Система работ по развитию речи на ситуациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 05.03.2014

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Хамдам-Заде Л. Х. Система работ по развитию речи на ситуациях // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1046-1048. — URL https://moluch.ru/archive/62/9600/ (дата обращения: 20.07.2018).

Язык является важнейшим средством обучения, именно эта его коммуникативная социальная функция определяет пути обучения русской речи. В частности, для того чтобы нерусские учащиеся успешно овладевали устной русской речью, необходимо воссоздание на уроках определенных коммуникативных ситуаций, близких к естественным жизненным условиям и требующих от ученика речевого действия, высказывания.

В последнее десятилетие все возрастает внимание методистов и психолингвистов к поиску и экспериментальному исследованию факторов, активизирующих и интенсифицирующих практическое овладение разговорной речью при обучении второму языку (подчеркивается необходимость создания на уроках условий, стимулирующих речевую деятельность, речевое общение), к проблеме создания разного рода комплексов ситуативных речевых упражнений.

В наиболее общем методическом аспекте речевая ситуация определена А. А. Леонтьевым: “Под речевой ситуацией понимается совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану”.

В других определениях подчеркивается роль отдельных элементов, формирующих речевую ситуацию, указываются на важную методическую их сторону — возможность “подмены” реальных условий их описанием или иллюстративным воспроизведением. Так. Н. Н. Амосова считает, что ситуация — это внеязыковая обстановка речи. Форма, в которой представлена эта обстановка, не существенна. Она может быть представлена как в самих житейских условиях, так и в виде описания этих условий. Важно только, что в обоих случаях она остается предваряющим и последующим об общей обстановке излагаемого факта.

Методисты рассматривают также контекстуальный фактор создания речевой ситуации, подчеркивая, что контекст в отличие от ситуации действует своим материальным составом слов, которые сочетают с данным словом, составляют единицу коммуникации в силу своего семантического содержания.

На наш взгляд, под речевой ситуацией следует понимать комплекс коммуникативных условий и факторов различного характера, выступающих в совокупности с побудительно — стимулирующим мотивом, вызывающим ответное речевое действие. Характерными чертами ответного высказывания являются:

-          семантическая адекватность лексико-грамматической формы и содержания побудительному фактору;

-          непременность “сиюминутной” ответной речевой реакции;

-          отражение в речевом высказывании наиболее существенных связей явлений (отношений, предметов) или исчерпывающее высказывание по поводу контекстуальной вызвавшей его причин.

Разговорные уроки русского языка в период предварительного устного курса целесообразно строить в значительной мере на ситуациях, в которых учащиеся в любой момент могут оказаться и которые знакомы им. Это формирует интерес к изучению русского языка, обеспечивает сознательность, повышает эффективность запоминания изучаемого материала.

В нерусской школе реальная каждодневная потребность общаться на русском языке в бытовых условиях ограничена, поэтому необходимо искусственно вызывать такую потребность, ставить учащихся в такие условия, чтобы они в процессе предварительного устного курса не просто отвечали на уроке, а активно общались с учителем и друг с другом на русском языке.

Перевод слов и лексико-грамматических конструкций из пассивного запаса в активный даже при многократном повторении затруднителен без употребления их в живой ситуативной речи.

Обобщая изложенное выше, следует подчеркнуть, что создание разнохарактерных речевых ситуаций представляет собой методическое воссоздание языковой среды, речевой атмосферы.

В условиях речевой ситуации, созданной на уроке, все слышимые, воспринимаемые и имитируемые слова и фразы перестают быть только материалом упражнения, а становятся речью, все более прочно осваиваемой в качестве средства общения по мере введения и закрепления новых лексико-грамматических форм и постепенного наращивания трудностей.

Учебные речевые ситуации содействуют переходу начальных речевых навыков в такие умения, которые могут быть использованы в коммуникативных целях и которые постепенно становятся основой мышления на русском языке.

