечению выполнения требований законодательства, государственных программ в области охраны окружающей среды.
Учитывая значимость роли экологического законодательства в регулировании экологических проблем можно констатировать, что совершенствование законодательных основ участия институтов гражданского общества в решении экологических проблем имеет важное значения.
Исходя из вышеуказанного, можно выделить следующие основные направления совершенствования законодательных основ участия институтов гражданского общества в решение экологических проблем:
Первое направление охватывает совершенствование правовых норм, обеспечивающих расширение деятельности общественных организаций и негосударственных некоммерческих организаций.
В целях активизации деятельности негосударственных некоммерческих организаций предлагается закрепить их экологические права и полномочия в отдельной норме, что будет способствовать исключению пробелов в законодательства. В частности, необходимо расширить круг их полномочии следующим: разработка и реализация экологических программ; защита экологических прав и интересов граждан; привлечение их на добровольной основе к активным действиям по охране окружающей природной среды; выполнение работ по охране, восстановлению окружающей среды и рациональному природопользованию; участие в организации защиты охраняемых природных территорий; участие в разработке и принятии решений государственных органов, касающихся вопросов окружающей среды; осуществление работы по экологическому образованию и экологической культуре; ведение научных изысканий в сфере экологии; инициировать проведение общественной экологической экспертизы и ее проведение; организация общественных слушаний; получение своевременной, полной и достоверной информации от государственных органов и организаций; сотрудничество с государственными органами и международными организациями по вопросам охраны окружающей среды; право заключение с ними договоров и в установленном законодательством в порядке выполнение определенных действий по ним; участие в подготовке проектов нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды; участие в подготовке программ и планов, касающихся окружающей природной среды; обращаться в суд исками о возмещении вреда, причиненного нарушением экологического законодательства природной среды, а также здоровью или собственности физических и (или) юридических лиц; требовать в административном или судебном порядке приостановления или ограничения хозяйственной или иной деятельности юридических и физических лиц, негативно влияющих на окружающую природную среду и здоровье человека, а также постановлений о размещении или построении экологически опасных объектов, сооружений, установок и других объектов; создание фондов охраны окружающей природной среды и др.
Второе направление предусматривает расширение экологических полномочий важнейшего института гражданского общества — органов самоуправления, что имеет важное значение в обеспечении экологических прав граждан.
Так, Законом Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» (новая редакция) от 22.04.2013 г. за органами самоуправления закреплено 23 основных полномочия. Хотя вышеуказанным Законом определен порядок осуществления органами самоуправления граждан общественного контроля, экологическое законодательство не предусматривает органы самоуправления граждан как субъект общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы. Исходя из этого, предлагается уполномочить органы самоуправления граждан правом проведения общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы, что будет способствовать эффективному решению локальных экологических проблем на соответствующих территориях. Это обусловлено тем, что органы самоуправления граждан с давних времен являются основным институтом, сплачивающим граждан в решении местных экологических проблем. Более того, это послужит дополнительной гарантией реализации прав граждан в данной сфере.
Также представляется целесообразным уполномочить органы самоуправления граждан правом применения административного наказания в виде штрафа за ряд экологических административных правонарушений, совершенных на соответствующих территориях. Это также будет способствовать активизации и стимулированию их деятельности и послужит укреплению материальной базы органов самоуправления граждан в силу того, что часть взимаемых денег будет направляться на счет соответствующего органа самоуправления граждан. Следует отметить, что выявление и пресечение данных правонарушений государственными органами недостаточно эффективно, в итоге чего повышается латентность данных правонарушений, что влечет отрицательные последствия для общества. Исходя из вышеуказанного, считаем целесообразным расширение полномочий органов самоуправления граждан в сфере экологии, передачу им права проведения общественного экологического контроля и общественного экологической экспертизы, а также права применения административного штрафа за некоторые экологические административные правонарушения.
Третье направление предусматривает усиление механизмов, гарантирующих гражданам и негосударственным некоммерческим организациям права получения экологической информации, так как одним из важнейших элементов гражданского общества является полная гарантированность права на получение информации. Важное значение в реализации права каждого свободно и беспрепятственно получать и использовать информацию, в частности экологического характера, имело принятие законов «О принципах и гарантиях свободы информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «Об информатизации» и др. Как представляется, в целях обеспечения прав граждан на экологическую информацию и совершенствование действующих механизмов, целесообразным является закрепить в отдельной норме экологического законодательства содержание экологической информации, а также определить ответственность государственных органов за своевременное предоставление полной и достоверной экологической информации.
В заключении хотелось бы отметить, что гражданские институты сегодня становятся важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, создают условия для повышения общественной, социально-экономической активности и правовой культуры граждан и способствуют поддержанию баланса интересов в обществе. Исходя из этого, участия институтов гражданского общества в правоприменение экологического законодательства послужит эффективной основой предупреждения правонарушений в сфере экологии, обеспечит повышение экологической и правовой культуры население посредством активного участия в их деятельности по обеспечению охраны окружающей природной среды.