Некоторые рассуждения об этнической истории арабов Узбекистана и связанных с ними этнотопонимах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 04.04.2014

Статья просмотрена: 2171 раз

Библиографическое описание:

Искандаров, Ш. А. Некоторые рассуждения об этнической истории арабов Узбекистана и связанных с ними этнотопонимах / Ш. А. Искандаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 746-749. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10098/ (дата обращения: 30.10.2024).

Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед этнологической и исторической науками на современном этапе, является изучение этногенеза и этнической истории, материальной и духовной культуры каждого народа. Одной из именно таких задач считается проблема комплексного изучения названий местностей, то есть этнотопонимов, связанных с этими народами.

Источники и литература, посвящённые этнотопонимам, свидетельствуют о том, что в них отчётливо сохраняются отзвуки исторического прошлого народов, которые вели оседлый или кочевой образ жизни. Именно в этом смысле можно сказать, что этнотопонимы являются своеобразным зеркальным отражением народа. Так, по мнению известного учёного — топонимиста В. А. Никонова, этнотопонимы возникали не в границах территории сплошного проживания какой-либо нации или народа, а лишь на окраинах региона, то есть там, где в смешанном виде живут два народа сопредельных земель [1, б. 102–103].

Обычно население, образ жизни которого был связан с оседлой земледельческой культурой, называло места своего проживания исходя из природно-географических особенностей данной местности, тогда как кочевые народы присваивали своим поселениям названия племён и родов. В целом, в результате различных исторических событий, в том числе и демографических процессов происходило изменение состава населения, а слияние различных этнических групп привело к тому, что некоторые родоплеменные объединения ассимилировали с населением других регионов. Усиление этноинтеграционных процессов оказывало существенное влияние на этнокультурные и этнохозяйственные отношения народов. Ускорение процесса перехода скотоводческого населения к оседлому образу жизни привело к целому ряду изменений в быте и хозяйственной деятельности людей [2, б. 37].

На территории Узбекистана существует множество этнотопонимов, связанных с арабами. Так, в Зарафшанском оазисе насчитывается 78 арабских этнотопонимов, в том числе 12 кишлаков с названием Араб, 4 — Араблар, 14 — Арабон, 40 — Арабхана, включая такие, как Кулдашараб, Милкиараб, Чилангуараб [3, с. 12–13].

В Бухарской области существуют населённые пункты, в названиях которых прослеживается арабское происхождение. Так, здесь насчитывается 7 кишлаков с названием Араб, 6 — Арабон, 2 — Араб кишлак, 2 — Араблар, а также кишлаки Арабшо, Кум Арабхана, Арабхана убат, Арабхана сафкарда, Арабхана боло, Арабхана Амирабад, Арабхана уба, Арабхана вурама, Янги Арабхана [4, б. 192]. В Бухарской области насчитано свыше 3000 топонимов, одну треть из которых составляют этнотопонимы. Таким образом, здесь имеется 72 кишлака, связанных с арабским этносом, что нашло отражение в их названиях Араб, Араба, Арабабад, Арабон, Арабкишлак, Араблар, Арабхана, Арабча и. т.д [5, б. 32].

Учёный — топонимист Тура Нафасов выявил 21 арабский кишлак, в число которых вошли такие, как Арабаул, Араббан, Араббан дарваза, Арабсай, Арабтуда, Арабхана [6, б. 14–15]. В северной части Карши есть квартал известный под названием Арабхана, одноимённый квартал имеется и в старой части города. В области существует несколько кишлаков под названием Арабхана, что означает «место, где живут арабы». Их населением являются потомки арабов, пришедших сюда в период арабского вторжения (VII) в, обосновавшихся в этих местах и постепенно превратившихся в составную часть местного населения. В XV-XVI вв. сюда переселились группы персо язычного населения, также считающие себя арабами. Место проживания этих обеих групп арабов местное население стало называть «Арабхана». Приставка «хана» в составе этнотопонима означает аул, кишлак, квартал [7, б. 22–23].

По утверждению исследователей, происхождение арабских родов Бухарского, Кашкадарьинского и Среднезарафшанского округов недостаточно изучено, тогда как арабы кишлака Джугари (Бухарская обл.) соотносят своё происхождение от группы санани или сандани, а арабы Джейнау (Кашкадарьинская обл.) считают, что происходят от групп шайбани (чаще употребляется как шаймани), хашим и курайш [4, б. 229].