Для создания на уроках коммуникативно-речевых ситуаций необходима разработка специальной системы ситуативных упражнений для учащихся национальных школ, определение соответствующих приемов и средств. В этих целях, например, могут быть использованы следующие методические приемы и средства (в скобках указана степень сложности каждого приема: I степень — простейшая, начальная; II степень — усложненная, с использованием речевых средств; IIIстепень — сложная, требующая некоторого автоматизма навыков).

I. Называние предметов и действий.

Вопросо-ответные формы беседы “учитель — ученик” (I).

То же, “учитель — класс” (I).

То же, “ученик — учитель” (I,II).

Называние отдельных демонстрируемых предметов (I).

То же, по ситуативным картинкам (I,II).

Называние действий по ситуативным картинкам (I,II).

II. Простейшие коммуникативные речевые действия.

Игры с использованием вопросо — ответных форм (I).

Игры с хоровой формой ответов (I).

Игры с использованием простейших элементов диалога (I,II).

Тематические экскурсии с проведением бесед (I,II,III).

III. Приемы создания развернутых речевых ситуаций.

Тематический имитационный диалог (учитель — ученик) (II).

Самостоятельный диалог (ученик — учитель) (II,III).

То же, с расширением числа участников диалога (II,III).

Разнообразные тематические и дидактические игры (III).

Рассказы по ситуативным картинкам (III).

Инсценированные тематические коммуникативно-речевые тексты (III).

Монологические рассказы на предлагаемые учителем темы (III).

В данную классификацию включены только такие приемы и средства, которые создают ситуации, стимулирующие речевые действия. Они расположены по принципу наращивание трудностей, по мере освоения и необходимой активизации и накопления языкового материала, типовых лексико–грамматических форм и конструкций.

В каждой лексической теме в действующей программе предварительного устного курса разработан набор коммуникативных учебных речевых ситуаций. Эти ситуации максимально приближены к тем, которые реально возникают в обыденной жизни учеников, к естественным условиям речевой коммуникации.

При построении ситуативных диалогов учитывается методический принцип наращивание трудностей. Диалогическая речь должна постепенно переходить от рецептивной формы к продуктивной, иными словами, ученик, опираясь на освоенные готовые образцы, использует в вопросах и ответах вновь полученные знания в соответствии с ситуацией. Его речь на знакомые темы становится все более автоматизированной.

Среди средств и приемов, создающих потребность в общении и позволяющих организовать многоплановые диалоги и беседы с участием трех — четырех учеников, особенно эффективны инсценировки и игры дидактической направленности.

В заключении отметим, что практическая работа по использованию речевых ситуаций на этапе предварительного устного курса привели к следующим выводам:

Успешное овладение русской устной речью в период предварительного устного курса невозможно без применения активных форм обучения (создание на уроке коммуникативно–речевых ситуаций, использование элементов педагогической технологии и игр дидактического характера и т. д.), которые подбираются с учетом возрастных особенностей учащихся.

Ситуации дают возможность максимально приблизить учебный процесс к реальным естественным условиям речевой коммуникации и позволяют работать в должной мере и над темпом речи, и над интонацией, и над произношением. На уроках необходимо применять разнообразные виды и формы работы с использованием ситуативно — речевых упражнений.

Для создания коммуникативно — речевых ситуаций на уроках в период первоначального обучения языку целесообразно использовать систему постепенно усложняющихся методических приемов и средств.

Речевые ситуации должны быть тематически организованы с учетом специфики родного языка.

Следует выделить для активного усвоения соответствующие темы и подтемы.

Система учебных материалов должна быть направлена на решение учебно– воспитательных задач и развитие логического и образного мышления. При этом необходим строгий учет не только активного, но и пассивного словаря. Следует широко применять наглядные пособия и ИКТ.

Литература:

1.         Амосова Н. Н. Слово и контекст. Очерки по лексикологии, фразеологии и стилистике. Л.Изд.ЛГУ.1978.с.20.

