В статье описывается специфика организации самостоятельной работы магистров в процессе в процессе методической подготовки на базе факультета безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И, Герцена. Рассматривается содержание самостоятельной работы магистров в процессе изучения дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе».
Ключевые слова:самостоятельная работа магистров, содержание самостоятельной работы, магистры педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Организация одного из важнейших резервов повышения эффективности системы подготовки является — самостоятельной работы магистров в образовательном пространстве, является наиболее актуальной в процессе методической системы подготовки, так как важность данного вида деятельности связана с переходом на деятельностную парадигму высшего образования РФ в соответствии с реализацией ФГОС ВПО третьего поколения. Так, согласно ФГОС ВПО при реализации действующих основных образовательных программ соотношение между аудиторной нагрузки и самостоятельной работой студентов равно 1:3, что наиболее эффективно для улучшения качества образования. С внедрением новых технологий субъектная позиция магистра становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личное развитие — одной из главных образовательных целей в реализации самостоятельной работы как компонента организации методической системы подготовки.
Учитывая выше сказанное важным направлением в процессе методической подготовки магистров на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена является организация самостоятельной работы студентов в процессе теоретического обучения [1,8] и педагогической практики [5].
Специфика организации самостоятельной работы магистрантов в процессе методической подготовки проявляется: в интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности; в изменении характера взаимодействия преподавателя и обучаемых; в изменении образовательных технологий, форм и методов организации, состоящих в сопровождении магистранта при выполнении самостоятельной работы, в оказании ему помощи и поддержки. Под реализацией самостоятельной работы, в нашем исследовании, на основе методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, понимается система организации образовательного процесса подготовки магистров в области безопасности жизнедеятельности, которая варьируется в увеличении количества времени самостоятельной работы от теоретического обучения.
Проблема организации самостоятельной работы студентов как компонента системы подготовки рассматривается в разных аспектах гуманизации современного образования — философского, психологического, педагогического и методического. Например, в трудах отечественных ученых понятие «самостоятельная работа» рассматривается как:
- планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [7];
- синтез формы учебной деятельности и средства организации познавательной деятельности [2];
- средство моделирования профессиональной деятельности [3].
Рассмотрение феномена самостоятельной работы с психологической точки зрения основано на теории мотивации А. Маслоу и К. Альдерфера, как основополагающего фактора компонентов системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. К мотивационным аспектам активизации компонента методической системы подготовки магистров — самостоятельной работы студентов относим следующие:
- осознанное выполнение обучающимися заданий самостоятельной работы, как подтверждение результата его профессиональной подготовки;
- проектирование и реализация учебно-методических заданий по самостоятельной работе студентов, с целью формирования и развития методической компетентности студентов;
- участие магистрантов в научно-исследовательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности на основе комплекса методической системы подготовки;
- осуществление консультативной деятельности со стороны преподавателя, педагога и модератора;
- использование комплекса контрольно-измерительных материалов, с целью проверки эффективности организации самостоятельной работы студентов как компонента методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности (тесты, портфолио и др.).
По мнению, Л. К. Боровик и Е. Н. Глубоковой, целями самостоятельной работы магистров являются:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- формирование умений самостоятельно работать с информацией, использовать нормативную, правовую, справочную, учебную и научную литературу;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности решения, развитие исследовательских навыков [6].
Таким образом, самостоятельная работа нами рассматривается, как деятельность студентов по выполнению научно-методических функций, способствующая формированию и развитию знаний, приобретения умений и способов применения полученных знаний в процессе методической системы подготовки магистра в области безопасности жизнедеятельности и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Учитывая работы Т. А. Коростелиной [4], выделяем следующие виды самостоятельной работы магистрантов:
- воспроизводящие работы, включающие воспроизведение знаний и умений. Способ выполнения и необходимые данные представлены в самой работе или инструкции к ее выполнению. Задачи данного типа направлены на накопление студентом опорных фактов и способов деятельности, закрепление умений и навыков, способствующие созданию условий для выполнения задач более высокого уровня самостоятельности. Например, разработка опорных конспектов лекций по дисциплинам «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе», тренировочных упражнений (кейс-методов) для проверки полученных знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности;
- реконструктивные работы, предполагающие самостоятельное нахождение студентом способов решения поставленной в задаче проблемы. Для работ данного вида главное — актуализация ранее усвоенных знаний, умение применять их для достижения результата. В процессе такого воспроизведения знаний о способах деятельности превращаются в навыки и умения, так на занятиях по дисциплинам «Организация самостоятельной работы школьников в курсе ОБЖ» магистрам представляется широкое поле для создания разнообразных заданий и их практическое решение (ситуационные задачи, задания проектной и практической направленности и др.);
- эвристические работы, определяют решение нестандартных, нетиповых задач. В основе таких работ лежит поиск, формулирование и реализация идеи. Но все это относится к фрагментам общего задания. Например, задания, включаемые в спецкурсы, семинары, задания проектной направленности и выполнение рефератов по выбранной тематике;
- исследовательские работы предполагают самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Например, написание научных статей, участие в научно-практических конференциях по вопросам организации и проведения исследований в образовательной области безопасность жизнедеятельности.