По свидетельству учёных — арабистов С. Л. Волина и Г. В. Церетели, арабы проживающие близ Амударыи были специально переселены сюда в VII — VIII вв. и образовали свои населённые пункты. Целью переселения был захват новых территорий, а поселения использовались в качестве ставок арабских военачальников [8, с. 123].

История прихода и расселения арабов в Бухаре, по утверждению Е. К. Мейендорфа, восходит к периоду халифата. Часть арабского населения, проживая в кишлаках в окрестностях Бухары, занимались земледелием и скотоводством. Среди арабских родов значительную часть составляли курайши, занятые разведением скота и обосновавшиеся в окрестностях Карши и Термеза, входящих во владения эмирата. Впоследствии по указу эмира большая часть-арабов была переселена в Самарканд, а также на земли современной Навоийской области. В период эмирата арабы в поисках богатых пастбищ двинулись в разные края. Они занимались разведением верблюдов, лошадей и баранов, кочуя со своими стадами по территории региона. Так, определённая часть джугаринских арабов обосновалась в местности Кулок-ата бекства Кармана и эти земли по приказу эмира были переданы арабам виде вакуфных владений [9, б. 2].

Учёный — этнолог Б. Х. Кармышева собрала огромный фактический материал по этнической истории народов Средней Азии, в том числе и арабов [10, с. 29–111]. Одна из ветвей местных арабов, именуемая как «балх араб», является потомками арабов Балха из провинции северного Афганистана, впоследствии переселившихся на территорию Мавераннахра [11, б. 42]. Американским исследователем Т. Барфилдом комплексно изучена история арабов Северного Афганистана и осуществлён научный анализ их этнической истории с проведением параллелей с их сородичами, проживающими в других регионах [12, p. 4]. Часть переселенцев перебралась на территорию Средней Азии через Афганистан. В ходе полевых исследований было выявлено, что представители некоторых родов подтверждают своё происхождение от переселенцев из Афганистана. На юго-западе Узбекистана арабы рассеялись по весьма обширной территории, поэтому не случайно напоминают об этом такие названия, как балх, хисори, анхуй.

В исторических источниках встречаются сведения о том, что арабы Сурхандарьинского оазиса (южной его части), переселились сюда более двухсот лет назад из северного Афганистана, а точнее из самого Балха [13, с. 2–3]. Если в некоторых источниках говорится, что их предки занимались в основном скотоводством и в поисках обильных пастбищ через Сурхандарьинский оазис перебрались в Кашкадарью, Самарканд и Зарафшан, то согласно другим сведениям, правитель этих владений султан Джанибек в 1513 г. переселил арабов с берегов Амударьи из Балха и Шибиргана на территорию Кашкадарьи и Зарафшана.

В конце XIX — XX вв. на территории Узбекистана настали голодные времена, в результате чего арабы, покинув обжитые места, обосновались в других местностях. В кишлаке Рабатак Шерабадского района Сурхандарьинской области проживала крупная община арабов. В кишлаке Шамал жили представители таких арабских родов, как карасони, бешкал, замбиртуда, истара, гиламбоз и шамшилла.

Род шовшилла обосновался в этих местах около 350 лет назад. В кишлаках Бай и Сори Рабатака община арабов делилась на группы галабатыр и галадевана. Арабы кишлака Айвадж состояли из муллагули, карабеги, шерджан и мохиби [13, с. 2–3]. Не смешиваясь с местным населением, достаточно обособленно проживали здесь представители рода хорасан, перебравшиеся сюда из Герата (Афганистан) [13, с. 2–3].

Арабы, занимавшиеся торговлей в провинции Балх, обосновались в кишлаке Бамдад. Впоследствии из-за потребности в обширных пастбищах для разведения верблюдов, они переселились в степь Рабат (Байсун) и кишлак Какайди современного Джаркурганского района. Кроме вышеупомянутых родов здесь можно встретить представителей таких родов как каршилик, мисрлик [14, с. 5]. На территории современного Кызырыкского района в кишлаке Учрашув живут представители арабских родов шом, истари, гиламбоз, хисори [15, с. 4].

Изучая историю арабов, проживавших на территории Узбекистана, весьма сложно прийти к определённому выводу, т. к. арабы постоянно кочевали. Так, например, поначалу они обосновались в Кашкадарье, а затем переселились в Сурхандарью, Самарканд, Бухару, Навои, Фергану. В процессе исследования мы столкнулись с таким понятием, как каршинские, бухарские, джейнауские, джугаринские арабы.

