Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности формирования профессиональных компетенций у бакалавров физкультурного профиля по дисциплине «теория и методика физического воспитания» в контексте развития силовых способностей

Физическая культура и спорт
21.12.2025
2
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена особенностям формирования профессиональных компетенций у бакалавров физкультурного профиля в процессе изучения дисциплины «Теория и методика физического воспитания» с учётом развития силовых способностей. Раскрываются содержательно-методические характеристики профессионального становления студентов, рассматриваемые в контексте реализации компетентностного подхода. Выделяются ключевые профессиональные компетенции и их взаимосвязь с развитием силовых возможностей студентов.
Библиографическое описание
Строев, И. Е. Особенности формирования профессиональных компетенций у бакалавров физкультурного профиля по дисциплине «теория и методика физического воспитания» в контексте развития силовых способностей / И. Е. Строев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131851.


This article examines the development of professional competencies in bachelor's degree students majoring in physical education while studying the course «Theory and Methodology of Physical Education», taking into account the development of strength abilities. It explores the substantive and methodological characteristics of students' professional development, examined within the context of a competency-based approach. Key professional competencies and their relationship to the development of students' strength abilities are highlighted.

Keywords: professional competencies, theory and methodology of physical education, physical culture, educational standards, bachelor's degree, physical abilities, strength, development of physical qualities.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования процессов профессиональной подготовки бакалавров физкультурного профиля, ориентированной на обеспечение высокого уровня готовности выпускников решать профессионально значимые задачи. Современный рынок труда предъявляет высокие требования к уровню квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, особенно в части владения методами и средствами эффективной организации тренировочной и развивающей деятельности [1].

Одной из важнейших составляющих такой подготовки выступает дисциплина «Теория и методика физического воспитания», направленная на формирование у студентов комплекса специальных знаний и навыков, позволяющих эффективно организовывать и управлять процессом физического воспитания и спортивной подготовки. Среди значимых направлений развития профессиональных компетенций особое внимание уделяется вопросам развития силовых способностей, поскольку именно эта группа физических качеств определяет уровень общей работоспособности организма и лежит в основе многих видов спорта.

Целью настоящей статьи является выявление специфики формирования профессиональных компетенций у бакалавров физкультурного профиля в контексте развития силовых способностей в процессе изучения дисциплины «Теория и методика физического воспитания».

Под профессиональными компетенциями понимают совокупность знаний, умений и навыков, необходимых специалисту для осуществления своей профессиональной деятельности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО), выпускники бакалавриата по направлениям подготовки «Физическая культура» и смежным областям должны обладать определёнными общими и специальными компетенциями, среди которых выделяются [4]:

Для достижения указанных целей большое значение имеет систематизированное освоение специальной дисциплины «Теория и методика физического воспитания», предусматривающее ознакомление студентов с основами планирования, организации и контроля учебно-воспитательного процесса, приобретение навыков анализа и разработки комплексных программ, учитывающих особенности разных возрастных категорий занимающихся.

Особое внимание уделяется формированию прикладных навыков управления процессами укрепления здоровья, коррекции телосложения, развития двигательной активности и улучшения физической подготовленности населения разного возраста и пола.

Развитие силовых способностей представляет собой важную составляющую профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту. Силовая подготовка занимает центральное место в структуре общей физической подготовки, являясь базой для успешного овладения спортивными техниками и поддержания высоких показателей работоспособности в повседневной жизнедеятельности [].

Среди главных задач, решаемых студентами в процессе освоения дисциплины «Теория и методика физического воспитания», выделяют:

Помимо чисто теоретического осмысления материалов, значительное внимание уделено отработке практических навыков, осуществляемых в форме лабораторных работ, семинарских занятий, самостоятельной внеаудиторной работы и прохождения педагогической практики. Данные мероприятия направлены на закрепление приобретённых знаний и выработку устойчивого умения адаптировать теорию к практике, учитывая конкретные условия среды и возрастные особенности обучающихся [5].

