Причины школьной дезадаптации учеников при переходе из начальной в среднее звено общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 29.02.2020

Статья просмотрена: 918 раз

Библиографическое описание:

Ланцова, К. А. Причины школьной дезадаптации учеников при переходе из начальной в среднее звено общеобразовательной школы / К. А. Ланцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 152-153. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67738/ (дата обращения: 21.12.2024).



Очень большое внимание всегда уделяется моменту готовности к обучению первоклассников. На сегодняшний день существует множество специальных тестов, методик, которые позволяют эту готовность определять и диагностировать. Это объясняется тем, что переход дошкольников в начальную школу — это важнейший этап в жизни каждого человека, так как от готовности к школьному образованию зависит весь процесс обучения.

Зачастую забывают одну из важных проблем ученика — переход из начальной школы в среднее звено, который происходит в пятом классе. Далеко не каждый школьник с уверенностью переносит данный момент в своей жизни.

Процесс перестройки поведения и деятельности ребенка (школьника) в условиях новой социальной ситуации в школе называют адаптацией.

Сегодня, в условиях постоянного реформирования образования, проблема школьной адаптации остается одной из основных проблем, по данным официальной статистики носит прогрессирующий характер и осложняется тем, что протекает латентно [1].

Основные критерии успешности адаптации считают хорошую успеваемость, усвоение школьных норм поведения, отсутствие проблем в общении, эмоциональное благополучие. О высоком уровне школьной адаптации свидетельствуют также развитая учебная мотивация, положительное эмоциональное отношение к школе.

Помимо описанных критериев, ученик, заканчивающий начальную школу, должен быть инициативным и познавательным в области литературы и письма, самостоятельно рассуждать, иметь способность самостоятельного поиска решений и средств деятельности, должен производить поиск недостающей информации различными способами, должна быть сформирована любознательность. Развиты эмоционально-смысловое отношение к прочитанным текстам, способность к переносу себя на место героя, сопереживанию [3].

В случае неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — неумении решать задачи, поставленные самой жизнью. Причины школьной дезадаптации могут быть различными, но они вызывают одинаковые проявления: затруднения в учёбе и нарушения в поведении [2].

Имеющая школьная дезадаптация у ученика характеризуется тяжелыми системами отношений с окружающими и с самим собой, приводящими к нарушению социальных норм в различных сферах деятельности. Ответные реакции со стороны социальных групп для ребенка могут привести к его изоляции и как следствие к еще более глубоким проблемам в отношениях [1].

Психологи выделяют основные причины дезадаптации: проблемы с учебой (плохая успеваемость) и отклонения в школьных формах поведения. Поэтому с точки зрения педагога, к детям со школьной дезадаптацией относятся те, у которых имеются проблемы с успеваемостью, ведь школа требует успешно овладеть учебной деятельностью. В младшем звене учеба является важным элементом, благодаря которой формируются личность ребенка.

Переход из привычного процесса учебной деятельности начальной школы в среднее звено сопровождается довольно длительным процессом адаптации ученика. В начальных классах ребенок находится под постоянным присмотром со стороны учителя. Попадая в среднее звено, где ученики беседуют со своим классным руководителем лишь на классных часах или на уроках, которые он сам ведет, они вынуждены сами решать учебные и организационные вопросы своей школьной жизни, тем самым становясь самостоятельными. У некоторых происходят психологические трудности, они становятся забывчивыми, растерянными, не внимательными. Другие не готовы к такой самостоятельной жизни.

Иногда случается так, что классный руководитель берет пятый класс после выпускников школы. Здесь важно учителю понимать, что ученики нуждаются в дополнительном контроле.

Не мало важным в снижении успеваемости у учеников в среднем звене является то, что занятия проводятся в разных кабинетах, появляются новые дисциплины, и самое главное, что каждый предмет ведет разный учитель.

Каждый учитель выдвигает свои требования в организации учебной деятельности. Ученику надо время чтобы он смог привыкнуть к новым условиям.

