В статье рассматриваются уголовная ответственность за незаконный оборот оружия в зарубежных странах (США, Франция, Германия, Австрия, Испания, Швейцария, Швеция) и различия в ее уголовно-правовой регламентации.
Ключевые слова: незаконный оборот оружия, законодательство зарубежных стран, уголовная ответственность, огнестрельное оружие, изготовление оружия.
The article deals with criminal liability for illegal arms trafficking in foreign countries (USA, France, Germany, Austria, Spain, Switzerland, Sweden) and differences in its criminal law regulation.
Keywords: illicit trafficking in weapons, legislation of foreign countries, criminal liability, firearms, weapons manufacturing.
Уголовная ответственность за незаконное изготовление оружия существует во многих зарубежных странах, но имеются существенные различия в ее уголовно-правовой регламентации, что связано с различием в оружейной терминологии и разного объема на законодательном уровне разрешённых действий по отношении к оружию. Определённые действия с оружием, которые являются законными в одной стране, могут быть уголовно наказуемыми в другой.
Уголовное законодательство Соединённых Штатов Америки, разделом 18 Свода законов США «Преступления и уголовный процесс» предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот оружия, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов.
Согласно статье 46.05 Уголовного Кодекса Техаса, лицо совершает преступление, если оно намеренно или сознательно владеет, производит, ремонтирует, перевозит или продаёт оружия из указанного списка, если оно не зарегистрировано надлежащим образом. К списку уголовный закон относит: «взрывное оружие, пулеметы, короткоствольное огнестрельное оружие, бронебойные боеприпасы, самодельные пистолеты» [9].
Статьей 16590 Уголовного Кодекса Калифорнии предусмотрена ответственность за изготовление, продажу и владение «полностью запрещённым» оружием. Согласно вышеуказанной статье к нему относятся: «баллистический нож (нож с отделяемым клинком, который под действием пружины и газа вылетает из неё на скорости 60 км/ч), нож, часть которого изготовлена в виде пряжки ремня, пули, содержащие взрывчатое вещество, огнестрельное оружие замаскированное в виде трости, холодное оружие, замаскированное в виде трости, огнестрельное оружие, которое не может быть немедленно распознано как огнестрельное, магазины большой емкости, нунчаки, металлические кастеты, сюрикен, короткоствольное ружьё и короткоствольный дробовик, нож в футляре для губной помады» [1].
Законопроект 68 Генеральной Ассамблеи Делавэр запрещает производство, продажу, предложения о продаже, передачу, покупку, получение, хранение или перевозку штурмового оружия, под которым понимается самозарядные винтовки с рукоятью и большим магазином, в штате Делавэр, лишь за некоторыми исключениями.
В законопроекте указано, что он основан на законе «О безопасности огнестрельного оружия» 2013 г., принятом в Мэриленде после трагического убийства детей 14 декабря 2012 года в начальной школе Сэнди Хук в Ньютауне, штат Коннектикут. Целью вышеуказанного закона является безопасность как для широкой общественности, так и для членов правоохранительных органов штата. Запрет на штурмовое оружие был поддержан 21 февраля 2017 года и полным составом Апелляционного суда Соединенных Штатов [8].
В разных штатах США предусмотрена ответственность за изготовление разного оружия, поскольку в каждом штате существует свой законодательно закреплённый перечень запрещённого оружия. Но сама сфера оборота оружия в США является весьма демократичной, как справедливо отмечает А. А. Задоян, «вторая поправка к Конституции США, принятая в 1791 г., закрепила право граждан США владеть оружием: поскольку хорошо организованное народное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться» [12].
Во многих штатах США ответственность наступает лишь за изготовление конкретных видов холодного, огнестрельного оружия и его основных частей, например холодного оружия именно в виде скрытых ножей, замаскированных под пряжку ремня, трость, футляр губной помады; либо магазинов большой емкости, тогда как за изготовления иного оружия или магазинов небольшой емкости и т. д. ответственность не предусмотрена. В этом заметно большое отличие от Уголовного законодательства Российской Федерации, поскольку например, согласно ст. 223 УК РФ уголовная ответственность предусмотрена за изготовление любого холодного оружия, и любых основных частей огнестрельного, независимо от их характеристик.
