Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Процедура налоговой медиации как механизм досудебного урегулирования налоговых споров

Юриспруденция
Препринт статьи
24.12.2025
Поделиться
Библиографическое описание
Агуреева, К. Ю. Процедура налоговой медиации как механизм досудебного урегулирования налоговых споров / К. Ю. Агуреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 52 (603). — URL: https://moluch.ru/archive/603/132013.


Актуальность изучения темы механизма налоговой медиации обусловлена практикой ее применения как механизма снижения количества налоговых споров, доведенных до решения в судебном порядке. Стоит рассматривать правоприменительную практику использования налоговой медиации в цельной взаимосвязи с общими перспективами развития и усилением цифровизации налогового администрирования, которое несомненно влечет за собой изменение подходов проведения проверок предпринимателей.

Снижение количества выездных налоговых проверок является одним из векторов развития налогового администрирования. Это связано с повышением эффективности проверок и стремлением создать благоприятную налоговую среду для налогоплательщиков. Федеральная Налоговая Служба России рассматривает совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств как одно из ключевых направлений создания благоприятной налоговой среды.

Выездная налоговая проверка является крайней мерой налогового контроля, а ее проведение требует значительных трудовых и временных затрат как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налогового органа.

Обеспечение добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов более эффективно, поэтому до назначения выездной налоговой проверки предусмотрено обязательное проведение налоговыми органами контрольно-аналитической работы по устранению выявленных предполагаемых нарушений.

Цифровизация налогового администрирования в проведении предпроверочного анализа включает использование предиктивной аналитики, системы управления рисками, новой платформы администрирования контрольно-кассовой техники, онлайн-сервисов и аналитических комплексов. Это позволяет повысить качество контрольной работы налоговых органов, получать полную информацию о подконтрольных объектах, осуществлять дистанционный мониторинг и обеспечивать непрерывность контрольных мероприятий.

Предпроверочный анализ — это процедура, которая официально не прописана в налоговом законодательстве. На практике же проведение предпроверочного анализа сопровождается направлением информационных писем, требований о представлении документов и вызовом представителей компании для дачи пояснений. Однако куда более глубокая работа происходит вне глаз налогоплательщика.

Развитие цифровизации приводит к использованию большого числа специализированных сервисов для проведения анализа деятельности предприятия, его налоговых рисков и перспективы проведения проверок

Среди автоматизированных программ, которые использует ФНС:

– АСК НДС (автоматизированная система контроля налога на добавленную стоимость). Программа мониторит транзакции, то есть перемещение денежных масс между счетами юридических и физических лиц. За счёт сложных алгоритмов комплекс выстраивает движение средств на каждой из стадий.

– Система управления рисками (СУР). Это сложная программа, которая анализирует множество данных по юридическому лицу, а потом даёт заключение. Для определения налоговых рисков СУР использует несколько критериев, в соответствии с которыми делит компании/ИП на три группы.

– «ВНП-Отбор» («Выездные налоговые проверки — отбор»). Программный комплекс сопоставляет данные о деятельности одной компании с тысячами похожих по масштабам и месторасположению компаний, а также сравнивает с данными прошлых лет.

– АИС «Налог‑3». Это автоматизированная информационная система ФНС России. Единое пространство, где собирается и обрабатывается вся информация, которая поступает в Федеральную налоговую службу. В том числе это те сведения, которые поступают в ведомство в рамках межведомственного обмена.

Налоговые органы при выявлении признаков, свидетельствующих о возможном совершении налогового правонарушения, уведомляют налогоплательщика о таких рисках посредством:

– уведомления о выявленных расхождениях в налоговой отчетности,

– информационных писем о выявленных рисках;

– организации рабочих совещаний по рассмотрению выявленных рисков возможного совершения налоговых правонарушений.

Одним из механизмов контрольно-аналитической работы может стать процедура медиации в досудебном порядке. Суть механизма медиации заключается в привлечении третьей стороны (медиатора) — независимого эксперта, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору (в данном случае по претензиям налоговой службы в отношении хозяйственной деятельности организации), при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Медиация — это способ решения спора при содействии профессионального независимого посредника. Задача медиатора — облегчить диалог, сгладить острые углы, выявить потребности и быстрее привести стороны к компромиссному решению по существу спора. Для этого каждому из участников, как правило, приходится частично отказываться от своих требований или корректировать их. Использование сторонами медиативного подхода — дело исключительно добровольное, это не обязательная процедура.

