Современное дошкольное образование ориентировано на выстраивание устойчивого партнерского взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьей воспитанника. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает значимость включения родителей в образовательный процесс и создания единого развивающего пространства ребенка. В то же время в практике дошкольных организаций отмечается снижение эффективности традиционных форм работы с родителями, таких как родительские собрания, консультации и информационные стенды, что обусловлено высокой занятостью семей и информационной перегруженностью современного общества.
В профессиональной деятельности возникает необходимость поиска новых форм взаимодействия с родителями, которые сочетали бы педагогическую целесообразность, доступность и эмоциональную привлекательность. В данной статье представлен опыт внедрения практики «Друдл-диалог», реализуемой в работе с семьями старших дошкольников и направленной на развитие детско-родительского общения и укрепление партнерских отношений между семьей и детским садом.
Понятие «друдл» происходит от английского слова *doodle* и обозначает простое абстрактное изображение, не имеющее однозначной интерпретации. Смысл друдла формируется в процессе его восприятия, что делает данный инструмент эффективным средством развития воображения, ассоциативного мышления и речевой активности. В педагогическом контексте друдл используется не как художественное задание, а как средство организации диалога, в котором отсутствуют критерии правильности и оценивания, что создает психологически безопасную среду для ребенка и взрослого.
Актуальность использования друдлов в работе с родителями заключается в их игровой природе и отсутствии формализованных требований. Практика «Друдл-диалог» воспринимается семьями как совместная творческая деятельность, не требующая значительных временных и материальных ресурсов. Это позволяет вовлекать родителей в образовательный процесс ненавязчиво, без давления и обязательств, формируя положительное отношение к взаимодействию с педагогом.
Реализация практики начинается с подготовки друдл-карточек, тематически связанных с образовательной программой. На карточках размещаются абстрактные изображения, допускающие множественные трактовки. На обратной стороне размещается краткая инструкция, адресованная семье, с предложением рассмотреть друдл совместно с ребенком, обсудить возникающие ассоциации и дорисовать собственную интерпретацию (рис. 1).
Рис. 1. Друдл-карточки
Таким образом, друдл становится отправной точкой для совместного обсуждения и обмена мнениями между взрослым и ребенком.
Практика органично включается в повседневную жизнь семьи. Выполнение задания возможно во время прогулки, по дороге домой или в вечерние часы, не нарушая привычный ритм дня. Наблюдения показывают, что друдл стимулирует у родителей и детей внимательное отношение к окружающему миру, способствует развитию наблюдательности и формированию познавательного интереса. В ряде случаев друдл становится основой для продолжения деятельности в других видах продуктивного творчества, что подтверждает его интегративный характер.
Важным компонентом практики является организация в группе «друдл-стены» — пространства коллективного творчества. Воспитателем регулярно размещаются новые абстрактные изображения, которые дети дополняют в течение дня, а родители имеют возможность принять участие в процессе в вечернее время (рис.2).
Рис. 2. Друдл-стена
Друдл-стена носит динамичный характер, отражает коллективное видение детей и взрослых и способствует формированию у воспитанников чувства причастности к общему делу.
В рамках организации обратной связи с семьями была создана «живая» друдл-галерея, включающая книжки друдлов. Для каждого исходного изображения заводится отдельная книжка, в которую последовательно вклеиваются все варианты интерпретаций. Работы не подписываются именами авторов, что позволяет сместить акцент с индивидуального результата на процесс коллективного творчества и минимизировать ситуацию сравнения (рис.3).
Рис. 3. «Живая» друдл-галлерея
Дополнительной формой углубленного взаимодействия стал «Семейный альбом друдлов», реализуемый по инициативе отдельных семей.
В данном формате родитель и ребенок поочередно интерпретируют один и тот же друдл, фиксируя свои ассоциации и дополняя их фотографиями реальных объектов. Анализ содержания семейных альбомов позволяет отметить развитие у детей и взрослых способности к принятию иной точки зрения и формирование уважительного диалога внутри семьи.
При реализации практики «Друдл-диалог» соблюдаются принципы добровольности и ненавязчивости. Учитывается, что уровень вовлеченности родителей может быть различным, и это не рассматривается как показатель успешности или неуспешности семьи. Даже при частичном участии родителей ребенок остается включенным в общее творческое и развивающее пространство группы.
Результаты внедрения практики свидетельствуют о ее педагогической эффективности. «Друдл-диалог» способствует снижению эмоциональной дистанции между детским садом и семьей, активизации родительской позиции, развитию педагогической наблюдательности у родителей и формированию позитивного опыта совместной деятельности с ребенком. Для воспитанников практика создает условия для развития воображения, речевой активности и уверенности в собственных возможностях.
Таким образом, практика «Друдл-диалог» может рассматриваться как эффективное средство формирования партнерского взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. Ее ценность заключается не в художественном результате, а в процессе совместного осмысления, общения и принятия, что соответствует современным требованиям к организации взаимодействия с родителями в системе дошкольного образования.
Литература:
- Антонова О. В. Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей пяти лет [Текст]/Авт.-сост.О. В. Антонова.-3-е изд.,стер.-Новосибирск:Сиб.унив.изд-во, 2008.-153 с.-(Умница).
- Рубанцев В. Д. Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки.-СПб.:БХВ-Петербург,2018.-128 с.:ил.-(Развивающие головоломки)
- Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО: мастер-классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения, дистанционные проекты, электронная газета: методическое пособие/под ред.В. А. Деркунской.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2021.-224 с. (Методический комплект программы «Детство»)

