В настоящее время все чаще стали слышны фразы «подростки группы риска», «дети группы риска», «школьная группа риска». Термин «группа риска» не сходит с языка у всех, кто имеет отношение к системе образования.
На сегодняшний день в педагогике и психологии существует множество определений группы риска и каждое из них отличается, в зависимости от того, по каким критериям в нем относят детей и подростков к данной категории. В нашей статье мы будем придерживаться следующего определения: «Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов…» [7, 64].
У «группы риска» нет возрастных ограничений, в нее могут попасть и дети, находящиеся в детском саду, и подростки, обучающиеся в школе и студенты, проходящие обучение в высших учебных заведениях. Таким образом, в некотором смысле мы можем говорить об универсальности термина «группа риска».
В нашем исследовании мы решили остановиться на категории обучающихся пятых классов (подростки 11–12 лет).
На первом этапе мы провели теоретический анализ проблемы исследования и сформулировали гипотезу о том, что в силу социальной ситуации способствующей уязвимости пятиклассники могу оказаться в «группе риска», характеризующейся сниженными психологическими ресурсами, осложняющими актуальную адаптацию. К факторам риска мы относим: неадекватный уровень самооценки (завышенная, заниженная), низкую учебную мотивация и познавательную пассивность, социальную изоляцию.
После осуществления теоретического анализа мы определили следующее: обучающимся пятого класса в силу своих психологических и физиологических особенностей приходится одновременно вступать как в новую социальную роль — школьника средней школы, так и в новый, наиболее сложный, по мнению многих исследователей, период — подростковый возраст [10, 364].
Переход из начального звена среднее — не то же самое, что простой переход из одного класса в другой, это качественно новое изменение, которое отражается абсолютно на всех сферах деятельности ребенка: он прощается с первой школьной учительницей, которая вела у него большинство уроков, на смену ей по каждому предмету назначается отдельный, новый педагог, сами предметы усложняются, добавляются те, о которых ребенок раньше мог только слышать, вместо одного основного и многими любимого класса у него появляется «кабинетная система», а это в свою очередь значит, что каждый урок ему нужно будет переходить из класса в класс, а не проводить весь день в одном и том же кабинете как раньше. Менее значимым становиться его положение среди других учеников: если раньше, в четвертом классе, он был самым старшим среди начальной школы, то теперь он — самый младший среди среднего звена, что непременно может отразиться на самовосприятии и самооценке обучающегося. Период адаптации к новым условиям обучения у каждого обучающегося разный. Сама адаптация может занимать достаточно длительный срок: от одного месяца до целого года [6, 85].
Группа риска — это категория детей, требующая особого внимания со стороны всех участников воспитательного или образовательного процесса. Подростков группы риска характеризует низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений [7, 64].
Для подростков группы риска характерны также повышенная тревожность и агрессивность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни, неадекватная самооценка, импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, конфликтность, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании. Зачастую трудности в их отношениях со взрослыми связаны с их поведением: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, убеждение, что все самое интересное происходит вне школы.
На втором этапе мы сформировали эмпирическую выборку исследования, подобрали методы исследования и провели психодиагностику исследования по заранее выбранным психодиагностическим методикам:
- Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Ч. Д. Спилберг — А. Д. Андреева.
- Социометрия Дж. Морено.
- Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г. Н.)
В исследовании приняло участие 100 испытуемых, в возрасте 11–12 лет, из них 55 мальчиков, 45 девочек.
Исследование проходило на базе средней образовательной школы Самарской области.
Результаты диагностики говорят нам о том, что у 55 % опрошенных выявлена средняя самооценка, у 30 % низкая и у 15 % высокая, т. е. можно говорить о неадекватном уровне самооценке у 45 % опрошенных.
Среди опрошенных было выявлено 35 % обучающихся, чей результат можно отнести к положительной мотивации к обучению (15 % с 1 уровнем мотивацией и 20 % со 2 уровнем), средний, третий, уровень мотивации характерен для 20 % респондентов и для 45 % обучающихся характерен низкий уровень мотивации (35 % 4 уровень и 10 % на 5 уровне).
По результатам диагностики Дж. Морено «Социометрия» были определены следующие статусы: 15 человек оказались в статусе «изолированных», в статусе «пренебрегаемых» оказались 25 человек, 15 человек оказались в статусе «звезды» и 45 человек в статусе «принятые».
Итак, дети из категории группы риска зачастую имеют целый набор черт: негативизм, отрицательное отношение к учебе, отсутствие мотивации учиться, тревожность, агрессия, импульсивность и т. д. Нами были взяты на анализ учащиеся 5-го класса, так как переход в среднее звено является большим стрессом для учащихся, становящимися уязвимыми для развития девиаций. Нами были отобраны 3 методики для выявления группы риска. На основании результатов вышеуказанных методик мы утверждаем, что в силу социальной ситуации способствующей уязвимости пятиклассники могу оказаться в «группе риска», характеризующейся сниженными психологическими ресурсами, осложняющими актуальную адаптацию. Представленная статья не претендует на исчерпывающее рассмотрение темы.
Литература:
- Василихин, Е. В. Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте / Е. В. Василихин // Приоритетные научные направления: от теории к практике: сб. матер. XXXVIII Международ. науч.-практ. конф. — 2017. — С. 71– 74.
- Воскрекасенко, О. А. Адаптация пятиклассников: особенности, факторы, педагогическое обеспечение успешности / О. А. Воскрекасенко // Общество: социология, психология, педагогика. — 2020. — № 9. — С. 80–84.
- Истомина, С. В. Психологическое сопроваждение адаптации обучающихся при переходе на уровень основного общего образования / С. В. Истомина // Вестник Костромского государственного университета. — 2022. — № 2. — С. 115–121.
- Кирюшина, Е.Е. и др. Факторы психологического неблагополучия подростка в семьях группы риска / Е. Е. Кирюшина, Д. В. Кирюшин, Е. М. Корж // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сб. научных трудов. — 2022. — С. 680–681.
- Косицина, Д. С. Психологическая характеристика подросткового возраста / Д. С. Косицина // Новая наука и интеграционные процессы в современной системе знаний. 2018. — С. 91–96.
- Ластовский, Г.А. и др. Проблемы адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено / Г. А. Ластовский, Л. А. Козлова, М. В. Немыкина //Инновационная наука. — 2022. — № 12 (2). — С. 83–86.
- Малашенкова, Е. А. Характерные черты семей и детей группы риска / Е. А. Малашенкова // Архивариус. — 2016. — № 5(9). — С. 63–68.
- Мартынова, Е. Д. Потенциал социальной среды для социализации детей группы риска / Е. Д. Мартынова // Социальные отношения. — 2021. — № 4 (39). — С. 83–90.
- Окашев, А. В. Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков // Тенденции развития науки и образования. –2020. — № 62(20). — С. 32–35.
- Панова, Т.В., Ручкова, Н. А. Социально-психологические особенности подростков «Группы риска» / Т. В. Панова, Н. А. Ручкова // Science Time. — 2015. — № 1(13). — С. 364–368.