В поисках обширных пастбищ для выпаса скота, а также в голодные годы большая часть арабов перебралась в Сурхандарью, Самарканд и Бухару из кишлака Пулати Касанского район Кашкадарьинской области. Так, в Кызырыкском, Шерабадском и Денауском районах Сурхандарьинской области обосновались арабы из рода ғалтакчи, а в кишлаках Арабхана, Дуобо, Узбеккент, Чархин Нарпайского района Самаркандской области стала жить определённая часть арабов, прежде проживавшая в Пулати и Пистали [16, с. 5]. В Каракульском районе Бухарской области 300 лет назад жили арабы, переселённые по приказу эмира в Самаркадскую область. Подтверждением того, что в кишлаках Роват, Ахайчи, Узбеккент, Арабхана и Пархуза в наши дни проживают арабы, служат встречающиеся здесь названия родов каракуль, хисар, каршилик [17, с. 2].

На этой территории в настоящее время проживают представители таких арабских родов, как бешкутан, бахшивай, мардан, пуситима, калдарья, кал, карабуйин, худайвай, ғалтакчи [18, с. 2]. Род мардан в старину славился изготовлением арабских украшений. Род мерганчи был искусен в стрельбе из лука. Среди вышеупомянутых родов особо выделяется род бахшивай, в представителях которого наиболее отчётливо выражены этнографические черты. В их диалекте особенно проявляются присущие арабам-бедуинам особенности [19, с. 3].

Пулати был одним из древних кишлаков Касанского района. Один из родов в составе узбекского народа носит это же название. Известно, что в составе племени барлас Таджикистана имеется род пулатбачча. Одна из ветвей рода кандекли в составе каракалпакского этноса известна под названием тукпулат. Вызывает сомнение предположение о том, что название кишлака Пулати произошло от названия рода. Более обоснованным считается мнение, что оно является видоизменённым вариантом слова «балади». В переводе с арабского слова «балад» и «балда» означает «местное оседлое население»; город, страна; предупреждённый, осведомлённый, знакомый. К слову «балад» было принято употреблять персидско — таджикское окончание «и»; «балади — баладлик», что означает «городской». В старину переселенцев из города или другого крупного населённого пункта называли балади (городские). Основу этнонима составляет «пулат–полат», а аффикс–чи означает единение. Данный аффикс первоначально был в виде «ти» (Пулат-ти). В слове звуки «т» и «ч» соответствуют. Из данного этнонима возникло название кишлака.

В кишлаке Пархуза, расположенном в восточной части Каттакургана живут «каршинские арабы» [7, б. 79]. Возникает вопрос «Почему их принято называть не по названию этноса, а по названию местности? Откуда они прибыли?» Это объясняется тем, что арабы постепенно переходя к оседлому образу жизни стали забывать название своего этноса. В данном контексте следует отметить, что местные арабы, утратив чувство национального самосознания, ассимилировали с узбекским или таджикским населением.

В результате полевых исследований, проведённых нами в кишлаке Джейнау Миришкорского района Кашкадарьинской области, было выявлено, что арабы обосновались здесь в XIV в. В далёком прошлом Джейнау состоял из 9 махаллей, носивших названия Харрук, Каттапо, Гавхар, Чукуркуль, Акрабод, Боввора, Таджик, Беглар, Аввона [5, б. 158]. Сегодня четыре из них называются Янги (Новый) Джейнау, Аввона, Каттапой, Андхуй. Эти названия связаны с ветвями арабских родов. В кишлаке проживают представители таких малых арабских родов, как авашукурулло, банихашим, бай, дугма, кул, курайш,курихал, шайбани [20, с. 5].

По утверждению местных жителей, аввона означает «хороший человек», «предприимчивый человек», «человек, который ведёт себя важно». Боввора — «человек не имеющий твёрдого мнения», «ловкий человек», «денежный человек», «человек пускающий пыль в глаза». Слово «харрук» жители объясняют как «мелкий интриган». Как известно, одна из северных провинций Афганистана называлась Андхуй, поэтому вероятно жители одноимённой махалли являются потомками именно тех арабов–переселенцев. Здесь принято считать их «расчётливыми в своих делах людьми, оказывающими друг другу крепкую поддержку».

Довольно крупная община арабов проживает в махалле Арабхана Касанского района Кашкадарьинской области. Когда — то они прибыли в этот оазис в поисках новых пастбищ для разводимых ими лошадей и верблюдов. Ныне в их повседневной жизни сложно заметить какие — либо характерные признаки, присущие арабам, однако продолжают сохраняться названия арабских родов. Именно такими родами являются айранчи, бухара, бай, сурух, карабуйин, курайш, шамми, ирани, названия которых восходят к периоду существования эмирата. Так, род айранчи в старину славился приготовлением особого айрана; слово «сурух» арабы употребляли в отношении людей крупного телосложения; «шамши» — к людям мелкого, щуплого сложения, а род «карабўйин» занимался скотоводством в степной зоне. Род «бухоро» (бухарцы) по нашему мнению, перебрался в эти края ещё в период эмирата из Бухары [19, с. 5].