Как отмечает А. А. Задоян, «в США минимальное наказание за незаконный оборот оружия согласно Закону об огнестрельном оружии 1968 г. составляет не менее пяти лет, а для несовершеннолетних — не менее трех лет лишения свободы. В случаях, специально оговоренных уголовными законами, применение оружия, угроза его применения и нахождение у лица при совершении преступления оружия усиливают ответственность» [12].
Более демократичное регулирование оборота оружия в США и менее строгий уголовный закон возможно улучшают экономику страны, но во много раз повышают вероятность трагических ситуаций, происходящих последнее время, и понижают безопасность граждан.
Во Французской Республике, согласно ст. 421–1 Уголовного Кодекса Франции, изготовление, производство и хранение оружия военного назначения, машин и взрывчатых веществ, когда такие действия совершаются умышленно с целью нарушения общественного порядка путём запугивания, или террора считаются актами терроризма [2]. В отличии от Уголовного законодательства РФ, в Уголовном Кодексе Франции нет отдельной статьи, предусматривающей ответственность за незаконное изготовление оружия, без указания на его цель, но применение оружия при совершении определенного ряда преступлений считается квалифицирующийся признаком, например при совершении изнасилования (ст. 222–28, 222–30), пыток и актов жестокости (ст. 222–3), восстание (ст. 412–4), кража (ст. 311–8, 311–9), вымогательство (ст. 312–5, 312–6).
Уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за незаконный оборот оружия в Королевстве Испания содержатся в пятой главе Уголовного Кодекса Королевства Испании «О владении, обороте и хранения оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ». Владение запрещенным оружием и оружием, полученным путем существенного изменения производственных характеристик регулируемого огнестрельного оружия, наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет. Согласно ст. 566, запрещено производство и продажа оружия или боеприпасов, а также создание для этих целей складов, без разрешения на то компетентными органами [4].
Согласно ст. 127 Уголовного Кодекса Федеративной Республики Германии подлежит уголовной ответственности «лицо, которое незаконно создаёт, командует или присоединяется к организации или группе, обладающей оружием или другими опасными орудиями, а также лицо, которое поддерживает такую группу, в том числе предоставляя ей оружие или деньги. Санацией статьи предусмотрено наказание в виде штрафа или лишения свободы на срок до двух лет. В случае, если в целью такой организации или члена организации является совершение преступлений, предусмотрено наказание в виде штрафа или лишения свободы на срок до пяти лет» [7].
В соответствии со ст. 243 УК ФРГ, кражей с отягчающими обстоятельствами считается похищение огнестрельного оружия, на приобретение которого требуется лицензия в соответствии с Законом «Об оружии», именно пулемет, пистолет-пулемет, полностью или полуавтоматическая винтовка или боевое оружие, содержащее взрывчатое вещество, по определениям, содержащимся в Законе «О военном оружии».
Использование оружия преступником рассматривается в законодательстве ФРГ как усиливающее ответственность обстоятельство. Согласно ст. 121 УК ФРГ бунт заключенных признается особо тяжким, если его исполнитель или соучастник имеют при себе огнестрельное или другое оружие для его применения при совершении деяния. Кража (ст. 244 УК ФРГ) и разбой (ст. 250 УК ФРГ), совершенные лицом, использовавшим оружие или другое опасное орудие, являются тяжкими преступлениями. При этом применение оружия во время совершения разбойного нападения обуславливает для виновного и ужесточение наказания.
В ФРГ доступ к оружию регулируется немецким законом «Об оружии», который строго придерживается Европейской Директиве об огнестрельном оружии, впервые принятой в 1972 году и замененной законом 2003 года, который начал действовать лишь в 2016 г. Федеральный закон регулирует обращение с огнестрельным оружием и боеприпасами, а также приобретение, хранение, торговлю и техническое обслуживание огнестрельного оружия.