Компетенции будущего специалиста формируются в результате сложного взаимодействия трёх компонентов:

1. Когнитивного компонента (уровень знаний).

2. Операционного компонента (способность действовать).

3. Эмоционально-ценностного компонента (мотивационная готовность и нравственное отношение к профессии).

4. В зависимости от степени выраженности каждого компонента возможно различное качество сформированной компетенции. Уровень когнитивной составляющей определяется глубиной освоения теоретических положений, уровнем операционной — способностью успешно применять полученные знания на практике, эмоционально-ценностной — степенью заинтересованности в выбранной специальности и устойчивостью интереса к решению профессиональных задач.

При изучении дисциплины «Теория и методика физического воспитания» особое внимание уделяется обеспечению оптимального баланса всех трех элементов, чему способствует включение различных активных методов обучения: проблемных лекций, деловых игр, моделирования ситуаций и др. [2].

Эффективность формирования профессиональных компетенций зависит от ряда условий, среди которых ключевыми являются:

– Качество научно-методического сопровождения образовательного процесса.

– Высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава.

– Наличие современной материально-технической базы.

– Соответствие используемых методик современным требованиям и рекомендациям международной научной школы.

Особенно важно учитывать наличие достаточного количества лабораторий и специализированных помещений, оснащённых необходимым оборудованием, а также разработку индивидуальных траекторий обучения, учитывающих личностные особенности и предпочтения студентов.

Несмотря на позитивные тенденции в развитии системы подготовки кадров в области физической культуры и спорта, существует ряд серьёзных препятствий, затрудняющих достижение желаемого результата:

– Недостаточная обеспеченность материальными ресурсами некоторых региональных университетов.

– Нехватка опытных преподавателей и специалистов высокой квалификации.

– Низкий уровень вовлечения студентов в самостоятельную работу.

– Отсутствие чётких механизмов оценки и сертификации профессиональных достижений студентов.

Кроме того, недостаточное финансирование исследовательской деятельности зачастую препятствует проведению полноценных исследований и разработке оригинальных авторских методик, повышающих конкурентоспособность российского спортивного образования.

Процесс формирования профессиональных компетенций у бакалавров физкультурного профиля по дисциплине «Теория и методика физического воспитания» характеризуется высоким уровнем сложности и требует учёта множества факторов, влияющих на итоговую квалификацию молодых специалистов. Подготовка высококвалифицированного кадрового ресурса возможна лишь при условии последовательного внедрения передовых методик и технологий, постоянного обновления содержания учебных планов и стандартов, тесного сотрудничества науки и производства, активного привлечения лучших представителей отечественной и зарубежной науки и практики [3].

Особый акцент необходимо сделать на развитии силовых способностей студентов, поскольку этот компонент физической подготовленности оказывает существенное влияние на работоспособность организма и способность достигать высоких спортивных результатов. Совершенствование системы подготовки должно включать широкое внедрение инновационных технологий, активное привлечение студентов к научно-исследовательской работе, создание благоприятных условий для самообразования и самореализации будущих профессионалов в области физической культуры и спорта.

Литература:

1. Бочкарёва, Т.И., Алексеенко, А. В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 10 (162). С. 34–38.

2. Галкин, Ю. А. Образовательные технологии XXI века: Опыт применения в вузах // Вестник МГПУ. Серия «Психология и педагогика». 2019. № 3. С. 12–17.

3. Зайцев, Г. К. Эффективность формирования физической подготовленности молодёжи в вузах // Научно-теоретический журнал «Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки». 2019. Том 24. Вып. 1. С. 5–10.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (бакалавриат). Утверждён приказом Минобрнауки России № 1561 от 1 декабря 2016 г.

5. Харламова, Н. Н. Основы физического воспитания школьников. Учеб.-методич. пособие — Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2017. 168 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный