Введение
Волонтёрская деятельность играет важную социальную роль, создавая условия для поддержки различных групп населения и реализации общественно значимых проектов. Однако добровольцы часто сталкиваются с эмоциональными трудностями из-за неопределённости; высокого уровня ответственности; необходимости работать с людьми, находящимися в кризисе. Кроме того, они подвержены физическому и психологическому истощению. Исследователи И. Чухрий и О. Лящ приводят следующие данные [10]: более 70 % волонтёров в кризисных ситуациях регулярно испытывают эмоциональное истощение. В этих условиях особенно важна системная психологическая поддержка. Цель данной статьи — описать ключевые факторы, влияющие на психологическое благополучие волонтёров, и предложить научно обоснованные методы сохранения мотивации, энергии и эмоциональной устойчивости.
1. Психологические риски и факторы стресса в волонтёрской деятельности.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что волонтёрская деятельность имеет выраженную психологическую специфику, отличающую её от традиционных форм профессиональной занятости. Хотя добровольцы мотивированы внутренними ценностями, они сталкиваются с эмоциональными нагрузками, сопоставимыми с нагрузками социальных работников, педагогов, медиков и сотрудников кризисных служб. Согласно исследованию К. Маслах и М. Лейтера [2], стрессовые факторы волонтёрской среды могут приводить к формированию синдрома эмоционального выгорания, в основе которого лежат три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация и снижение профессиональной эффективности.
К ключевым факторам стресса относятся:
1.1. Эмоциональная насыщенность и контакт с кризисными ситуациями.
Добровольцы часто оказываются в условиях взаимодействия с людьми, испытывающими страх, переживающими утрату, нищету, семейные трудности или болезни. Исследования Ч. Фигли [3] показали, что длительное сопереживание и участие в судьбе пострадавших способствует развитию вторичной травматизации — специфического состояния, при котором человек перенимает эмоциональное напряжение других людей. У волонтёров это может проявляться в виде бессонницы, тревожности, повышенной раздражительности или снижения эмпатии как защитной реакции.
1.2. Ролевые конфликты и неопределённость задач.
Добровольцы зачастую не имеют формального профессионального статуса, их обязанности варьируются и часто меняются в зависимости от конкретного проекта. По данным исследований стрессовых факторов в добровольческом секторе [4], отсутствие чётких инструкций повышает уровень тревожности и создаёт ощущение хаоса, что особенно тяжело переживается молодыми специалистами, студентами и волонтёрами без опыта.
1.3. Нагрузка без компенсации и ожидание альтруизма.
В отличие от профессиональной деятельности, где высокая нагрузка компенсируется финансово, волонтёры работают, руководствуясь внутренней мотивацией. Согласно исследованию Э. Л. Деси и Р. М. Райана [1], внутренние мотивы важны, но при отсутствии внешнего признания, обратной связи и поддержки они могут ослабевать. Это приводит к снижению включённости и чувству «эмоционального долга», когда волонтёр ощущает давление («Я должен помогать, потому что это правильно»), что ускоряет выгорание.
2. Мотивационные механизмы и внутренние ресурсы волонтёров.
Несмотря на высокую нагрузку, многие волонтёры демонстрируют устойчивость, работоспособность и высокий уровень эмпатии. Учёные связывают это с мотивационными механизмами и внутренними ресурсами личности.
2.1. Внутренняя мотивация как источник психологической устойчивости. Авторы теории самодетерминации (Self-Determination Theory, SDT) Э. Л. Деси и Р. М. Райан [1] подчёркивают, что устойчивость возникает, когда деятельность удовлетворяет три базовые потребности:
- компетентность — ощущение, что человек способен выполнять задачи;
- автономия — деятельность является добровольной, а не навязанной извне;
- социальная связанность — человек ощущает поддержку и принадлежность к группе.
Волонтёры, чья работа соответствует этим потребностям, меньше подвержены стрессу, имеют устойчивую самооценку и демонстрируют высокий уровень психологического благополучия.
2.2. Эмоциональная регуляция как фактор защиты. Эмоциональная регуляция является важным компонентом профилактики выгорания. Исследования Дж. Гросса [5] показали, что навыки распознавания и переработки собственных эмоций позволяют снижать реактивность нервной системы. Для волонтёров наиболее эффективны следующие стратегии:
- когнитивная переоценка — умение менять взгляд на ситуацию и снижать её эмоциональное воздействие;
- развитие осознанности (mindfulness), внимания к собственным состояниям;
- установление личных границ — умение отделять свои чувства от переживаний других.
