Статья рассматривает механизмы административного воздействия на правонарушителей, специфику административной ответственности как инструмента противодействия правонарушениям в сфере оборота наркотиков. Рассматривается содержание административной ответственности.
Ключевые слова: административная ответственность, содержание административной ответственности, оборот наркотиков, противодействия правонарушениям.
В настоящее время проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ приобрела широкий общественный резонанс, что связано как с увеличением числа наркоманов, так и самих наркоторговцев.
Современная ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков, характеризуется быстрым ростом потребления и сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Для решения сложившейся проблемы особое значение имеет профилактика наркомании, а именно создание социальных, экономических, политических и других условий, способствующих уменьшению числа наркоманов.
В связи с этим современные исследования таких авторов как Д. К. Нечаева и И. М. Мацкевича выделяют следующие наиболее важные факторы, способствующие распространению наркомании. Во-первых, факторы экономические, связанные с невысоким уровнем жизни населения в ряде регионов, что способствует увеличению пристрастия граждан к алкоголю и наркотикам. Немалую роль сыграло и отсутствие четкой экономической политики государства в отношении наркотиков в 90-е годы ХХ века;
Во-вторых, факторы политические, обусловленные недостатками обеспечения деятельности в сфере противодействия наркотрафику;
В-третьих, факторы социальные и культурные, связанные с низким социальным уровнем жизни граждан, отсутствием культурно-массовых, спортивных мероприятий, пропагандирующих и приобщающих граждан к ведению здорового образа жизни.
Политика государства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств и их прекурсов, раннее выявление незаконного потребления, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение правонарушений, связанных с оборотом наркотиков.
Кроме общепризнанных наркотических средств в настоящее время появляются все новые высокотоксичные и сильнодействующие наркотики, искусственно выведенные в подпольных лабораториях, как правило, иностранных государств. Задача государства в лице своих уполномоченных органов- не допустить распространение и употребление смертельной отравы. Так, сравнительно недавно, был принят закон о запрете оборота «спайсов», сильнодействующего наркотика искусственного происхождения, реализуемого под видом курительной смеси.
Важнейшей формой борьбы государства с рассматриваемой проблемой является введение юридической ответственности. В отношении владения, потребления, оборота и других правонарушений, связанных с наркотиками, предусмотрена юридическая ответственность в двух формах -административная и уголовная.
Комплекс международных норм в области противодействия обороту наркотических средств составляет основу и отечественного законодательства в данной сфере. При этом накопленный опыт находит свое выражение только в общих предписаниях, способствующих реализации антинаркотической политики государства. В частности, в них закреплен понятийный аппарат, условия осуществления отдельных видов деятельности, связанной с оборотом наркотиков, регламентированы возможности использования наркотиков, например, в медицинских целях, закреплен запрет употребления наркотиков без назначения врача.
Данные предписания во многом опираются на рекомендации ООН, Всемирной организации здравоохранения, а также принятые Международные акты по борьбе со злоупотреблением наркотических средств. Однако общих предписаний явно недостаточно для противодействия незаконного оборота и употребления наркотических средств. Здесь на первый план выходят нормы административно-правового принуждения, способствующие более эффективному исполнению вышеуказанных предписаний.
Административная ответственность является более мягкой мерой наказания, применяемая к виновному, в случаях, когда размер наркотического средства или психотропного вещества меньше размера, установленного Правительством Российской Федерации индивидуально для каждого наркотического вещества.
При этом следует отметить, что административная форма ответственности является одной из мер, предусмотренных в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. Однако на практике применение административной формы ответственности практически не встречается, хотя по замыслу законодателя именно данная форма ответственности должна способствовать предотвращению более серьёзных преступлений.
Административная ответственность за незаконный оборот наркотических средств была в достаточной степени использована в утратившем силу УК РСФСР. Например, ст. 224 УК РСФСР устанавливала ответственность за незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах, совершенное повторно в течение года после наложения административного наказания за данные правонарушения. В ст. 225 УК РСФСР предусматривалось уголовное наказание за незаконный посев или выращивание масличного мака, а также конопли, при условии повторного совершения данного правонарушения после наложения административного наказания.
Накопленный опыт применения административных мер воздействия не нашел, по нашему мнению, должного выражения в современном законе. По смыслу современного уголовного закона, правонарушение в области, например, выращивание конопли, не сможет перейти в разряд уголовно наказуемых даже при повторном совершении, при условии соблюдения требования по весу выращиваемого наркотика, что нельзя признать обоснованным.
С другой стороны, ряд норм уголовного принуждения можно было бы перевести в разряд административной юрисдикции, чтобы избежать привлечения уголовной ответственности лиц за однократное нарушение закона в незначительном для общества масштабе (к ним следует отнести преступления небольшой тяжести). Это смогло бы оказать более эффективную профилактическую роль.
Постепенное ужесточение мер административного воздействия в последнее время свидетельствует о правильном направлении отечественного законодательства в данной сфере.