В рамках обсуждения выявленных рисков и поиска решений налогоплательщик может услышать позицию налогового органа, определить возможные последствия для бизнеса, добровольно уточнить свои налоговые обязательства либо представить пояснения и документы, которые могли бы позволить налоговому органу снять возникшие вопросы. Открытый диалог между налоговым органом и налогоплательщиком часто позволяет избежать проведения выездной налоговой проверки.

Для начала процедуры медиации с налогоплательщиком заключается соглашение с учетом норм Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», удостоверяемое нотариально. Такое соглашение является для налоговых органов своего рода гарантией исполнения налоговых обязательств, а для налогоплательщика — возможностью избежать выездной налоговой проверки по вопросам и периодам, на которые распространяется действие соглашения.

Методологические и идеологические попытки перенести урегулирование споров с налогоплательщиками на ранние стадии предпринимаются фискальными органами достаточно давно. К примеру, уже более десяти лет назад в Приказе ФНС России от 13.02.2013 N ММВ-7–9/78@ «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 годы» ставились такие задачи. Возможность заключения мировых соглашений указывается в Письме ФНС России от 2 октября 2013 г. № СА-4–7/17648 «О практике заключения мировых соглашений налоговыми органами с налогоплательщиками в судах». При этом в Определении ВС РФ от 29 июня 2015 г. № 305-КГ15–4678 — налоговый орган не может заключить мировое соглашение, которым освободит налогоплательщика от обязательства. Предметом мирового соглашения не может также являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций в сравнении с тем, как такие последствия определены законом.

Первые реальные эксперименты использования медиации до налоговой проверки были реализованы в 2020 г. в Санкт-Петербурге. Пределы содержания медиативного соглашения налоговые органы тогда определяли в соответствии с п. 27 Постановления Пленума ВАС от 18.07.2014 № 50: «При рассмотрении налоговых споров допустимо заключение соглашений об их урегулировании, в которых сторонами могут быть признаны обстоятельства, от которых зависит возникновение соответствующих налоговых последствий (например, признание налоговым органом не учтенных в ходе мероприятий налогового контроля сумм расходов и налоговых вычетов, влияющих на действительный размер налоговой обязанности, признание наличия смягчающих обстоятельств, приводящих к уменьшению размера налоговых санкций, и др.)».

Как отмечал руководитель УФНС России по г. Санкт-Петербургу Александр Гнедых, «Первым опытом построения новой системы взаимоотношений между налоговыми органами и представителями бизнеса стало заключение соглашения между МИФНС России № 21 по г. Санкт-Петербургу и ООО “Риф” (до реорганизации — ООО “Таллер”). Налоговым органом после проведения контрольно-аналитических мероприятий до налогоплательщика была доведена информация о выявленных рисках неуплаты налогов. После ряда консультаций с независимой стороной (медиатором) сторонами достигнуты договоренности, в соответствии с которыми налогоплательщиком в удобные для него сроки уточнены его налоговые обязательства, уплачены соответствующие суммы налога, устранены риски».

Дальнейшего широкого распространения этот опыт не получил. Позднее в открытом доступе появилось письмо ФНС по г. Санкт-Петербургу от 14.05.2021 № 08–18/29855@, исходя из содержания, которого следует, что медиация применяется по итогам налоговой проверки, когда все обстоятельства выявлены, доказаны и получили правовую квалификацию.

Ввиду отсутствия специального регулирования можно предположить, что процедура медиации, о которой рассказывал руководитель УФНС России по СПб, осуществлялась на основании ст. 21 и 31 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 21 Кодекса «налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения».

Согласно п. 4 и 8 п. 1 ст. 31 НК налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах, а также требовать от указанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать выполнение указанных требований.

В целом медиация в налоговых спорах имеет, на мой взгляд, хорошие перспективы, однако для ее развития необходимо предусмотреть специальное законодательное регулирование.

Так, в гл. 19 НК, посвященной порядку обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) должностных лиц, целесообразно предусмотреть возможность обращения к процедуре медиации с обязательным указанием подробных критериев споров, позволяющих установить степень публичного интереса, препятствующую рассмотрению спора при участии медиатора.

