Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Спицына, Т. А. Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности / Т. А. Спицына. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/411/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой работы в системе обучения учащихся, выделяются различные виды массовых работ по ОБЖ, характеризуются особенности проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплине «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: массовая работа учащихся, методическая подготовка студентов, содержание массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» сообщается: «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению) (статья 66) [4]. Все вышеперечисленные задачи могут успешно реализовываться в процессе регулярного, системного участия учащихся в массовой работе. Массовая работа может рассматриваться как организованная и целенаправленная учебная деятельность, проводимая общеобразовательным учреждением для расширения и углубления знаний, умений и навыков учащихся, индивидуальных способностей. Она должна проводиться систематически со всеми учащимися на протяжении всего учебного года.

В современных условиях обучения значение массовой работы в учебном процессе заметно увеличилось, так как она способствует повышению интереса учащихся к предмету, формированию личности безопасного типа поведения, а также углубленных предметных знаний, содействует развитию познавательной активности, способностей и личностных качеств учащихся [2]. Проблеме содержания и организации массовой, внеклассной работы учащихся уделяли внимание многие известные педагоги, психологи, методисты (Бабанский Ю.К., Верзилин Н.М., Загвязинский В.А., Пономарева И.Н., Сластенин В.А., Смирнов С.А., Тряпицына А.П. и другие). Массовая работа принадлежит к одной из наиболее распространённых форм обучения в школе. Ей свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на учащихся. Массовая работа способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого участника, взаимопомощи, взаимопонимания в большом коллективе учеников. Сопереживание, возникающее от участия в общем деле, чувство ответственности служат важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены определенным датам, юбилеям ученых, деятелей культуры и др. Праздники по основам безопасности жизнедеятельности могут быть познавательно-развивающими, спортивно-оздоровительными, военно-патриотическими и др. [1]. Они расширяют кругозор детей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества, способствуют развитию умений и навыков действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и социального характера. В учебно-воспитательном процессе часто проводятся конкурсы, смотры, интеллектуальные викторины, олимпиады, научно-практические конференции среди учащихся разных классов. Такие массовые мероприятия оказывают значительное влияние на формирование системы знаний и умений, развитие познавательных способностей, инициативы, темп усвоения нового учебного материала [3].

В связи с вышесказанным актуальным является методическая подготовка студентов педагогических вузов по проблеме организации массовой работы учащихся. В рамках учебного плана бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности, факультета безопасности жизнедеятельности разработан и реализуется курс по выбору «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности». Основной целью курса является формирование у студентов системы знаний по содержанию и методике организации массовой работы учащихся в области безопасности жизнедеятельности, способности и готовности осуществлять образовательную деятельность в общеобразовательных учреждениях. Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты знали основы методики массовой, внеклассной работы; специфику содержания и организации массовой работы по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях; психофизиологические особенности обучающихся и методы осуществления педагогического взаимодействия.

В результате освоения содержания данного курса студенты должны научиться применять современные методики организации массовой работы по различным направлениям безопасности жизнедеятельности; определять цели и задачи, наиболее рациональные виды деятельности применительно к конкретным темам и возрасту учащихся; уметь составлять планирование массовой работы по предмету; проводить текущую (корректирующую) и итоговую проверку выполнения учащимися научно-исследовательских, творческих, военно-патриотических, спортивных и других работ. Изучая рассматриваемый курс по выбору, студенты приобретают необходимые навыки по организации массовой работы в области безопасности жизнедеятельности как части целостного процесса обучения и воспитания, основываясь на определенных дидактических принципах, используя соответствующие педагогические технологии обучения, ориентированные на развитие познавательного интереса, работу с различными источниками информации.

Программа курса «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом и ориентирована на системную организацию в учебно-воспитательном процессе массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности. Структура курса основана на сочетании лекционных и практических занятий. Объем лекционных занятий содержит материал установочного характера и включает рассмотрение общих положений о целях, задачах, функциях, принципах, методах организации массовой работы в школе, а также особенностях содержания и проведения разнообразных видов внеурочных и внеклассных массовых работ по основам безопасности жизнедеятельности. Содержание лекционного материала позволяет студентам ознакомиться с взглядами известных ученых, педагогов на необходимость организации массовой познавательной деятельности учащихся, требованиями к планированию, проведению, содержанию массовой работы в школе. Так, например, на лекционных занятиях студенты знакомятся с особенностями организации, содержания и проведения познавательно-развивающей, военно-патриотической, спортивно-оздоровительной, учебно-тренировочной массовой работы по основам безопасности жизнедеятельности. Большое внимание уделяется рассмотрению методики проведения массовых работ по экологической безопасности, профилактике аддиктивного поведения и дорожно-транспортного детского травматизма, а также особенностям организации массовой работы в детском оздоровительном лагере.

Деятельность бакалавров на практических занятиях направлена на углубленное изучение учебной дисциплины, формирование и развитие научного мышления, умения аргументированно отстаивать свое мнение, приходить к соответствующим выводам и составлять планирование массовой работы учащихся по ОБЖ, т.к. от грамотного составленного планирования во многом зависит эффективность организации, проведения массового мероприятия, а также уровень сформированных компетенций учащихся. Составляя планирование массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности студенты должны познакомиться с содержанием Государственного образовательного стандарта по ОБЖ, учебным планом, программами дисциплины, учебно-методическим комплексом по ОБЖ в школе. Также на практических занятиях студенты разрабатывают план проведения, требования к организации массового мероприятия; определяют необходимое оборудование, инвентарь; место проведения; критерии для оценивания выполненных учащимися заданий, а также готовят раздаточный дидактический материал, примеры заданий для различных видов массовой работы с учетом принципа дифференциации. При разработке заданий для организации массовой работы в общеобразовательной школе или оздоровительном лагере студенты учитывают примерное количество времени для выполнения задания; логику и структуру учебного материала; характер познавательной, творческой деятельности, направленной на выполнение тех или иных заданий; практическое назначение задания; постепенное нарастание уровня сложности и проблемности.

