Наркозависимость как психолого-педагогическая проблема современного общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 07.02.2014

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Кубышко Л. В., Матусевич А. М. Наркозависимость как психолого-педагогическая проблема современного общества // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 792-794. — URL https://moluch.ru/archive/62/9317/ (дата обращения: 23.10.2018).

Ключевые слова: наркозависимость, превентивное пространство, медицинская модель, образовательная модель, психосоциальная модель, антинаркотическая работа, психоактивные вещества, реабилитационное пространство.

В конце 20-го и начале 21–го века злоупотреблениеалкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (далее ПАВ) приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к наркотическим средствам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.

Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические, социально-идеологические и биомедицинские факторы, а по масштабу их действия — глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям, личностям.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60 % опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как рынки сбыта наркотиков в детско-подростковой среде.

Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер.

Обращает также на себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. В стране отсутствуют государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.

На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80 % всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и т. д. Бюджетное здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь — снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приему наркотиков отдыху, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым.

Вторым важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т. к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутствующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. В ряде стран для детей и подростков «группы риска» развернута целая сеть учреждений социальной помощи — «жилые общины» для молодежи, женщин с детьми, «кризисные» молодежные временные убежища, ночные приюты.

В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики:

Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.

Образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

В настоящее время различными являются и формы законодательного отношения к наркотикам — от разрешения на легальную торговлю «легкими» наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай, Ирак).

Система профилактических мер, несомненно, нуждается в экономической оценке.

Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов — медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Для образовательной среды это выглядит следующим образом:

-          ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде;

-          снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов;

-          распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и молодежи.

Как итог этих потерь:

-          незавершенное среднее и высшее образование (в том числе зачастую — незаконченное основное общее образование);

-          нереализованное среднее образование;

-          снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.

Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании — гепатит, СПИД, заболевания, полученные половым путем (ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди детей и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных средств, необходимых для лечения наркоманов.

Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему:

-          криминализация общества;

-          распространение субкультуры наркозависимых;

-          деформация иерархии общественных ценностей;

-          ухудшение демографических показателей (в т. ч. снижение рождаемости уже в ближайшем будущем).

Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена — школы, профессиональные училища, менее активно — колледжи, лицеи и вузы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.

Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми и молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи.

В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ.

Представляется важным анализ правового поля в России с точки зрения профилактики злоупотребления ПАВ.

Все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т. е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.

Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды.

Совместно с МВД России, Минздравом России, ФСКН России, иными заинтересованными министерствами и ведомствами должны быть определены формы межведомственного взаимодействия в вопросах выявления, взаимного информирования и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечения распространения наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях.

Литература:

1.         Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С.«Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений)»// Журнал «Молодой ученый» (№ 10 (57), октябрь 2013 г.).

2.         Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.

3.         Анисимов А. И., Матусевич М. С.,.Шатровой О. В. Виктимная психология. Системно-деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография — СПб.: «Издательство РГПУ им. А. И. Герцена», 2013

4.         Матусевич М. С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. — 53 с.

5.         Макарова Л. П., Соловьев А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников// Молодой ученый.2013. № 12 (59). С. 494–46.

6.         Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета// Молодой ученый. 2013. № 6.С. 730–732.

7.         Макарова Л. П., Буйнов Л. Г.. Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема//Современные проблемы науки и образования.2012.№ 4.С.242.

8.         Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Российского педагогического университета им.А. И. Герцена.2012.№ 145.С.90–96.

9.         Хвеженко С. П., Матусевич М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009.№ 1.С.222–226.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, вещество, ребенок, молодежь, медицинская модель, медицинский ущерб, образовательная модель, лечебно-реабилитационная помощь, детско-подростковая среда, социальная помощь.


Ключевые слова

наркозависимость, превентивное пространство, медицинская модель, образовательная модель, психосоциальная модель, антинаркотическая работа, психоактивные вещества, реабилитационное пространство.

Похожие статьи

Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи

Ключевые слова: медицинская модель, образовательная модель, концепция профилактики, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, социальные навыки, альтернативная деятельность, коммуникативная модель.

Профилактика наркомании в детско-подростковой среде

профилактика, наркотизация, медико-социальные последствия, антинаркотическая ра-бота, детско-подростковая популяция.

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде.

Наркомания в молодежной среде: причины распространения...

- своевременное оказание специализированной медицинской помощи лицам, больным наркоманией

Итак, решая задачи социально-педагогической помощи семье в школе или в учреждении социального обслуживания семей с детьми, необходимо

Проблема первичной профилактики употребления психоактивных...

Вся детско-подростковая среда, с учетом возрастной специфики, является объектом ранней антинаркотической профилактики.

Медицинская модель — ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном...

Особенности девиантной социализации несовершеннолетних

Участились в последнее время и случаи обращения за медицинской помощью детей- подростков с телесными повреждениями, нанесенными сверстниками.

Основные направления социальной работы...

социальная работа, наркомания, семья, наркотик, вещество, Россия, незаконный оборот, подростковая наркомания.

Научный обзор вопроса детской инвалидности как...

Камаев И. А., Позднякова И. Я. Детская инвалидность –Н/нов-город-НГМА, 1999,156с. Косова С. А. Реабилитационная активность семей, как критерий эффективности медико-социальной помощи детям-инвалидам.

К вопросу о социально-педагогической реабилитации...

Реабилитацией называют комплексное применение медицинских, социальных, психолого-педагогических действий, необходимых

По отношению к такой категории детей и подростков, необходима адресная психологическая и социальная помощь, расширение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи

Ключевые слова: медицинская модель, образовательная модель, концепция профилактики, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, социальные навыки, альтернативная деятельность, коммуникативная модель.

Профилактика наркомании в детско-подростковой среде

профилактика, наркотизация, медико-социальные последствия, антинаркотическая ра-бота, детско-подростковая популяция.

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде.

Наркомания в молодежной среде: причины распространения...

- своевременное оказание специализированной медицинской помощи лицам, больным наркоманией

Итак, решая задачи социально-педагогической помощи семье в школе или в учреждении социального обслуживания семей с детьми, необходимо

Проблема первичной профилактики употребления психоактивных...

Вся детско-подростковая среда, с учетом возрастной специфики, является объектом ранней антинаркотической профилактики.

Медицинская модель — ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном...

Особенности девиантной социализации несовершеннолетних

Участились в последнее время и случаи обращения за медицинской помощью детей- подростков с телесными повреждениями, нанесенными сверстниками.

Основные направления социальной работы...

социальная работа, наркомания, семья, наркотик, вещество, Россия, незаконный оборот, подростковая наркомания.

Научный обзор вопроса детской инвалидности как...

Камаев И. А., Позднякова И. Я. Детская инвалидность –Н/нов-город-НГМА, 1999,156с. Косова С. А. Реабилитационная активность семей, как критерий эффективности медико-социальной помощи детям-инвалидам.

К вопросу о социально-педагогической реабилитации...

Реабилитацией называют комплексное применение медицинских, социальных, психолого-педагогических действий, необходимых

По отношению к такой категории детей и подростков, необходима адресная психологическая и социальная помощь, расширение...

Задать вопрос