В статье рассмотрено определение контрольно-кассовой техники, нарушения в законодательстве о применении кассовых аппаратов и административная ответственность за их неприменение.
Ключевые слова: контрольно-кассовая техника, наличные денежные средства, административная ответственность.
Все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт обязаны применять контрольно-кассовую технику, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Актуальность применения контрольно-кассовой техники обусловлена необходимостью автоматизации приема и учета денежных средств. К кассовым аппаратам предъявляются такие требования, как мобильность, автономность, многофункциональность и надежность. Применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета, иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
В настоящее время все чаще организации и индивидуальные предприниматели не применяют контрольно-кассовую технику или используют неисправную, которая противоречит федеральному закону «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» №54-ФЗ от 22.05.2003 г. Неприменения кассового аппарата несет за собой административную ответственность и влечет наложение определенных штрафов.
Контрольно-кассовая техника (ККТ), или кассовый аппарат, - это устройство, которое предназначено для фиксирования обмена денег на товар или услуги, а также компьютерно-кассовые комплексы с фискальной памятью (POS-терминалы), фискальные регистраторы, таксометры и т.п. Контроль со стороны соответствующих органов происходит по отчетам контрольно-кассовой техники.
Понятие «неприменение контрольно-кассовых машин» описывается в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ от 31.07.03 №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин». ВАС РФ считает, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:
фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;
использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;
использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Таким образом, судам необходимо учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины, если вместо кассового аппарата используется иной вид контрольно-кассовой техники, указанный в Федеральном законе «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» №54-ФЗ от 22 мая 2003.[3]
Необходимо присутствие на контрольно-кассовой машине несколько видов голограмм и наклеек, при отсутствии которых налоговая инспекция расценивает как применение контрольно-кассовой техники, неопломбированной в установленном порядке. К ним относятся:
голограмма сервисного обслуживания текущего года (клеится ежегодно в течение января-февраля);
голограмма государственного реестра (клеится заводом изготовителем единовременно на весь срок службы кассового аппарата);
4 марки-пломбы (клеятся при регистрации ККМ, а затем каждый раз после вскрытия кассового аппарата) - 2 марки-пломбы пломбируют фискальную память и ПЗУ внутри кассы и 2 марки-пломбы корпус ККМ;
идентификационный знак контрольно-кассовой техники (клеится единовременно заводом изготовителем при производстве ККМ);
шильдик завода изготовителя заводом изготовителем.
При использовании контрольно-кассовых машин, исключенных из Государственного реестра, их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации. Указанная техника должна соответствовать требованиям, действовавшим при ее включении в Государственный реестр.
Срок полезного использования кассовых машин составляет от пяти до семи лет включительно, поскольку контрольно-кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе, согласно нормативно-правовому акту «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359 (в редакции от 14.04.1998г.).
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ от 31.07.03 №16 использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах, является неприменением кассовой дисциплины.
В обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих кассовую технику, входит осуществление ее регистрации в налоговых органах. При первичной регистрации (перерегистрации) необходимо ввести в фискальную память аппарата информацию (заменить накопители фискальной памяти) с участием представителей налоговых органов и заключить договор с центром технического обслуживания на сервисное обслуживание техники.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют контрольно-кассовую технику, при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты должны выдавать покупателям отпечатанные кассовые чеки. Таким образом, отсутствие пробитого чека или пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом), является основанием для наложения штрафа на организацию и индивидуального предпринимателя.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией или гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя без применения в установленных законодательством случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию клиента документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств, в соответствии со ст. 14.5 КоАП, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от 1500 рублей до 2000 рублей;
на должностных лиц в размере от 3000 рублей до 4000 рублей;
на юридических лиц в размере от 30 000 рублей до 40 000 рублей.
При привлечении лиц к ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники по статье 14.5 КоАП РФ необходимо учитывать, что на учреждение, занимающееся образовательной деятельностью, закон о применения контрольно-кассовой техники не распространяется. Адвокаты, оказывая свои услуги в виде квалификационной юридической помощи, также не обязаны использовать кассовые аппараты, как и оказание региональной общественной организацией услуги по организации участия в форумах и фестивалях.
Подробный список нарушений законодательства о применении контрольно-кассовой техники приведен в таблице 1 с указанием ссылок на нормативно-правовые акты.
Таблица 1
Нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями
Нарушение законодательства о применении ККТ |
Нормативно-правовые акты |
Неприменение ККТ, отказ в выдаче документа |
|
Неприменение ККТ в случае принятия платежей физических лиц |
п.1 ст.2 ФЗ №54-ФЗ от 22.05.2003 |
Невыдача по требованию покупателя ( клиента) документа, подтверждающего оплату плательщиком ЕНВД |
п.2.1 ст.2 ФЗ №54-ФЗ от 22.05.2003 |
Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения |
|
Применение ККТ с отсутствием или нечитаемыми реквизитами на кассовом чеке |
ст.4 ФЗ №54-ФЗ от 22.05.2003 |
Применение ККТ с отсутствием или нечитаемыми реквизитами на кассовом чеке, выдаваемом платежным терминалом |
ст.4 ФЗ №54-ФЗ от 22.05.2003 ст.14 Федерального закона № 161-ФЗ от 27.06.2011г. |
Применение ККТ с несоответствием времени на кассовом чеке реальному |
ст.4 ФЗ №54-ФЗ от 22.05.2003 |
Применение ККТ с отсутствующей маркой-пломбой |
ст.4 ФЗ №54-ФЗ от 22.05.2003 |
Применение ККТ без СВК "Государственный реестр" и ( или) СВК " Сервисное обслуживание" и (или) Идентификационного знака. |
п.3 Постановления Правительства № 470 от 23.07.2003 |
Применение ККТ в нефискальном режиме |
ст.4 ФЗ №54-ФЗ от 22.05.2003 |
Таким образом, обязательно наличие и применение контрольно-кассовой техники различными организациями и индивидуальными предпринимателями, кроме тех случаев, когда законом разрешено отсутствие кассового аппарата.
Неприменения кассового аппарата несет за собой административную ответственность и влечет наложение определенных штрафов.
Литература:
1. Российская Федерация. Законы. Кодекс РФ об административных нарушениях [Электронный ресурс]: принят ГД ФС РФ 20.12.2001г. (в редакции от 03.02.2014 N 15-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П) // Система КонсультантПлюс. Версия Проф – 2014.
2. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 402-ФЗ от 6 декабря 2011г. (в ред. от 28.12.2013г. № 425-ФЗ)// Система КонсультантПлюс: Версия - 2014.
3. Российская Федерация. Законы. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт [Электронный ресурс]: Федеральный закон №54 ФЗ от 22.05.2003 г. (в редакции от 25.11.2013 №317-ФЗ) // Система Консультант Плюс. Версия Проф. – 2014.
- Васильчук, О.И. Особенности бухгалтерского учета и экономического анализа предприятий бытового обслуживания населения [Текст]: учебное пособие / под редакцией О.И. Васильчук. – М.: Форум, 2011. – 408с. – (Высшее образование)
- Васильчук О.И., Бухгалтерский учет и анализ [Текст]: учебное пособие
/ под ред. Л. И. Ерохиной. О. И. Васильчук и др. – М.: Форум, 2011.- 495.- Сер. Высшее образование