Проблема возмещения НДС актуальна для большинства налогоплательщиков. Возмещение НДС – один из наиболее проблематичных вопросов. Решение этой проблемы во многом осложняется тем, что налоговые инспекции долго решают вопрос, связанный с возвратом НДС, даже если существует четкое обоснование необходимости возврата суммы на расчетный счет компании.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (статья 143 НК РФ):
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза [1].
Объектом налогообложения признаются следующие операции (статья 146 НК РФ):
реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав; также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
строительно-монтажные работы для собственного потребления;
ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.
Согласно статье 164 НК РФ НДС взимается по следующим ставкам:
ставка 0 % применяется, например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта; услуг по международной перевозке товаров ; товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
ставка 10 % применяется, например, при реализации продовольственных товаров; товаров для детей; периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера; медицинских товаров отечественного и зарубежного производства: лекарственных средств, изделий медицинского назначения.
ставка 18 % — основная, применяется во всех остальных случаях [2].
ЗАО «ДАЙФОРМ» осуществляет производственную деятельность. Основными видами деятельности предприятия являются:
производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей;
производство труб, трубок и рукавов, и шлангов из резины;
производство пластмассовых труб, шлангов, рукавов, фитингов для шлангов и рукавов.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах [4].
НДС, уплаченный при возе товаров, принимается к вычету в том квартале, в котором соблюдены все условия для его применения (товар ввезен, принят к вычету) и на руках имеются вышеперечисленные документы. Если по каким-то причинам в этом периоде не был заявлен вычет, то, по мнению Минфина, нужно подать уточненную декларацию (письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-07-08/186). Хотя суды считают, что нет никаких препятствий для заявления вычета более позднем периоде, чем на него возникло право (постановление Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 N 692/09; ФАС ВВО от 14.09.2011 N А17-4441/2010; ФАС СЗО от 06.08.2009 N А56-38458/2008).
Изучив данный вопрос, можно сделать выводы что, в общем случае НДС подлежит возмещению налогоплательщику только после проведения налоговиками камеральной проверки соответствующей налоговой декларации, срок которой может составлять до трех месяцев (п.1,2 ст.176 НК). Заявительный порядок возмещения НДС позволяет хозяйствующему субъекту получить денежные средства уже на 12 день после подачи соответствующего заявления (п.1 ст. 176 НК). При этом нарушение данного срока должно быть компенсировано налоговиками начислением процентов на сумму НДС, подлежащую возврату, начиная с 12-ого дня после дня подачи налогоплательщиком заявления. Процентная ставка при этом принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка, действующей в период нарушения срока возврата (п.10 ст.176.1 НК) [3].
Налогоплательщик, заявляя свое право на возврат НДС в ускоренном порядке, берет на себя обязательство в случае, если по окончании камеральной проверки ревизоры все же придут к выводу о необоснованности возмещения налога, вернуть не только непосредственно сумму НДС, но и начисленные на нее проценты (п.7 ст. 176.1 НК). Причем в данном случае процентная ставка составит двукратную ставку рефинансирования Центрального банка со дня:
фактического получения средств - в случае возврата суммы налога;
принятия решения о зачете - в случае зачета суммы налога в заявительном порядке (п.17 ст.176.1 НК).
Для компании ЗАО «ДАЙФОРМ» в исследуемом периоде (2013 г.) имело место быть по следующим направлениям возмещение в соответствии с налоговой декларацией по НДС:
НДС при обретении на территории товаров, работ, услуг (1923757 руб.);
НДС при ввозе товаров на таможню территории Российской Федерации (7385699руб.).
Одним из самых сложных для оптимизации налогов является налог на добавленную стоимость. Однако большинство предприятий и организаций воспользоваться такими налоговыми льготами не могут, не хотят или не умеют. Оптимизацией по НДС будет являться уменьшение размеров налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех представленных законодательством налоговых льгот и других законных приемов и способов.
ЗАО «ДАЙФОРМ» может оптимизировать суммы НДС, выбрав из следующих способов:
замена части стоимости продаваемого товара на проценты по коммерческому кредиту: в соответствии со статьей 823 ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг. То есть, продавец по договору кредита снижает стоимость имущества и предоставляет отсрочку. В итоге получается, что часть выручки от реализации товара у продавца не облагается НДС;
отсрочка по уплате НДС: в случае отсутствия перехода права собственности на товар объект налогообложения НДС не возникает. Таким образом, в договоре можно установить такой порядок перехода права собственности на товар или часть товара, при котором получается максимальная отсрочка уплаты НДС в бюджет;
оформление вместо предоплаты или аванса договора займа: по условиям такого договора займа покупатель предоставляет заем продавцу на сумму, эквивалентную сумме аванса. Также желательно, чтобы сумма займа не совпадала с суммой стоимости товара (работы, услуги), а дата возврата заемных средств не совпадала с датой поставки товара.
Однако, при использовании всех указанных, а также других схем и способов оптимизации НДС надо четко помнить и выполнять основное правило: все способы и схемы должны обязательно иметь экономическое обоснование и правильное документальное оформление, все хозяйственные операции должны сопровождаться первичными документами, оформленными в установленном законом порядке.
Первая проблема, нуждающаяся в решении, это проблема оптимизации налоговых ставок НДС, обеспечив сохранение за этим налогом ведущего места в системе доходных источников бюджета. В последнее время замечена тенденция на сокращение предоставления льгот тем или иным отраслям промышленности, не говоря уж об отдельных субъектах хозяйствования. Это связано с тем, что за последние годы было сделано слишком много льгот по налогообложению, что привело непосредственно к потере денежных средств из федерального бюджета. Поэтому следует уделить особое внимание исследованию, которое позволило бы выявить приоритетные сферы влияния государства в России сегодня:
всегда надо помнить и другое правило налоговой оптимизации: схема должна быть незаметной для проверяющих;
при выборе конкретных форм оптимизации обязательно следует определять допустимую степень налоговых рисков, в том числе с учетом правоприменительной и судебной практики;
внедрение любого способа оптимизации НДС должно иметь четко обозначенные деловые цели и сопровождаться серьезным правовым обоснованием, и лишь результатом этого будет являться налоговая выгода.
При всем этом следует учитывать, что оптимизация не только НДС, но и любого другого налога, может привести к конфликтам организации не только с налоговыми органами, а также и со своими контрагентами, и со своими работниками.
Следующая проблема, связанная с налогом на добавленную стоимость состоит в ложном экспорте товаров из России, по которым начисляется НДС. Но данная проблема на сегодняшний день решается сравнительно быстро таможенными органами Российской Федерации. Так как они обладают всеми необходимыми полномочиям.
В этом свете вопрос о последствиях представления уточненной декларации уменьшающей сумму НДС к возмещению, уже возвращенную налогоплательщиком в заявительном порядке, более чем актуален и имеет вполне весомое денежное выражение.
Литература:
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс]: федер. закон №146 – ФЗ: принят ГД ФС РФ16 июля1998 г. (в редакции от 06.07.2013 N 19-ФЗ) // Консультантплюс: Версия Проф. – 2014.
2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая [Электронный ресурс]: федер. закон №117 – ФЗ: принят ГД ФС РФ19 июля2000 г. (в редакции от 06.07.2013 N 19-ФЗ) // Консультантплюс: Версия Проф. – 2014.
3. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 15.10.2009 N 104н (ред. от 21.04.2010) // Консультантплюс: Версия Проф. – 2014.
4. Прохорова, Н. А. Экспертное исследование учета и налогообложения издержек обращения в торговой организации [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова // Вестник поволжского государственного университета сервиса. Серия: экономика. – 2011. - №18. – С. 98-102.