С другой стороны, переход в пятый класс с новыми учителями дает шанс ученику начать учебную деятельность с нуля, понимать предмет по-новому и если он был вчерашним троечником или хорошистом, может стать отличником.

Таким образом, можно выделить причины школьной дезадаптациии учеников при переходе из начальной школы в среднее звено:

– физиологические особенности ученика (подростка). 10–15лет — это подростковый возраст, являющийся главным периодом формирования и развития организма. Происходят изменения в эндокринной и нервной системах;

– психологические особенности ученика. Здесь всплывает то, что является главным для подростка в этот возрастной период: внешность, внимание со стороны одноклассников. Сверстники замечают лишь недостатки, вызывая желание не быть игнорированным или отвергнутым. В этот период (10–15 лет) происходит частая смена настроения, снижение успеваемости и т. д. Подросток может начать курить тем самым стараясь выделится и показать себя взрослым;

– организация учебного процесса. Сегодняшний учебный процесс не учитывает индивидуальные особенности учеников, высокая учебная нагрузка, сложность учебных программ.

В заключении статьи можно сделать вывод, что адаптация в школе в частности переход из начального звена в среднее это очень важный процесс для ученика. Дезадаптация вызывает неблагоприятное состояние для ребенка, поэтому очень важно для учителя и родителей замечать изменения у ребенка, помогать адаптироваться к новым условиям обучения, диагностировать ранние признаки дезадаптации, проводить качественные диагностики развития каждого ребенка. Необходимо создавать в образовательных учреждениях компетентные психологические центры помощи, предусматривающие профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации, групповые и индивидуальные занятия с психологами или классными руководителями во внеурочное время (кружки, секции, студии), где дети могли бы проявить свои скрытые таланты.

Литература:

  1. Савина Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины [Текст] / Н. Н. Савина // Наука и школа. — 2010. — С. 118–121.
  2. Адаптация в средней школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ogenius.ru/informatsiya/answers/?ELEMENT_ID=254
  3. Психологическая готовность к обучению в среднем звене. Для родителей пятиклассников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docplayer.ru/35116403-Psihologicheskaya-gotovnost-k-obucheniyu-v-srednem-zvene-dlya-roditeley-pyatiklassnikov.html
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, учебная деятельность, ученик, школьная дезадаптация, звено, классный руководитель, переход, снижение успеваемости, учебный процесс, школьная адаптация.


Похожие статьи

Психологическая готовность ребенка к школе и успеваемость ребенка в школьном обучении как результат влияния родительского отношения в дошкольном и младшем школьном возрастах

Особенности формирования социальных способностей детей при переходе от дошкольной ступени к начальному образованию

Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Психологические и возрастные особенности восприятия педагога учащимися в системе общего среднего образования

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Причины сложности обучения решению задач с параметрами в школе и пути их преодоления

Причины возникновения и пути коррекции оптической дисграфии у обучающихся начальной школы

Особенности организации учебно-воспитательной работы с учащимися с нарушениями в развитии в условиях малокомплектной сельской школы

Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной школе

Похожие статьи

Психологическая готовность ребенка к школе и успеваемость ребенка в школьном обучении как результат влияния родительского отношения в дошкольном и младшем школьном возрастах

Особенности формирования социальных способностей детей при переходе от дошкольной ступени к начальному образованию

Взаимосвязь самооценки личности и учебной успеваемости у учащихся десятых классов средней общеобразовательной школы

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Психологические и возрастные особенности восприятия педагога учащимися в системе общего среднего образования

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках экологического воспитания

Причины сложности обучения решению задач с параметрами в школе и пути их преодоления

Причины возникновения и пути коррекции оптической дисграфии у обучающихся начальной школы

Особенности организации учебно-воспитательной работы с учащимися с нарушениями в развитии в условиях малокомплектной сельской школы

Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса в начальной школе

Задать вопрос