В дебатах о контроле над оружием, происходившем после стрельбы в школе в городе Винненден в марте 2009 года, в результате которой погибло 15 человек, один эксперт по оружию сказал, что законы Германии об оружии на данный период времени были одними из самых строгих в мире, и все же стрельба, в результате которой погибло 15 человек, произошла, и нужно утверждение большего контроля [10]. Как отмечает Дагмар Брайтенбахн, «в то время как владение оружием широко распространено, и ассоциации и диапазоны для спортивных состязаний стрельбы и использования исторических ружей и оружия в фестивалях не запрещены, использование оружия для частной самообороны ограничено. Министерство внутренних дел Германии подсчитало, что количество огнестрельного оружия, находящегося в обороте, легальном и нелегальном, может достигать 45 миллионов [11]. Национальный реестр огнестрельного оружия Германии насчитал 5,5 миллиона единиц огнестрельного оружия, которые на законных основаниях принадлежат 1,4 миллиона человек в стране. Около 1,5 миллиона спортивных стрелков владеют и используют оружие для спорта, около 400 000 охотников имеют лицензированное оружие, около 300 000 собирают оружие и около 900 000 владеют унаследованным оружием» [11].
Уголовным Кодексом Австрийской Республики не предусмотрена уголовная ответственность за изготовление любого оружия, законодателем установлены статьи за более конкретные виды преступлений, например ст. 177 «а» предусматривает ответственность за изготовление и обработку ядерного, радиологического, биологического и химического оружия, подходящее по свойствам к оружию массового уничтожения, и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от одного до десяти лет. Ст. 280 УК Австрии устанавливает уголовную ответственность за накопление боевых средств, под которым законодатель уточняет хранение, передачу, приобретение оружия, боеприпасов и иных средств вооружения. Обязательным условием привлечения к ответственности является совершение преступления с целью проведения вооруженных действий, как лицом осуществляющим эти действия, так и лицом кому эти предметы переданы [5].
Уголовный Кодекс Швейцарской Конфедерации ст. «260 quarter 271» предусматривает уголовную ответственность за «продажу, взятие на прокат, дарение, приобретение и передачу огнестрельного оружия, оружия запрещённого законом, боеприпасы, основные части оружия, и принадлежности к нему. Лицо совершившее преступление предусмотренное данной статьей подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до пяти лет, но возможно и назначение штрафа, в зависимости от степени общественной опасности совершенного деяния» [6].
В Уголовном Кодексе Королевства Швеции отсутствует регламентация незаконного оборота обычного оружия. Как отмечает А. А. Задоян, «в гл. 22 УК Швеции «Об измене и т. д.», указано, что использование любого оружия, запрещенного международным правом, рассматривается как серьезное нарушение и считается преступлением против международного права» [12]. В ст. «6 а» установлена уголовная ответственность за изготовление, разработку, и приобретение иным другим способом, хранение, владение, косвенную или прямую передачу химического оружия другому лицу, использование химического оружия и участие в военных приготовлениях к применению химического оружия [4]. Если данные деяния не рассматриваются как международные преступления, санкцией статьи предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более четырех лет. Предметом данного преступления являются те виды оружия, которые определены в качестве таковых Конвенцией Организации Объединенных Наций о разработке, производстве, владении и применении химического оружия и его уничтожении. Если преступление будет оценено как тяжкое, то назначается лишение свободы на срок не более десяти лет или пожизненное заключение. При оценке того, является ли преступление таковым, особое внимание уделяется тому, могло ли это деяние существенно способствовать разработке, производству или распространению химического оружия или его применению против людей. Ст. «6 b» установлена ответственность за изготовление, разработку, использование, приобретение, владение противопехотными минами, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок на срок не более четырех лет, если это деяние не рассматривается как международное преступление. Предметом преступления являются только мины, упомянутые в Конвенции от 18 сентября 1997 года «О запрещении применения, хранения, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении». Если преступление будет признано тяжким, то наказание в виде лишения свободы назначается не более чем на десять лет или пожизненно. При оценке того, является ли преступление тяжким, согласно УК Швеции внимание должно уделяться тому, способствовало ли данное деяние существенному использованию мин таким образом, чтобы оно представляло опасность для жизни и здоровья многих лиц.
Ст. «6 с» установлена ответственность за участие в проведения ядерного взрыва либо испытания ядерного оружия.