Арабы, проживающие в махалле Багдад Денауского района Сурхандарьинской области, отличаются от представителей других родов. Их предки когда-то переселившись из аравийской местности Зангоки, обосновались на территории Термеза, а в голодные годы перебрались в Денау и Афганистан [21, с. 3].

Часть населения кишлака Арабхана Навбахорского района Навоийской области составляют представители рода шайбани [22, с. 4]. В Нуратинском районе приживает свыше 150 родов, среди которых жители махалли Арабгузар утверждают, что происходят из рода искандари [23, с. 6]. В данном контексте следует упомянуть, что арабы Самарканда считают себя потомками нескольких племен: искандари, султан мирхайдари, болуи (имеется несколько вариантов данного названия — боуи, болиу, боли и даже, в редких случаях, болибек), бахшиваи, бонсари и гурджи [4, б. 83]. Арабы обосновывают это, в основном, тем, что когда — то Александр (Искандер) превратил эту область в своё колониальное владение.

Жители кишлака Бахтиёрчи Рамитанского района утверждают, что происходят из рода ших [24, с. 7]. Представители арабских родов, живущих в кишлаке Палван ата Хатырчинского района Навоийской области, а также арабы Рамитанского района связаны родственными узами, однако в их самосознании существует значительное различие. Так, арабы кишлака Палван ата считают, что происходят из рода бахшивай, тогда как рамитанцы утверждают, что они не арабы, а таджики. В кишлаках Бандбаш, Яккалам, Куйдим Каракульского района Бухарской области живут потомки таких арабских родов, как ирак, куччак, сайиб [25, с. 6]. Вплоть до середины XX в. арабы Узбекистана вели полукочевой и полуоседлый образ жизни. Переход к оседлой жизни происходил постепенно, поэтому в любой местности Узбекистана можно встретить название кишлака или рода, связанного с арабским этносом. Названия родов наиболее сохранились у арабов, занимающихся разведением скота. Так, веками из поколения в поколение переходят такие названия родов, как курайш, балх, хисари.

Вышеупомянутые этнотопонимы и названия родов нередко подвергались изменениям вследствие этнокультурных связей арабов с местным узбекским и таджикским населением. Некоторые из них, например, карахани, кутикара, турк, бешкал, карасони, галабатыр, галатентак и галадивана имеются в списке «92 узбекских племён», другие же встречаются в нем в качестве ответвлений родов [10, б. 47]. В этнотопонимах нашли отражение образ жизни, хозяйственная деятельность, обряды и обычаи народа. Изучение арабских этнотопонимов показывает, что с течением времени арабы постепенно смешиваясь с местным населением, стали ощущать себя узбеками. Вместе с тем следует отметить, что в большей части кишлаков, носящих арабские названия, проживают жители арабского происхождения, хотя и вошедших в этнический состав местного населения.

Подводя итог следует с казать, что с приходом в регион арабов настала новая эпоха. Автором предпринята попытка изучить исторические названия и этнотопонимические особенности больших и малых арабских кишлаков с арабским населением в разных областях Узбекистана. Здесь же проанализирована история появления и расселения таких арабских родов, как балх, искандари, ирак, курайш, шайбани, хисари.

Большинство родов, упомянутых нами выше, постепенно забывают свои родовые названия. Ныне они привыкли называть себя бухарскими, джейнаускими, джугаринскими или каршинскими арабами.

Литература:

1.         Қаюмов А. Р. Этнотопонимлар–ўзбек халқининг этник таркиби хусусиятларини ўрганишда манба сифатида. // Этнос ва маданият: анъанавийлик ва замонавийлик. Т.: Фан. 2010.

2.         Султонова Г. Н. Ўрта асрларда Марказий Осиёдаги демографик жараёнларга таъсир этган омиллар тўғрисида айрим маълумотлар. // Этнос ва маданият: анъанавийлик ва замонавийлик. Т.: Фан. 2010.

3.         Караев С. Этнонимика. Т.: Ўзбекистон. 1979.

4.         Ражабов. Р. Ўзбекистондаги араблар тарихи ва этнографияси. Т.: Шарқ. 2012.

5.         Саидов М, Равшонов П. Жейнов тарихи. Т.: Абу Али Ибн Сино номидаги тиббиёт нашриёти. 1996.

6.         Нафасов Т. Ўзбекистон топонимларининг изоҳли луғати. Т.: Ўқитувчи. 1988.

7.         Нафасов Т., Турсунов. Ш. Қарши шаҳри маҳалла ва кўча номлари. Т.: Маънавият. 2008.

8.         Волин С. Л. К истории Среднеазиатских арабов. // ТИВ АН СССР. М. Л., 1941.

9.         Полевые записи. Кишлак Джугари Гиждуванского района Бухарской области, 2012 г.

10.     Кармышева Б. Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М.: Наука, 1976.

11.     Ражабов Р. Ўрта Осиё этномаданий жараёнларида араблар. Т.: Янги аср авлоди, 2011.

12.     Barfield T. The Central Asian Arabs of Afghanistan Pasroral Nomadism in Transition University of Texas Press.1983.

13.     Полевые записи. Кишлак Рабатак Шерабадского района Сурхандарьинской обл. 2011 г.

14.     Полевые записи. Кишлак Какайди Джаркурганского района Сурхандарьинской обл. 2011 г.

15.     Полевые записи. Кишлак Учрашув Кызырыкского района Сурхандарьинской обл. 2011 г.[1]

16.     Полевые записи. Кишлак Юрчи Денаусского района Сурхандарьинской обл. 2011 г. // Полевые записи. Кишлаки Арабхана, Дуобо, Узбеккент, Чархин Нарпайского района Самаркандской обл. 2012 г.

17.     Полевые записи. Кишлак Арабхана Нарпайского района Самаркандской обл. 2012 г.

18.     Полевые записи. Кишлак Пулати Касанского района Кашкадарьинской обл. 2011 г.

19.     Полевые записи. Махалля Арабхана Касанского района Кашкадарьинской обл. 2011 г.

20.     Полевые записи. Кишлак Джейнау Миришкорского района Кашкадарьинской обл. 2011 г.

21.     Полевые записи. Махалля Багдад Денаусского района Сурхандарьинской обл. 2011 г.

22.     Полевые записи. Кишлак Арабхана Навбахорского района Навоийской обл. 2012 г.

23.     Полевые записи. Кишлак Палван ата Хатырчинского района Навоийской обл. 2012 г.

24.     Полевые записи. Кишлак Курганбахтиёр Рамитанского района Бухарской обл. 2012 г.

25.     Полевые записи. Кишлак Джугари Гиждуванского района Бухарской обл. 2012 г.

Основные термины (генерируются автоматически): араб, род, кишлак, местное население, район, VII, Афганистан, Бухара, Бухарская область, Самарканд.


Похожие статьи

О некоторых структурных особенностях населения Узбекистана, определяющих показатели его воспроизводства

О месте терминологии родства узбеков среди терминологии других тюркоязычных народов

Особенности изучения лексической группы фитонимов (на материале фитонимов древнеанглийского языка)

К вопросу о проблематике происхождения и этнической идентификации горских евреев на территории Восточного Кавказа

Некоторые критические оценки школьного образования в отечественной публицистике начала ХХ века

К вопросу о теоретических подходах к изучению психологической адаптации личности будущих педагогов в полиэтнической среде

Специфика религиозно-мифологического сознания нанайцев в современных российских условиях

Структурный взгляд к концепции фольклора в процессе изучения иностранных языков

Трансформация этнокультуры кунгратов Южного Узбекистана

Некоторые проблемы отношений между башкирскими и татарскими национальными движениями после Февральской революции в 1917 г.

Похожие статьи

О некоторых структурных особенностях населения Узбекистана, определяющих показатели его воспроизводства

О месте терминологии родства узбеков среди терминологии других тюркоязычных народов

Особенности изучения лексической группы фитонимов (на материале фитонимов древнеанглийского языка)

К вопросу о проблематике происхождения и этнической идентификации горских евреев на территории Восточного Кавказа

Некоторые критические оценки школьного образования в отечественной публицистике начала ХХ века

К вопросу о теоретических подходах к изучению психологической адаптации личности будущих педагогов в полиэтнической среде

Специфика религиозно-мифологического сознания нанайцев в современных российских условиях

Структурный взгляд к концепции фольклора в процессе изучения иностранных языков

Трансформация этнокультуры кунгратов Южного Узбекистана

Некоторые проблемы отношений между башкирскими и татарскими национальными движениями после Февральской революции в 1917 г.

Задать вопрос