Вполне очевидно, что в обозримом будущем в массовой общеобразовательной школе основная форма организации обучения останется классно-урочной.
Классно-урочная система имеет свои достоинства, но и не лишена недостатков, которые в свою очередь не мешают ее повсеместному использованию. В. П. Джаджа считает, что «обучение учащихся начальной школы большинству учебных предметов в рамках классно-урочной системы идет в классных кабинетах, а также спортивном зале, музыкальном классе и кабинете иностранного языка, где основной формой организации обучения является урок» [6].
Планирование и проведение урока с использованием современных инновационных технологий позволяет учителю разнообразить урок. Так, для изучения определенной темы можно использовать не только подготовленный конспект или технологическую карту урока, но и также привнести в урок английского языка частичку творчества при помощи мультимедийных средств обучения [3].
Важным для исследования является положение о том, что на сегодняшний день невозможно представить современную школу без различных инноваций, в том числе связанных с развитием новых педагогических технологий. Переход от общих образовательных целей к конкретным результатам требует от педагога именно технологичности в своей работе. Нахождение способов достижения поставленных целей — путь технологизации учебного процесса [2].
Действительно, современный учитель уже не сможет представить свою профессию без компьютера. Начиная от выполнения огромного количества бумажной отчетности, и заканчивая подготовкой к инновационному уроку. Так, стоит отметить, что успешная подготовка к современному уроку заключается в использовании всевозможных средств и методов активизации познавательной деятельности на уроке [7].
В свою очередь, современный ученик также не представляет свою жизнь без компьютера и мультимедийных технологий. Например, просмотр полученных отметок за уроки в электронном дневнике, подготовка к занятиям, изучение Интернет-ресурсов для дальнейшего использования по определенным темам, использование онлайн-словарей по русскому и английским языкам и многое другое. Получается, что и учитель, и ученик в равной степени взаимодействует с компьютером и компьютерными технологиями. Именно поэтому очень важно сегодня поддержать тенденцию, связанную с использованием инноваций в образовании, для того чтобы объединить усилия учителя при подготовке к уроку и возможности для ученика проявить себя в полной мере на уроке [9].
Как считает Г. С. Гохберг «компьютер в комплексе с другими периферийными устройствами (мультимедиа-проектор, принтер сканер и пр.), как универсальное средство обучения заменил традиционный набор технических средств обучения в школе» [5].
Как отмечает Б. Г. Ананьев, «восприятие через зрительную систему и трех модальностях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему — только на уровне представления». Недаром народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» [1].
Наконец, самое главное: мультимедийные технологии позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, активного использования. Именно поэтому очень важно в самом начале при знакомстве с мультимедийными технологиями сразу обозначить область применения данных инноваций на уроке, для того чтобы не упустить возможность поучаствовать в создании инновационного урока [10]. Ученик может выступать на таком уроке не только как пассивный слушатель, но и как активный участник учебного процесса, потому что идет постепенное вовлечение учащегося в ход урока [4].
Основная форма организации обучения — мультимедийный урок информационно-образовательной среды Массовое введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий показало и новые точки развития дидактики [10]:
- требования к педагогам и обучающимся в условиях мультимедийного урока;
- усиление роли интеграционных и междисциплинарных программ в соответствии с задачами модернизации образования;
- оптимальное использование информационных, технологических и медийных компонентов в мультимедийном уроке;
- оптимальное соотношение опосредованного и «живого» общения педагога и обучающегося в ходе мультимедийного урока;
- оптимальное сочетание технологического аспекта с воспитательным аспектом в мультимедийной среде;
- сохранение целостности личности в условиях непрерывного саморазвития самой среды обучения;
- развитие компонентов ИКТ-компетентности педагога и обучающегося в процессе урока;
- приемы целенаправленной учебно-познавательной, поисково- продуктивной деятельности в информационно-образовательной среде [2].
Несомненно, сегодня существует огромное количество мультимедийных средств и методов, которые современный учитель сможет активно использовать на уроке [8].
Например, компьютер и компьютерные технологии, презентационные материалы, интерактивная доска, аудио- и видео сопровождение). Перечисленные средства способствуют успешному планированию инновационного урока и вместе с тем формируют факторы, способствующие успешному планированию урока в начальной школе с использованием мультимедийных технологий. В любом случае, учитель должен быть технически подготовлен и знать основы компьютерных технологий [10]. В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: мультимедийные технологии — это гарантия к успешному проведению современного урока. Главное, чтобы и учитель, и ученик были готовы к плодотворной инновационной работе и к активному использованию мультимедийных технологий на уроке.
Литература:
1. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 134 c.
2. Аствацатуров Г.О, Кочегарова Л. В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). — М.: Сентябрь, 2012. — 176 с.
3. Волкова Т. Б. ИКТ в начальной школе как средство повышения качества обучения / В книге: Дошкольное и начальное образование: вариативность подходов материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. — Ярославль: ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2016. — С. 80–83.
4. Голицина О. Л., Максимов Н. В., Партыка Т. Л., Попов И. И. Информационные технологии: учебник. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2008. — 608 с.
5. ГохбергГ. С. Информационные технологии: учебник для студ. сред. проф. Образования /Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин.–4-еизд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.– 208 с.
6. Джаджа В. П. Мультимедийные технологии обучения: Учебное пособие. — Самара: СФГБОУВПОМГПУ,2013. –98 с.
7. Егорова Ю. Н., Морозов М. Н., Кириллов В. К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе // Материалы Региональной научно-практической конференции. — Чебоксары: ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. — С. 170–172.
8. Жук Ю. А. Информационные технологии: мультимедиа: учебное пособие для вузов / Ю. А. Жук. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 208 с.
9. Кузнецов А. А. Образовательные электронные издания и ресурсы: методическое пособие / А. А. Кузнецов, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун — М.: Дрофа, 2009. — 156 с.
10. Чумакова Д. А. Организация учебного процесса с привлечением современных методов урочной деятельности // Форум молодых ученых. 2024. № 4 (92) — С. 59–62.