Добровольцы, владеющие этими навыками, реже испытывают эмоциональное истощение и сохраняют высокую мотивацию.
2.3. Социальная поддержка и значимость группы. С. Хобфолл [6] подчёркивает, что социальная поддержка является одним из ключевых ресурсов, уменьшающих силу стрессоров. Для волонтёров важно:
- наличие наставников;
- регулярная обратная связь;
- коллективные обсуждения сложных случаев;
- признание заслуг, благодарственные письма, сертификаты.
Все эти факторы повышают чувство ценности и уменьшают вероятность демотивации.
3. Профилактика эмоционального выгорания и методы поддержки волонтёров.
Научные данные демонстрируют, что системная психологическая поддержка способна существенно снизить риски выгорания и повысить эффективность выполнения задач. Наиболее исследованы описанные ниже механизмы.
3.1. Психологическое обучение и тренинги, посвящённые саморегуляции. Тренинги по стресс-менеджменту, эмоциональной устойчивости и навыкам коммуникации доказали свою эффективность; об этом свидетельствуют данные исследования Дж. Эверли и Дж. Митчелла [8]. Такие программы включают обучение:
- дыхательным техникам;
- управлению вниманием;
- распознаванию признаков выгорания;
- технике психологической разгрузки после сложных случаев.
Организации, внедряющие такие программы, фиксируют более высокий уровень удовлетворённости волонтёров.
3.2. Наставничество и регулярная супервизия. В гуманитарных и социальных организациях супервизия — это обязательная практика, направленная на анализ сложных случаев под руководством опытного специалиста. Результаты исследования П. Беннетта [9] свидетельствуют о том, что супервизия снижает стресс на 25–40 %, помогает волонтёрам перерабатывать трудные эмоции и формировать более устойчивые копинг-стратегии.
3.3. Регулярная психогигиена и режим восстановления. Многочисленные исследования подтверждают важность отдыха. В условиях отсутствия вознаграждения волонтёры чаще игнорируют собственную усталость. Программы восстановления включают:
- чередование нагрузки и отдыха;
- физическую активность;
- снижение интенсивности работы после эмоционально тяжёлых случаев;
- постановку реалистичных целей.
Регулярная психогигиена предотвращает истощение и поддерживает высокий уровень работоспособности.
Организации играют ключевую роль в защите психологического благополучия волонтёров, обеспечивая:
- чёткие инструкции;
- безопасные условия работы;
- помощь психолога или консультанта;
- признание заслуг;
- обучение перед началом деятельности [7].
Такая структура значительно повышает психологическую устойчивость добровольцев.
Литература:
- Deci, E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being / E. L. Deci, R. M. Ryan // American Psychologist. — 2000. — № 55 (1). — P. 68–78.
- Maslach, C. Burnout: The Cost of Caring. 2nd Edition / C. Maslach, M. P. Leiter. — Psychology Press, 2018.
- Figley, C. R. Compassion Fatigue: Coping with Secondary Traumatic Stress Disorder in Those Who Treat the Traumatized / C. R. Figley. — Brunner/Mazel, 1995.
- Haski-Leventhal, D. Volunteer Motivation and Satisfaction / D. Haski-Leventhal // In R. Ellis (Ed.), Handbook of Research on Civic Engagement in Youth. — IGI Global, 2009.
- Gross, J. J. Emotion regulation: Conceptual and practical issues / J. J. Gross // In J. J. Gross (Ed.), Handbook of Emotion Regulation (2nd ed.). — Guilford Press, 2014. — P. 3–20.
- Hobfoll, S. E. The influence of culture, community, and the nested-self in the stress process / S. E. Hobfoll // Applied Psychology: An International Review. — 2001. — № 50 (3). — P. 337–369.
- Clary, E. G. Volunteers’ motivations: Findings from a national survey / E. G. Clary, M. Snyder, A. A. Stukas // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. — 1998. — № 27 (4). — P. 485–505.
- Everly, G. S. Critical Incident Stress Management (CISM): A Practical Guide / G. S. Everly, J. T. Mitchell. — Chevron Pub, 1997.
- Bennett, P. Supervision and support for volunteers in crisis and humanitarian settings / P. Bennett // Journal of Social Work. — 2010. — № 10 (3). — P. 45–60.
- Chukhrii, I. A model for preserving the mental health of volunteer psychologists / I. Chukhtii, O. Liashch // Personality and Environmental Issues. — 2024. — № 3 (3). — P. 9–15.