Таким образом, в представленных видах самостоятельной работы, мы отмечаем, что данная работа представляет систему со сложной внутренней структурой, имеющую обратную связь между результатами выполняемых заданий и педагогом через технологии выполнения этих заданий.
Содержание самостоятельной работы магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе подготовки предусматривает следующие виды работ:
- выполнение индивидуальных заданий к практическим занятиям;
- изучение учебной и методической литературы, с целью составления аннотаций и каталогов;
- изучение нормативных документов, регламентирующих новые направления в развитии образования в области безопасности жизнедеятельности;
- проведение исследований в условиях образовательных учреждений различных видов.
Содержание самостоятельной работы магистров в процессе изучения дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе» представлено в таблице.
Таблица 1
Содержание самостоятельной работы магистров в процессе изучения дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе»
Темы дисциплины |
Содержание самостоятельной работы студентов |
Тенденции развития образования в области безопасности жизнедеятельности и их трансформация в педагогическом процессе школы |
- составление аналитического обзора Интернет-ресурсов с оценкой основных тенденций развития образования в области безопасности жизнедеятельности; — составление аннотируемого каталога по выбранной теме; — составление библиографического списка литературы; — составление характеристики основных тенденций развития образовательной области безопасность жизнедеятельности с использованием электронных ресурсов; — составление терминологического словаря по теме |
Основные этапы и понятия теории и методики предмета «Безопасность жизнедеятельность» в России |
- разработка материалов по учебному курсу ОБЖ на основе анализа отечественного, зарубежного и международного опыта в области безопасности жизнедеятельности; — составление характеристики основных этапов становления и развития предметной области безопасность жизнедеятельности с использованием отечественных и зарубежных источников; — определение основных направлений развития предметной области безопасности жизнедеятельности на основных этапах; —составление словаря основных понятий предметной области безопасность жизнедеятельности |
Обзор современных проблем методики обучения и практики образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности |
- реферирование научной статьи по выбранной теме; — анализ различных источников информации (журналы, Интернет-ресурсы и др.) по актуальным вопросам методики обучения безопасности жизнедеятельности; — проведение анкетирования преподавателей — организаторов ОБЖ с целью выявления основных проблем в процессе обучения учащихся; — подготовка эссе по выбранной теме; — аналитический обзор методических тем образовательных учреждений с использованием интернет-ресурсов; |
Внедрение инновационных технологий в практику педагогического процесса в школе |
- подготовка сообщений на одну из выбранных тем по проблемам использования инновационных технологий в обучении безопасности жизнедеятельности; — подготовка статистических данных по эффективности использования инновационных технологий обучения безопасности жизнедеятельности — проведение мини-исследования по выбранной теме; — разработка плана-конспекта занятия с использованием инновационных технологий обучения; — разработка контрольно-измерительных материалов при использовании инновационных технологий |
Стандартизация образования по безопасности жизнедеятельности и ее отражение в практике образовательных учреждений различных типов |
- составление сравнительного анализа образовательных стандартов по курсу ОБЖ; —составление сравнительного анализа образовательных программ по курсу ОБЖ; — составление сравнительного анализа учебников по курсу ОБЖ; — изучение системы работы преподавателя-организатора по ОБЖ выбранной школы |
Обучение безопасности жизнедеятельности в профильной школе |
- изучение опыта реализации оборонно-спортивного профиля а образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области с использованием интернет-ресурсов; — разработка элективных курсов по выбранной теме; — разработка конспекта учебных занятий для профильных классов; — подбор диагностических материалов к различным темам в профильных классах |
Моделирование программ и образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в разных типах образовательных учреждений |
- анализ нормативных документов (образовательные стандарты, учебные программы по курсу ОБЖ); — анализ тематического планирования по курсу ОБЖ с использованием методических материалов; — разработка внеклассных и урочных занятий по курсу ОБЖ для различных типов образовательных учреждений |
Таким образом, обобщая выше изложенное можно выделить требования к организации самостоятельной работы магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности:
- учет особенностей содержания дисциплин направления и дисциплин специальной подготовки;
- разработка учебно-методической документации, материалов и электронно-библиотечной системы по всем курсам основной образовательной программы магистратуры;
- систематическое и последовательное оценивание качества освоения основной образовательной программы магистратуры, включающую текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию.
Литература:
1. В. Ю. Абрамова Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» //Молодой ученый.2012.№ 9. С.260–263.
2. О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. — М.: Высшая школа,1990. — 191 с.
3. О. П. Дрон Инновационная модель организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения дисциплинам менеджмента //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена № 32 (т.11) 2007 С.267–270.
4. Т. А. Коростелина Активные методы в системе организации самостоятельной работы студентов//Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения.- Петрозаводск., 1988. — С.38–45.
5. Г. А. Костецкая, Э. М. Киселева Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов//Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Гуманитарные и общественные науки» 2012. Т.2 № 148. С.54–60.
6. Организация самостоятельной работы в магистратуре: методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических университетов/Составители: Л. К. Боровик, Е. Н. Глубокова. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009- 139с.
7. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ коллектив авторов под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 432с.
8. Т. А. Спицына Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету //Молодой ученый 2013., № 8(55) С.431–434.