Финансовая система Российской Федерации − совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению. Финансовая система как и другие системы включает органы управления финансами, финансово-кредитные учреждения, финансовые ресурсы, законы, правила, нормы, регулирующие финансовую деятельность. Цель финансовой системы — оперативное формирование и эффективное целевое распределение финансовых ресурсов в целях исполнения повседневных функций, предотвращения чрезвычайных ситуаций и оперативное устранение последствий чрезвычайных ситуаций.
В советский период структура финансовой системы соответствовала проводимой финансовой политике и включала в себя две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему государственный кредит.
Отечественные авторы определяют финансовую систему как совокупность элементов. Основными различиями в определении финансовой системы являются различные элементы, составляющие систему. Рассмотрим предложенную исследователями структуру финансовой системы.
Исследователи, изучающие финансовую систему, подчеркивают, что центральное место в финансовой системе России занимает бюджетная система. Все звенья финансовой системы взаимосвязаны с бюджетной системой.
В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в финансовую систему РФ были включены бюджетная система, а также финансы юридических и физических лиц, в состав которых входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).
Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 было предусмотрено, что государственные внебюджетные фонды, кроме вышеперечисленных, консолидируются с федеральным бюджетом. Государственные внебюджетные фонды (экологические фонды, дорожные фонды, фонд развития таможни и др.), консолидируемые с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, должны сохранять свое целевое назначение (использование). Бюджеты внебюджетных фондов и бюджеты их территориальных подразделений входят в бюджетную систему Российской Федерации (ст.10 БК РФ). В финансовую систему включаются также негосударственные фонды: федеральные и региональные негосударственные пенсионные фонды; фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.
Местные финансы также взаимосвязаны с финансовой системой. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с ним местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.
При характеристике финансовой системы нельзя было не учитывать те изменения, которые произошли в экономической жизни страны (в частности, ликвидация монополии в банковской, страховой, внешнеторговой деятельности, приватизация государственных и муниципальных объектов собственности и т. д.).
Исходя из вышеизложенного, отечественные исследователи выделяют три основных звена в финансовой системе:
- государственных финансов;
- местных финансов;
- частных финансов.
Особенности позиции исследователей в вопросе структуры финансовой системы различаются. Приведем несколько различных точек зрения по данному вопросу.
Николаева Т. П. в финансовой системе выделяет три основных уровня:
- государственные финансы;
- страхование (личное, имущественное, ответственности);
- финансы хозяйствующих субъектов (предприятий) [4; 54].
Дадашев A.3. в определении структуры финансовой системы акцентирует внимание на субъектах экономических отношений, выделяя хозяйствующие субъекты, работников и государство как регулятор условий хозяйствования и природопользования [3;34]. Разнообразие личных, коллективных и общественных потребностей и характер их удовлетворения, обеспечивается соответствующей системой финансовых отношений и ресурсов. Исследователь выделяет три взаимосвязанные подсистемы, на основе отношений, в которых участвуют субъекты:
1) подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у хозяйствующих субъектов;
2) подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у работников;
3) подсистема финансовых отношений и ресурсов, возникающих у государства.
Грачева Е. Ю. в финансовую систему включает следующие финансовые элементы: (группы экономических отношений) [2; 6]:
- государственные финансы;
- финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;
- кредитование;
- страхование.
Согласно данной предложенной структуре финансовой системы государственные финансы включают в себя бюджет страны, внебюджетные фонды, государственный кредит. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками, иными кредитными учреждениями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.
Химичева Н. И., акцентируя внимание на изменениях в финансовой системе в связи с новыми экономическими и политическими условиями общественного развития в стране, выделяет в ней следующие звенья (институты) [5;25].
- бюджетную систему с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;
- внебюджетные целевые фонды;
- финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
- имущественное и личное страхование;
- кредит (государственный, муниципальный и банковский).
Горбунова О. Н. указывает на то, что финансовая система представляет собой совокупность финансовых институтов, отражающей особенности развития государства в условиях перехода к рынку. Финансовая система включает в себя следующие звенья [1;15]:
1. Бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов местного самоуправления (муниципалитетов).
2. Внебюджетные централизованные целевые фонды.
3. Внебюджетные децентрализованные целевые фонды.
4. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.
5. Имущественное и личное страхование.
6. Кредит (государственный и банковский)
Карасева М. В. считает, что финансовая система состоит из относительно самостоятельных звеньев таких, как:
- бюджетные фонды;
- внебюджетные фонды;
- государственный и муниципальный кредит;
- страховые фонды;
- финансы предприятий и организаций.
Карасева М. В. не включает в финансовую систему фонд банковского кредитования, поскольку считает, что «Центральный банк РФ независим от органов исполнительной власти и подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Более того, финансовая и кредитная системы Российской Федерации относительно автономны». Высказанная точка зрения является спорной. Кредитная система, как и финансовая, может рассматриваться в двух аспектах: как совокупность общественных (денежных) отношений, возникающих при создании кредитными организациями фондов денежных средств (ссудного капитала), и как совокупность кредитных организаций, осуществляющих кредитование. Невозможно исключить фонды денежных средств кредитных организаций из финансовой системы
Интересна предложенная структура финансовой системы исследователя Чиликина Д. Ю., который выделил в финансовой системе две укрупненные подсистемы:
- централизованных финансов (государственные и муниципальные);
- децентрализованных финансов.
Централизованные финансы включают в себя бюджетную систему (Федеральный бюджет, территориальный бюджет, местный бюджет), внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ) и государственный кредит. Децентрализованные финансы формируются за счет финансов хозяйствующих субъектов (финансы коммерческих и некоммерческих организаций) и финансов населения.
Исследователь считает правомерным выделение отдельных звеньев финансовой системы вызвано многочисленными субъектами экономических отношений (государство, хозяйствующие субъекты, население), которые участвуют в образовании, распределении и перераспределении ВВП и национального дохода, формировании и использовании фондов денежных средств. Каждому звену финансовой системы присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных доходов и фондов [6;45–48].
Таким образом, рассмотренные модели финансовой системы Российской Федерации различаются вариативностью элементов. Позиция авторов в выделении элементов структуры вызывает у нас, как молодых исследователей, интерес. Мы все же придерживаемся позиции Карасевой М. В.и выделяем следующие элементы финансовой системы: бюджетные фонды, внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредит, страховые фонды, финансы предприятий и организаций. Акцентирование внимания на основных элементах финансовой системы дает понимание механизма функционирования финансовой системы и ее отдельных механизмов, что позволяет выявлять «слабые» стороны, усиливать их, распределять финансовые средства на конкретные области. Понимание сущности финансовой системы является основой понимания экономики страны в целом.
Литература:
1. Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России.М.:Профобразование.2003. 83с.
2. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. М.: Новый юрист, 1998.
3. Дадашев А. З. Финансовая система России: Учебное пособие.М.: ИНФРА-М, 1997. — 248 с.
4. Николаева Т. П. Финансы кредит. Учебно-методический комплекс.−М. Изд.центр ЕАОИ. 2008. −371с.
5. Химичева Н. И. Финансовое право. М.: Норма. 2011.768с.
6. Чиликин Д. Ю. Финансовая система Российской Федерации //Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [отв. ред. О. А. Краев — Красноярск: Сиб. федер. ун-т.,2013.