Основной целью административного наказания является предупреждение совершения правонарушителем более опасных форм преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, и иных новых преступлений. Иными словами, направленность целей административного наказания- исправление правонарушителя, установление подчинённости его закону и порядку, а не наказание как таковое.
Посредством административных санкций реализуются цели государственного и частного предупреждения преступности.
Административная ответственность широко распространена в мировой практике противодействия обороту и употреблению наркотических средств и их аналогов. Применение данной формы ответственности во многом сводится к гуманизации уголовного законодательства.
Общая направленность административного наказания состоит в том, что наказание для конкретного правонарушителя заключается в «воспитании субъекта в духе уважения к закону и законности, с тем, чтобы не допустить совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами» [3, с. 45]
Административная ответственность, таким образом, выступает формой государственных профилактических мероприятий, направленных на снижение вероятности нарушения установленных правил в дальнейшем.
Предупреждение характерно тем обстоятельством, что подразумевает нежелание лица совершать новые правонарушения из-за его нежелания подвергаться подобному воздействию в будущем, и понимания неотвратимости наказания.
В зависимости от характера нарушений в сфере оборота наркотиков законодатель предусматривает применение следующих видов наказаний: административное приостановление деятельности; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; административное задержание; лишение специального права, предоставленного в личных интересах субъекта административного правонарушения; административный штраф.
Санкции данных норм предусматривают широкий круг ограничений свободы.
С учетом статистики потребления запрещенных наркотиков особую актуальность приобретает вопрос совершенствования механизма административно-правового воздействия на потребление запрещенных наркотиков.
Специфика административно-правового механизма воздействия на незаконное употребление наркотиков раскрывается через изучение теоретического содержания понятий «механизм административно-правового регулирования» и «механизм административно-правового воздействия», через анализ, включающий в себя не только средства принуждения, но и стимулы и побуждения и др.
Важной особенностью административной ответственности является направленность воздействия также на деятельность некоммерческих организаций, работающих в сфере социальной реабилитации и социализации потребителей наркотиков, что позволяет увеличить количество общественных отношений, так или иначе связанных с административной юрисдикцией.
Основными источниками, раскрывающими основы административно-правового механизма воздействия на незаконное употребление наркотиков, являются положения Федерального закона от 08.01.1998 № 3" О наркотических средствах и психотропных веществах " и соответствующие нормы административного права в Российской Федерации. Даже статья 40 Федерального закона от 08.01.1998 № 3 содержит административно-правовую норму, запрещающую употребление лекарственных средств без назначения врача. Однако данный запрет не может быть реализован в полной мере без указания в административном законодательстве прямых санкций за их нарушение, а также условий и порядка применения.
Несмотря на принятие федерального закона, до сих пор не регламентируется в полной мере терминология и связанные с ней определения антинаркотического законодательства. Отечественное законодательство об административной ответственности за нарушение законодательства о наркотиках нуждается в дальнейшем совершенствовании. Недостатки правового регулирования, влияющие на установление административной ответственности в сфере оборота наркотических средств, являются основным сдерживающим фактором более эффективного применения административного принуждения.
Таким образом, административная ответственность в сфере противодействия распространению и употреблению наркотических средств и их аналогов, играет существенную и важнейшую роль в оздоровлении общества, исправлении оступившихся граждан на первоначальном этапе, без применения более жесткого механизма уголовного преследования. Развитие и ужесточение мер административной ответственности будет в дальнейшем способствовать более эффективному исполнению государственной политики в области противодействия распространению наркотиков. [5, с. 1]
При этом нужно отметить, что лишь в условиях совместного усилия правоохранительных органов, прокуратуры, образовательных организаций, общественных объединений можно создать условия, способствующие снижению уровня потребления запрещенных средств и их распространению. Недостаточно только мер административной ответственности.
Уголовное наказание не может являться самоцелью, как и в случае злоупотреблении алкоголем речь идет о необходимости профилактики и возвращении в общество здорового, полноценного его члена. Уголовное наказание, несомненно, является необходимым способом воздействия на лицо, осуществлявшее изготовление с целью сбыта наркотических средств в крупных размерах. Однако в отношении менее опасных правонарушений вполне возможно применение мер административного воздействия.
Литература:
- Россинский Б. В. — Старилов Ю. А. Н. административное право: учебник. м.: норма, 2009.
- Бахрах Д. Н., Ренов Э. В. и др. Административная ответственность (часть общая): Учебное пособие. — Екатеринбург, 2018.
- Болотин В. С. Административная ответственность в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Дис. … канд. юрид. наук. — М.: ВНИИ МВД России, — 2004.
- Газизов Д. А. Понятие административного правонарушения в сфере оборота наркотических средств // Административное право и процесс. — 2012. — № 9. — С. 11–16.
- Райкес Б. С. Уголовный и административно-деликтный аспекты антинаркотического законодательства: некоторые проблемы законотворчества и правоприменения // Вестник ТвГУ. Серия: Право. 2016. № 3. С. 108–118.