Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности рассмотрения судами дел об установлении происхождения детей, рожденных в результате применения методов суррогатного материнства, искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона

Юриспруденция
19.12.2025
4
Поделиться
Аннотация
В статье исследуются особенности рассмотрения судами дел об установлении происхождения детей, родившихся в результате применения методов вспомогательных репродуктивных технологий. Проведен анализ судебной практики, а также выявлены пробелы действующего законодательства по вопросам установления отцовства и материнства при применении вспомогательных репродуктивных технологий.
Библиографическое описание
Лушкина, Д. А. Особенности рассмотрения судами дел об установлении происхождения детей, рожденных в результате применения методов суррогатного материнства, искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона / Д. А. Лушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131718.


This article examines the specifics of court proceedings in cases involving the establishment of paternity of children born through assisted reproductive technologies. It analyzes judicial practice and identifies gaps in current legislation regarding the establishment of paternity and maternity through the use of assisted reproductive technologies.

Keywords: paternity, maternity, assisted reproductive technologies, surrogacy, artificial insemination, embryo implantation.

Вопросы, связанные с применением вспомогательных репродуктивных технологий, охватывают широкий спектр областей, включая медицинскую, социальную, юридическую, морально-этическую и религиозную. Среди методов вспомогательных репродуктивных технологий наиболее острые дискуссии вызывает репродуктивное донорство, суррогатное материнство, посмертная инсеминация. После рождения ребенка, зачатого с использованием вспомогательных репродуктивных технологий, взаимоотношения между участниками процесса приобретают правовую значимость. Важнейшим и практически значимым остается вопрос установления происхождения детей, родившихся при помощи вспомогательных репродуктивных технологий.

Согласно ст. 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов), а также суррогатное материнство.

Порядок применения методов вспомогательных репродуктивных технологий, равно как и перечень противопоказаний и ограничений утверждаются Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению».

Согласно указанным документам, мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, обладают правом на использование вспомогательных репродуктивных технологий при условии получения обоюдного информированного добровольного согласия. Тем не менее, право на использование метода суррогатного материнства не предоставляется парам, не состоящим в браке, но может быть предоставлено одинокой женщине при наличии соответствующего согласия [5, с. 16]. Стоит также отметить, что все граждане, достигшие возраста 18 лет, обладают правом на криоконсервацию и последующее хранение собственных половых клеток, тканей репродуктивных органов, эмбрионов за счет личных средств либо финансовых источников, предусмотренных законодательством России.

Порядок установления потенциальных родителей в качестве генетической матери и генетического отца, а равно одинокой женщины в качестве генетической матери определяется Правительством Российской Федерации от 31 мая 2023 г. № 882 «Об установлении потенциальных родителей в качестве генетической матери и генетического отца, а равно одинокой женщины в качестве генетической матери».

Сегодня существует несколько видов вспомогательных репродуктивных технологий: классическое экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и перенос эмбриона; искусственная инсеминация; инъекция сперматозоида в цитоплазму клетки; донорство яйцеклетки и эмбриона; суррогатное материнство; криоконсервация ооцитов и эмбрионов; предимплантанционная диагностика наследственных болезней; хэтчинг (рассечение блестящей оболочки эмбриона перед имплантацией в матку); редукция эмбрионов при многоплодной беременности [2, с. 64].Установление происхождения детей в таких случаях зависят от вида вспомогательных репродуктивных технологий, от участия третьих лиц, использования их генетического материала или услуг по вынашиванию и рождению ребенка.

Лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений. Однако судам следует иметь в виду, что супруг, давший письменное согласие на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства.

Кроме этого, суды сталкиваются с еще одной проблемой — законодатель не закрепил порядок осуществления государственной регистрации ребенка, который был рожден от анонимного донора клеток. Это приводит к ситуации, когда универсальный порядок установления отцовства фактически не работает.

Стоит отметить, что порядок установления происхождения детей, в случае использования вспомогательных репродуктивных технологий, не является безупречным. Это порядок зачастую носит излишне формализованный характер, сопровождается сбором большого количества документов [4, с. 111]. На наш взгляд, сложившая ситуация является очевидной проблемой.

В целях правильного разрешения иска об оспаривании отцовства лицом, записанным в качестве отца ребенка, рожденного в результате применения названных методов, судам следует проверить такие юридически значимые обстоятельства, как: имело ли место рождение ребенка в результате применения метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, добровольно ли и осознанно ли было дано указанным лицом согласие на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, на какой срок было дано такое согласие и не было ли оно отозвано до истечения этого срока, не истек ли данный срок на момент проведения искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, давал ли истец согласие на использование при применении названных методов донорского биологического материала [1, с. 25].

Судам следует иметь в виду, что в случае, если суррогатная мать отказалась дать согласие на запись родителями указанных выше лиц (потенциальных родителей), то данное обстоятельство не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска этих лиц о признании их родителями ребенка и передаче им ребенка на воспитание. В данной ситуации судья должен проверить, заключался ли договор о суррогатном материнстве и каковы условия этого договора, являются ли истцы генетическими родителями ребенка, по каким причинам суррогатная мать не дала согласия на запись истцов в качестве родителей ребенка, и с учетом установленных по делу обстоятельств разрешить спор в интересах ребенка [3, с. 272].

По смыслу семейного законодательства, рождение ребенка с использованием супругами (одинокой женщиной) донорского генетического материала не влечет установления родительских прав и обязанностей между донором и ребенком независимо от того, было данное лицо известно родителям ребенка или нет (анонимный донор). Соответственно, донор генетического материала, не вправе ссылаться на это обстоятельство по делам об оспаривании или установлении отцовства.

В современном мире модифицируется понятие «происхождение детей», так как современные технологии вспомогательной репродуктологии становятся все более распространенными. Большое количество спорных этико-правовых аспектов возникает все чаще в правоприменительной практике, так как они не могут быть до конца урегулированы действующим законодательством. Например, очень много вопросов возникает в ситуациях, когда установление материнства и отцовства может зависеть от воли суррогатной матери. Кроме этого, проблемы возникают также и при применении донорского материала уже умершего человека (в частности, при использовании криоконсервации половых клеток). И самый главный вопрос — это обеспечение баланса интересов ребенка и родителей, так при использовании ряда методов, сопряженных с анонимным донорством или суррогатным материнством, нарушается право детей знать своих родителей. Все вышеуказанное актуализирует исследования в указанной области, повышая интерес к реформированию действующего законодательства относительно разрешения споров об установлении происхождения детей, рожденных с использованием методов вспомогательных репродуктивных технологий.

Литература:

  1. Белова Д. А. Согласие на применение метода искусственной репродукции и его правовое значение для установления происхождения ребенка // Lexrussica. 2020. № 73 98). С. 21–31.
  2. Капралова А. Е. Установление происхождения детей при применении вспомогательных репродуктивных технологий // Молодой ученый. 2017. № 34. С. 63–65.
  3. Пулатова З. П. Проблемы установления происхождения ребенка, возникающие при использовании суррогатного материнства // Молодой ученый. № 26. С. 271–272.
  4. Сасова А. А. Установление происхождения детей, рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий: проблемы правового регулирования // Труд. Профсоюзы. Общество. 2022. № 1. С. 108–112.
  5. Фроловская Ю. И. Проблемы установления материнства при использовании вспомогательных репродуктивных технологий // Семейное и жилищное право. 2025. № 5. С. 14–16.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный