Основные вопросы реализации магистерской программы «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Хуснутдинова З. А., Мануйлова Г. Р., Горбаткова Е. Ю., Титова Т. А. Основные вопросы реализации магистерской программы «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1053-1056. — URL https://moluch.ru/archive/62/9641/ (дата обращения: 17.08.2018).

В современных условиях особого внимания заслуживает проблема профилактики аддиктивного поведения в школьном возрасте. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. С целью предупреждения потребления различных психоактивных веществ (ПАВ) детьми и подростками разработана и внедрена магистерская программа «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» по направлению «Педагогическое образование» [15].

Проведенный нами анализ научной литературы по современным подходам к профилактике потребления детьми и подростками ПАВ свидетельствует, что решение данной проблемы невозможно без понимания того, какие личностные и средовые ресурсы помогают им сохранять здоровье и успешно справляться с требованиями образовательного процесса [7,8,10].

В рамках медико-социального исследования образа жизни учащихся политехнического колледжа г. Уфы, для выявления распространенности потребления ПАВ были опрошены 30 подростков разного пола. Каждый пятый студент (20 %) курил несколько сигарет в месяц, каждый второй (50 %) употреблял 2–3 сигареты в день, 20 % — 5 сигарет и 10 % — 10 сигарет в день. Только каждый десятый (10 %) опрошенный нами учащийся не пробовал спиртные напитки, 20 % — пробовали алкоголь на семейных торжествах с родителями, 60 % — со сверстниками и 10 % — в летнем лагере.

На допустимость употребления алкоголя всегда, когда имеются деньги, указали 20 % опрошенных подростков, 70 % — допускали прием алкоголя по праздникам, 10 % считали, что никогда нельзя употреблять спиртные напитки. Необходимо отметить, что все студенты отрицательно относятся к приему наркотиков. Каждый второй анкетируемый считал, что приобрести наркотики довольно просто, а каждый пятый указал на невозможность достать наркотики. Все опрошенные подростки доверяли информации о вреде потребления ПАВ, полученной лишь от родителей. Среди мер профилактики употребления ПАВ 80 % подростков считали необходимым полностью запретить продажу алкоголя и сигарет, 10 % — запретить рекламу и 10 % — предлагали ввести соответствующие штрафы [2,4,16].

Профилактика аддиктивного поведения учащихся должна быть в первую очередь направлена на формирование установки личности на избегание первичного приема наркотиков. Решение данной задачи образовательными методами, которые являются основой для построения эффективных стратегий профилактики среди обучающихся, направлены на формирование у них здорового образа жизни [6,9].

В России только в нескольких педагогических вузах ведется подготовка кадров в области превентологии через магистратуру (Санкт-Петербург, Краснодар и др.).

В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы в 2013 году состоялся первый выпуск магистров по образовательной программе «Профилактика социальных отклонений (Превентология)». В разработке указанной программы мы опирались на опыт наших коллег, в частности РГПУ им. А. И. Герцена, г.Санкт-Петербурга.

Учебный план подготовки магистра по данной программе включает как общенаучный цикл учебных дисциплин, направленный на образование в области безопасности жизнедеятельности, так и профессиональный цикл, содержащий в вариативной части его учебные дисциплины по превентологии [15].

Целью новой программы стало содействие формированию у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в области профилактики социальных отклонений, путем ознакомления их с теоретическими основами сохранения здоровья, получения представления о различных формах и единых механизмах формирования зависимостей, систематизации факторов риска развития девиантного поведения, а также усвоения системы знаний и умений по организации и методике проведения профилактической работы в образовательной среде [3,5].

Это нашло отражение, прежде всего в содержании базовых дисциплин, а именно: «Теоретические основы и технологии сохранения здоровья», «Нейрофизиология зависимостей», «Аддиктивное (зависимое) поведение в молодежной среде», «Организация и методика проведения профилактической работы в образовательной среде», «Технологии обеспечения здоровьесберегающей образовательной среды», «Социально-правовые аспекты профилактики социальных отклонений» [5].

Общими принципами проектирования образовательных программ профилактики могут стать:

-          направленность программ на мишени профилактики;

-          нацеленность на формирование здорового стиля жизни и развитие навыков в решении жизненно важных проблем [14];

-          коммуникативность, т. е. необходимость построения образовательных программ на различных диалогических моделях, предполагающих доверительные взаимоотношения и групповое взаимодействие;

-          адаптивность программ (адаптация к особенностям сообщества, класса);

-          личностный характер программ, ориентация на приобретение учащимися «опыта здорового стиля жизни», опора на технологии «структурного учения», которые проектируются по следующей дидактической цепочке: восприятие информации — ее обсуждение — размышление — принятие установки ценности здоровья — свободный осознанный выбор поведения в жизненных ситуациях;

-          направленность стратегий профилактики на усиление позитивных ресурсов личности [13,15].

Согласно ФГОС ВПО контекст изменений в образовании характеризуется: широким использованием интерактивных образовательных технологий и других инноваций, которые рассматриваются не только как механизм реагирования системы на внешние изменения; как фактор, стимулирующий развитие системы образования; и как средство, обусловливающее потребность в рефлексии сложившегося опыта; но и как конечный результат деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или технологического процесса, используемого на практике [12]. Другими аспектами изменений касаются организации самостоятельной работы, способов оценки достижений студентов, а также разработки современного учебно-методического комплекса. Магистерская программа по превентологии будет осуществляться наиболее эффективно, если будут реализоваться следующие условия:

-          профилактическая работа должна проводиться среди умственно здоровых и хорошо адаптированных к условиям школьного обучения детей;

-          программы должны сочетать различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы;

-          обучение по профилактике АП должны проводить подготовленные педагоги-наставники, пользующиеся доверием своих учеников, а не приглашенные специалисты, родители или сверстники;

-          при использовании программ, основанных на информационном подходе необходимо иметь в виду, что сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся со взглядами учащихся на окружающую действительность и вызывает сомнения в достоверности источника;

-          представляемая информация не должна быть однобокой, необходимо честно раскрывать и обсуждать плюсы и минусы явления;

-          дети должны активно участвовать в различных моделируемых ситуациях, когда они формулируют свои личные позиции в отношении ПАВ [15];

-          в определении целей и специфики содержания, методов и организационных форм профессиональной подготовки специалистов необходимо учитывать стадии формирования медико-педагогической компетентности, определяющей становление развитие самосознания и ведущие факторы его саморазвития [11];

-          активно использовать следующие методы обучения в высшей школе: анализ конкретных ситуаций (case-study); разыгрывание ролей (ролевая игра, деловая игра); «мозговой штурм»; интерактивные методы обучения (социально-психологический тренинг); видеометод и др. [1];

-          в содержание подготовки специалистов различных профессий, включать, например, такие интегрирующие спецкурсы, как: «Тренинг достижения позитивных жизненных целей», «Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья», «Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости», «Формирование коммуникативной культуры школьников в деятельности превентолога», «Здоровый образ жизни как модель поведения», «Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний» [5].

Все эти дисциплины и курсы по выбору, как и ряд других, включенных в содержание ООП магистерской программы, призваны создать прочную образовательную и профессиональную основу для подготовки магистра образования в области превентологии. По нашему глубокому убеждению магистры-превентологи, являющиеся специалистами нового поколения в области профилактики зависимостей, действительно необходимы нашему обществу. Социальный заказ на их подготовку обоснован тем, что современные подходы к пониманию аддиктивного поведения практически не представлены в профессиональном образовании медиков, педагогов, психологов, социальных работников, занимающихся профилактикой употребления психоактивных веществ. И мы надеемся, что образовательная программа «Профилактика социальных отклонений (превентология)», даст возможность выйти на новый профессиональный уровень в области профилактики различных видов аддикций.

Литература:

1.                  Борисов А. А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С. 375–377.

2.                  Горбаткова Е. Ю. Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения подростков / О. В. Нарсеева, Е. Ю. Горбаткова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 11. — С. 068–070.

3.                  Горбаткова Е. Ю. Опасности социального характера // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» / Е. Ю. Горбаткова; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. Уфа, 2011.

4.                  Мануйлова Г. Р. Выявление условий здоровьесберегающей деятельности студентов-первокурсников педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 792–794. М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.

5.                  Матусевич М. С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений) / М. С. Матусевич и др. // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 534–536.

6.                  Mухаметова Г. Р. Медико-социальные проблемы образа жизни и здоровья студентов — будущих педагогов: Автореф. канд. мед. наук. — Казань, 2005. — 24с.

7.                  Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2012. — № 145. — С. 90–95.

8.                  Сыромятникова Л. И. Безопасность человека как предмет изучения // В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы IV Международной научно-практической конференции; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша; 2007; издательство: Центр научно-информационных технологий «Астерион» (СПб). — С. 37–41.

9.                  Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 201–204.

10.              Сыромятникова Л. И. Концептуальный подход преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Л. И. Сыромятникова, М. Г. Романцов, И. К. Шац // Профилактическая и клиническая медицина. — 2009. — № 1. — С.195–197.

11.              Сыромятникова Л. И. Формирование медико-валеологической компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Автореф. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2009. — 24с.

12.              Титова Т. А. Эффективность здоровьесберегающих технологий в охране здоровья девушек подросткового возраста, обучающихся в средних специальных учебных заведениях. Автореф. канд. мед. наук. — Самара, 2005. — 24с.

13.              Хуснутдинова З. А. Образ жизни и здоровье студентов — будущих педагогов / А. Хуснутдинова, Г. Р. Мухаметова, С. Н. Горбушина // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. — 2003. — № 13. — С. 25–31.

14.              Хуснутдинова З. А. Объем и характер лечебно-профилактической помощи, оказанной студентам — будущим учителям / З. А. Хуснутдинова, Г. Р. Мухаметова, Ф. Р. Загидуллина //Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. — 2003. — № 11. — С. 71–75.

15.              Хуснутдинова З. А. О некоторых проблемах организации первичной профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде / З. А. Хуснутдинова, Г. Р. Мануйлова, // III Международная НПК «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация» 6–7 ноября 2013г. Материалы конференции. М.: МГППУ. — 2013. — С. 351–357.

16.              Хуснутдинова З. А., Проблемы формирования аддиктивного поведения в подростковой среде / З. А. Хуснутдинова, Г. Г. Саитгалиева Г. Г. // Социологические исследования. — 2013. — № 6. — С. 86–90.

Основные термины (генерируются автоматически): профилактическая работа, образовательная среда, магистерская программа, Здоровый образ жизни, методика проведения, область профилактики, образовательная программа, отклонение, подросток, Профилактика.


Похожие статьи

Профилактика социальных отклонений в молодёжной среде...

девиантное поведение, первичная профилактика, Здоровый образ жизни, профилактическая работа, риск развития, дисциплина, отклонение, модульное обучение, магистерская программа...

Подготовка магистров к профилактике социальных отклонений...

Здоровый образ жизни, риск развития, дисциплина, профилактическая работа, первичная профилактика, образовательная среда, модульное обучение, магистерская программа, магистерская подготовка...

О необходимости системного подхода к профилактике...

Ключевые слова: социальные отклонения, профилактика первичная, системный подход, подростки, молодежь, школьники, девиантное поведение, методология, предболезнь, здоровье, здоровый образ жизни.

Духовно-нравственные направления профилактики употребления...

образовательная среда, употребление ПАВ, Российская Федерация, профилактическая деятельность, профилактическая работа, здоровый образ жизни, возрастная группа, духовно-нравственное воспитание...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что в плане первичной профилактики наиболее предпочтительными и перспективными являются программы, направленные на формирование здорового образа жизни [4].

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Для построения профилактических программ важно понимать на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика.

Профилактика наркомании в образовательной среде...

Ведущими элементами процесса педагогической профилактики в образовательной среде являются: 1. Субъект профилактической деятельности (педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги классные руководители...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей...

зависимое поведение, психическое состояние, зависимая форма поведения, здоровый образ жизни, зависимость, метод профилактики, профилактическая работа, образовательная среда...

Стратегия подготовки магистров по превентологии...

В статье обсуждаются некоторые стратегически важные аспекты магистерской подготовки, в частности — подготовки магистров по программе «Профилактика социальных отклонений (Превентология)».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профилактика социальных отклонений в молодёжной среде...

девиантное поведение, первичная профилактика, Здоровый образ жизни, профилактическая работа, риск развития, дисциплина, отклонение, модульное обучение, магистерская программа...

Подготовка магистров к профилактике социальных отклонений...

Здоровый образ жизни, риск развития, дисциплина, профилактическая работа, первичная профилактика, образовательная среда, модульное обучение, магистерская программа, магистерская подготовка...

О необходимости системного подхода к профилактике...

Ключевые слова: социальные отклонения, профилактика первичная, системный подход, подростки, молодежь, школьники, девиантное поведение, методология, предболезнь, здоровье, здоровый образ жизни.

Духовно-нравственные направления профилактики употребления...

образовательная среда, употребление ПАВ, Российская Федерация, профилактическая деятельность, профилактическая работа, здоровый образ жизни, возрастная группа, духовно-нравственное воспитание...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что в плане первичной профилактики наиболее предпочтительными и перспективными являются программы, направленные на формирование здорового образа жизни [4].

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Для построения профилактических программ важно понимать на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика.

Профилактика наркомании в образовательной среде...

Ведущими элементами процесса педагогической профилактики в образовательной среде являются: 1. Субъект профилактической деятельности (педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги классные руководители...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей...

зависимое поведение, психическое состояние, зависимая форма поведения, здоровый образ жизни, зависимость, метод профилактики, профилактическая работа, образовательная среда...

Стратегия подготовки магистров по превентологии...

В статье обсуждаются некоторые стратегически важные аспекты магистерской подготовки, в частности — подготовки магистров по программе «Профилактика социальных отклонений (Превентология)».

Задать вопрос