Исследователи в области профессиональной педагогики полагают, что мультимедиа технологии позволяют реализовать некоторые виды учебной деятельности. То есть становится возможным интерактивный диалог, манипулирование реальными объектами, а также их моделями, самостоятельный автоматизированный контроль и корректировка результатов учебной деятельности.
Отличительной чертой мультимедиа технологий можно считать тот факт, что учебный материал можно представить обучающимся очень доступно и разнопланово. Мультимедиа технологии могут быть использованы в подготовке бакалавров профессионального обучения с целью восполнить пробелы в иноязычной подготовке, таким образом повысить эффективность обучения. Универсальность мультимедиа технологий заключается также в том, что их можно использовать на всех этапах занятия: перед введением нового материала (обозначить проблему, тему и т. д.), в процессе изучения и объяснения учебного материала, для закрепления и контроля изученного материала [1].
Тот факт, что мультимедиа технологии могут использоваться разнопланово, предполагает ряд требований к структуре и содержанию, к художественному и техническому исполнению [2, с. 11–24]. Так в состав структуры должны входить такие компоненты, как цель, формы и методы обучения, содержание учебного материала.
Ряд исследователей выделяют такие компоненты, как 1) содержательный компонент, т. е. то, чем должен овладеть обучающийся, работая с мультимедиа технологиями; 2) целевой компонент, где определяется цель и задачи изучения материала, используя мультимедиа технологии; 3) операционно-деятельностный компонент означает выбор методов, форм обучения; 4) стимулирующее-мотивационный компонент, т. е. применение мультимедиа технологий для создания условий формирования мотивации обучающихся; 5) оценочно-результативный, иначе итоговый контроль знаний; 6) контрольно-регулировочный компонент предполагает контроль и корректировка тех знаний, которые приобрел обучающийся.
Приняв во внимание перечисленные компоненты можно выделить следующие педагогические условия: 1) создание алгоритма учебного процесса, в основе которого лежит применение мультимедиа технологий; 2) формирование и стимуляция мотивации обучающихся к усвоению новых знаний посредством мультимедиа технологий. Данное условие отвечают за подбор содержания, определение этапов учебного процесса и их продолжительности, определение этапа, темы, где эффективнее всего применять мультимедиа технологии, что способствует как групповому, так и индивидуальному обучению; 3) умения и навыки обучающихся визуализировать материал поэтапно, чтобы представлять исследования самостоятельно, например, в виде презентаций.
Помимо вышеперечисленных условий, выделяются условия эффективного использования мультимедиа технологий в образовательном процессе. Сюда можно отнести организацию учебного занятия согласно дидактическим возможностям мультимедиа технологий; оптимальный выбор обучающих мультимедийных программ; следование правилам использования мультимедиа технологий общенаучного и дидактического характера.
Литература:
- Окунев,A. A. Как учить неуча или 100 мастерских поматематике, литературе и для начальной школы / А. А. Окунев. — СПб., 1996. — 445с.
- Холин, А. Н. Ситуационные центры: перспективы цифровых технологий. Площадка для апробации цифровых технологи / А. Н. Холин // Научная периодика: проблемы и решения. — 2011. — № 6. — С. 6–9.