Можно отметить, что в Швеции, как и в ряде других европейских странах на законодательном уровне в уголовно-правовой системе преобладают нормы привлечения к уголовной ответственности за незаконные действия, связанные с оборотом оружия массового поражения, и оружия, котрое представляет опасность одновременно для большой группы лиц, в то время как огнестрельное и холодное оружие упоминается только в составах преступлений, при совершении которых используется оружие. Например, согласно ст. 5 гл. 4 УК Швеции «Преступления против свободы и общественного спокойствия» лицо, которое угрожает с использованием оружия, принуждая человека совершить какие-либо действия, привлекается к уголовной ответственности к штрафу или лишению свободы на срок не более одного года. Такому же наказанию подлежит лицо, которое, причиняется беспокойство стрельбой из огнестрельного оружия, согласно ст. 7 гл. 4 УК Швеции. В соответствии со ст. 4 гл. 8 УК Швеции «О краже, разбое и других преступлениях, связанных с похищением имущества» кража является тяжким преступлением, в случае, когда обвиняемый имел при себе оружие, взрывчатку или иное вооружение.
Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия существует в большинстве стран цивилизованного мира, и состоит в его запрете, но с учетом национальных особенностей и исторически сложившихся различий каждой страны. В соответствии с этим в государствах неодинаковый предмет данного преступления, предусмотрены разные санкции, но как правило все предусматривают лишение свободы, что связано с высокой степенью опасности и тем, что незаконный оборот оружия в целом посягает на общественную безопасность.
Однако в уголовных законодательствах многих государств отсутствуют нормы, схожие со ст. 223 УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за незаконное изготовление оружия, что вероятно связано невостребованностью введения в действия подобной нормы за практическим отсутствием составов данного преступления, так как ремонт и переделка оружия требует определенных навыков, а изготовление является технически достаточно трудным процессом.
Литература:
- 1.California Penal Code 16590, DIVISION 2. DEFINITIONS [16100–17360] (Division 2 added by Stats. 2010, Ch. 711, Sec. 6.) [Электронный ресурс] // URL https://leginfo.legislature.ca.gov/faces/codes_displaySection.xhtml?lawCode=PEN§ionNum=16590 дата обращения 09.05.22
- Criminal Code of the French Republic. [Электронный ресурс] // URL https://www.legislationline.org/download/id/3316/file/France_Criminal %20Code %20updated %20on %2012–10–2005.pdf дата обращения 11.05.22
- Criminal Code of the Kingdom of Spain. [Электронный ресурс] // URL https://www.legislationline.org/download/id/6443/file/Spain_CC_am2013_en.pdf дата обращения 11.05.22
- Criminal Code of the Kingdom of Sweden. [Электронный ресурс] // URL https://www.legislationline.org/download/id/1700/file/4c405aed10fb48cc256dd3732d76.pdf дата обращения 13.05.22
- Criminal Code of the Republic of Austria. (1974) [Электронный ресурс] // URL https://www.legislationline.org/download/id/8407/file/Austria_CC_1974_am2019_de.pdf дата обращения 14.05.22
- Criminal Code of the Swiss Confederation 1937 [Электронный ресурс] // URL https://www.legislationline.org/download/id/8296/file/Swiss_CC_1937_am2019_en.pdf дата обращения 15.05.22
- 7.German Criminal Code. [Электронный ресурс] // URL https://www.legislationline.org/download/id/6115/file/Germany_CC_am2013_en.pdf дата обращения 09.05.22
- Senate Bill 68 150th General Assembly 4.10.19. [Электронный ресурс] // URL https://legis.delaware.gov/BillDetail?legislationId=47326 дата обращения 10.05.22
- Texas Penal Code § 46.05. Prohibited Weapons [Электронный ресурс] URL // https://codes.findlaw.com/tx/penal-code/penal-sect-46–05.html, дата обращения 09.05.22
- Breitenbach D. German group denounces weapons law as unconstitutional. [Электронный ресурс] // URL https://m.dw.com/en/german-group-denounces-weapons-law-as-unconstitutional/a-5822589 дата обращения 12.05.22
- Zeitung, Badische. 45 Millionen Waffen sind im Umlauf. [Электронный ресурс] // URL https://www.badische-zeitung.de/deutschland-1/45-millionen-waffen-sind-im-umlauf--12577725.html дата обращения 13.05.22
- Задоян А. А. Незаконный оборот оружия в уголовном праве зарубежных стран. «Юридический мир», 2011, N 8. [Электронный ресурс] // URL http://center-bereg.ru/g369.html дата обращения 10.05.22