2.         Изаренков Д. И. Речевая ситуация. Функциональные типы речевого действия. — РЯЗР, 1979. № 2.ст48–52.

3.         Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.Просв.,1969.-214.

4.         Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.:Рус. язык.1991.-223.

Основные термины (генерируются автоматически): III, ситуация, речевая ситуация, предварительный устный курс, русский язык, речевая коммуникация, речевое действие, игра, прием, наращивание трудностей.


Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Для реализации практических целей обучения иностранным языкам, состоящих в формировании навыков и развитии умений устно-речевого иноязычного общения, прежде всего, необходимо создать условия для активного речевого взаимодействия обучаемых друг с другом и...

Система коммуникативных упражнений по развитию речи

Выделяются три особенности речевой деятельности, которые могут лечь в основу создания систем упражнений

Одним из действенных средств повышения эффективности обучения русскому языку является использование на уроках ситуаций.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд.

9. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова Е. А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация.

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной речи

ситуация, упражнение, учащийся, исходная информация, речевая ситуация, преподаватель, устная речь, развитие ситуации, предметная ситуация, речевое действие.

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического...

Иконников С. И. Стилистика в курсе русского языка.

Основные термины (генерируются автоматически): стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин.

Использование коммуникативно-речевых заданий на занятиях...

Задачи курса русского языка состоят в следующем

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе.

Формирование коммуникативной компетентности

«Речевая агрессивность проявляется в увеличении громкости и эмоциональности диалога

Заключительным этапом изучения устных высказываний в коммуникативном аспекте может стать сопоставление пословиц русского языка и фрагментов родословного дискурса.

Видеоматериалы на занятиях по РКИ: развитие коммуникативной...

русский язык, фильм, учебный процесс, студент, учащийся, этап обучения, социокультурная компетенция, домашнее задание, иностранный язык, речевая деятельность.

Развитие невербальных средств коммуникации как составная...

Благодаря этому общению намечаются две взаимосвязанные линии в развитии коммуникативных способностей ребёнка: вербальная и невербальная коммуникация. В дальнейшем оба средства коммуникации выступают в ситуациях межличностного речевого...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Для реализации практических целей обучения иностранным языкам, состоящих в формировании навыков и развитии умений устно-речевого иноязычного общения, прежде всего, необходимо создать условия для активного речевого взаимодействия обучаемых друг с другом и...

Система коммуникативных упражнений по развитию речи

Выделяются три особенности речевой деятельности, которые могут лечь в основу создания систем упражнений

Одним из действенных средств повышения эффективности обучения русскому языку является использование на уроках ситуаций.

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд.

9. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова Е. А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация.

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной речи

ситуация, упражнение, учащийся, исходная информация, речевая ситуация, преподаватель, устная речь, развитие ситуации, предметная ситуация, речевое действие.

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического...

Иконников С. И. Стилистика в курсе русского языка.

Основные термины (генерируются автоматически): стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин.

Использование коммуникативно-речевых заданий на занятиях...

Задачи курса русского языка состоят в следующем

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе.

Формирование коммуникативной компетентности

«Речевая агрессивность проявляется в увеличении громкости и эмоциональности диалога

Заключительным этапом изучения устных высказываний в коммуникативном аспекте может стать сопоставление пословиц русского языка и фрагментов родословного дискурса.

Видеоматериалы на занятиях по РКИ: развитие коммуникативной...

русский язык, фильм, учебный процесс, студент, учащийся, этап обучения, социокультурная компетенция, домашнее задание, иностранный язык, речевая деятельность.

Развитие невербальных средств коммуникации как составная...

Благодаря этому общению намечаются две взаимосвязанные линии в развитии коммуникативных способностей ребёнка: вербальная и невербальная коммуникация. В дальнейшем оба средства коммуникации выступают в ситуациях межличностного речевого...

Задать вопрос