Текущая диагностика эффективности усвоения студентами дисциплины строится с помощью следующей совокупности методов: учет посещаемости лекционных и практических занятий; педагогическое наблюдение; тестирование; анализ результатов выполненных заданий, в том числе презентаций разработанных планов массовых работ военно-патриотической, спортивно-оздоровительной, познавательно-развивающей, учебно-тренировочной направленности, а также массовой работы по профилактике аддиктивного поведения, детского дорожно-транспортного травматизма и др. Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине. В процессе изучения курса по выбору «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности» студентам рекомендуется выполнить следующие основные задания:

-подготовить психолого-педагогическое обоснование необходимости организации массовой работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности;

-составить планирование массовых мероприятий по ОБЖ для учащихся 5-9 классов и 10-11 классов;

-определить дидактические принципы организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности;

-подготовить раздаточный дидактический материал для организации массовой работы;

-разработать презентацию массового мероприятия по ОБЖ;

-провести анализ Интернет-ресурсов по проблеме теории и практики организации массовой работы в области БЖ в российских и зарубежных школах;

- разработать задания для различных видов конкурсов, эстафет, олимпиад, викторин, КВН, военных сборов, зарниц с учетом разных возрастных групп и др.

Овладение содержанием дисциплины «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности» и выполнение различных заданий рассматриваются как важная составляющая профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности и осуществляется поэтапно: ознакомление студентов с психолого-педагогическими особенностями массовой работы учащихся; разработка содержания, плана проведения конкретных видов массовых внешкольных мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности, обсуждение со студентами возможностей самообразования учащихся в процессе подготовки и участия в массовом мероприятии.

Внеаудиторные занятия связаны с организацией различных видов самостоятельной работы студентов. К наиболее значимым из них следует отнести:

-анализ учебно-методической литературы;

-составление терминологического словаря по дисциплине;

-написание и защита реферата по одной из предложенных тем (по желанию студента);

-работа с научными публикациями, словарями и справочной и периодической литературой;

-анализ учебных программ, учебников по ОБЖ;

-разработка методических требований к организации и проведению массовой работы учащихся (на основе анализа учебно-методической литературы);

-разработка планирования массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности для кадетских классов;

-разработка содержания и методики организации различных видов массовой работы учащихся по ОБЖ;

-выполнение индивидуальных творческих заданий по выбранной теме и др.

Таким образом, изучение студентами курса по выбору «Организация и методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности» условно можно разделить на три блока: лекционный (изучение теоретического материала), практический (применение полученных знаний на практике), блок самостоятельного изучения материала. Такая организация учебного процесса, по нашему мнению, позволяет не только ознакомить студентов с особенностями организации массовой работы учащихся в процессе обучения безопасности жизнедеятельности, но и способствует их готовности к осуществлению практической деятельности в этом направлении.

 

Литература:

  1.                Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с.
  2.                Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. Л.А. Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
  3.                Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «академия», 2007 . – 576 с.
  4.                Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» на 2015 г. Под ред. Дектяревой Т. М.: Эксмо-Пресс, 2015. – 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая работа, массовая работа учащихся, основа безопасности жизнедеятельности, массовое мероприятие, область безопасности жизнедеятельности, задание, занятие, ОБЖ, особенность организации, студент.

Ключевые слова

массовая работа учащихся, методическая подготовка студентов, содержание массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности

Похожие статьи

Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога...

Необходимость введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельной дисциплины в образовательном учреждении

В процессе написания настоящей статьи были изучены и проанализированы такие пункты и моменты как: степень изученности основ безопасности жизнедеятельности среди предметов российской системы образования; обоснование необходимости и пути введения в уче...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...

Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии»

В статье проводится анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИТ». Излагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, как на уроке, так и в процессе самостоятел...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Важнейшим условием повышения эффективности учебного процесса является организация учебно-исследовательской деятельности в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющая учащимся заниматься различной мыслительной деятельностью и способству...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомен...

Управление воспитательной работой с обучающимися «группы риска» в организациях профессионального образования

В данной статье затрагивается проблема увеличения детей «группы риска». Автор дает описание характерных черт присущих детям данной группы, а так же сложностями которые возникают в процессе обучения у детей «группы риска» и их окружения. На основе пол...

Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету

В статье рассматривается методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», рассмотрен курс по выбору ...

Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»

В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...

Похожие статьи

Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога...

Необходимость введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельной дисциплины в образовательном учреждении

В процессе написания настоящей статьи были изучены и проанализированы такие пункты и моменты как: степень изученности основ безопасности жизнедеятельности среди предметов российской системы образования; обоснование необходимости и пути введения в уче...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...

Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии»

В статье проводится анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИТ». Излагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, как на уроке, так и в процессе самостоятел...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Важнейшим условием повышения эффективности учебного процесса является организация учебно-исследовательской деятельности в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», позволяющая учащимся заниматься различной мыслительной деятельностью и способству...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомен...

Управление воспитательной работой с обучающимися «группы риска» в организациях профессионального образования

В данной статье затрагивается проблема увеличения детей «группы риска». Автор дает описание характерных черт присущих детям данной группы, а так же сложностями которые возникают в процессе обучения у детей «группы риска» и их окружения. На основе пол...

Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету

В статье рассматривается методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», рассмотрен курс по выбору ...

Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»

В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...

Задать вопрос