Вероятно, в Кодексе также стоит предусмотреть норму с отсылкой к Закону о медиации, поскольку последний с 2019 г. предусматривает возможность применения процедуры медиации в отношении публично-правовых споров.

На настоящий момент можно отметить, что интерес к применению медиации в налоговых спорах растёт, об этом, например, говорилось на заседании Московской торгово-промышленной палаты в марте 2025 года.

Медиация при налоговых спорах предлагает мирные способы урегулирования конфликтов без необходимости обращения в суд. Она помогает сторонам найти взаимоприемлемое решение, сохранить репутацию и минимизировать затраты времени и средств.

Однако медиация в налоговых вопросах часто оказывается невозможной, особенно в тех случаях, когда речь идёт о необходимости изменить или уменьшить сумму задолженности по налогам. Налоговые органы обязаны установить точный размер налоговых обязательств, и здесь не может быть никаких разговоров о возможностях компромисса.

Кроме того, во время проведения налоговых проверок медиация также не применима, так как налоговые органы действуют строго в рамках существующего законодательства и регламентов, и они не вправе изменять свои решения на основании каких-либо соглашений.

Таким образом, медиация на практике сталкивается с коллизиями законодательства и сложностями правоприменения ввиду недостаточности регулирования именно в сфере налогового законодательства.

Существует правовая позиция, заключающаяся в том, что Федеральный закон от 27.07.10 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [4] формально не предусматривает возможность применения медиации в налоговых спорах. Согласно пункту 2 статьи 1, указанным Федеральным законом регулируются “отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений…”. Если же споры возникают не из упомянутых отношений, применение медиации должно быть обосновано отдельным специализированным законом. Таким образом, в настоящий момент даже сама возможность использования медиации в налоговых спорах находится под вопросом. И таким образом, пока в Налоговом кодексе РФ или ином законодательном акте отсутствует норма, позволяющая проводить медиации, контролирующие органы не готовы применять их в поточном режиме, несмотря на наличие закона о процедуре медиации, который не препятствует проведению процедуры.

Отдельно стоит упомянуть риски коррупциогенности. Как и многие другие ситуации попытки достичь договорённостей с государственными органами, медиация несет в себе опасения, что медиация станет инструментом для коррупционных схем.

Федеральная налоговая служба как государственный орган привыкла к императивной, принудительной риторике, а заключение соглашений и поиск нейтрального решения идут вразрез с его привычными методами.

Еще одним камнем преткновения при привлечении независимого эксперта встает вопрос оплаты услуг медиатора. Нет ясности, кто будет оплачивать услуги профессиональных медиаторов, особенно в случаях, если ФНС и налогоплательщик не договорятся и не заключат соглашение.

И, конечно же, тормозит развитие процедуры околонулевая официальная статистика. Нулевая она по двум причинам: во-первых, конфиденциальность процесса не предполагает раскрытия информации. Во-вторых, суды при утверждении медиативных соглашений в форме мировых показывают в статистике именно мировое соглашение, достигнутое сторонами.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что процедура медиации могла бы стать достойным и результативным дополнением к уже существующему порядку досудебного урегулирования споров. Однако на практике данная процедура сталкивается с недостаточностью правового регулирования в сфере налогового законодательства и вытекающими из коллизий правовой системы проблемами правоприменительной практики.

Процедура воспринимается с недоверием из-за отсутствия чёткого описания её механизмов, инструментов и ограничений. Для повышения популярности налоговой медиации необходимо пересмотреть действующее законодательство и разработать новые правовые принципы для примирительных процедур.

На мой взгляд можно предложить такие меры для развития института налоговой медиации как прояснение правового статуса и дополнительные меры регулирования, такие как обязательное вступление в СРО, создание единого реестра медиаторов.

Литература:

  1. Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media
  2. Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/
  3. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.11.2024, с изм. от 21.01.2025)
  4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
  5. Арзуманова Л. Л., Григорьев А. А. Правовое регулирование медиации как альтернативного способа разрешения спора: налогово-правовой аспект // Вестник университета имени О. Е. Кутафина. 2021. № 9. С. 89–97.
  6. Дорохов М. А. Медиация как вид альтернативного разрешения налоговых споров // Система финансового права в условиях цифровой трансформации экономических отношений: доктрина и правовая реальность. Материалы Международной научно-практической конференции. К 100-летию Верховного Суда Российской Федерации. — М., 2023. — С. 290–294.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №52 (603) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный