Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС СПО
Автор: Чмулева Оксана Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 10.09.2015
Статья просмотрена: 6541 раз
Библиографическое описание:
Чмулева, О. В. Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС СПО / О. В. Чмулева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8693/ (дата обращения: 21.11.2024).
В настоящее время перед преподавателем стоит важная задача: научить студентов учиться. Студент — равноправный участник обучения, он в равной мере с преподавателем отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Мы должны всячески способствовать развитию его активности и самостоятельности на всех этапах обучения, чтобы студент мог принимать учебную задачу, участвовать в выборе средств её решения, осуществлять контроль и самоконтроль. Ему предоставляется право выбора способа и пути деятельности, участие в процессе обучения заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, выборе альтернативы. Сегодня уже никому не нужно доказывать, что необходимо всестороннее массовое внедрение современных педагогических технологий во все сферы образования.
В ФГОС нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования — делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по дисциплинам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых обучаются студенты.
Остановимся на педагогических технологиях и подходах в учебно-воспитательном процессе.
Технология (педагогическая) — это совокупность определенных подходов, приемов, способов в работе учителя на уроке, направленная на обязательное достижение дидактической цели и задачи.
Не всегда за одно занятие удается охватить материал в полном объеме, иногда для этого необходимо несколько уроков, совокупность которых можно назвать учебным циклом. Учебный цикл — это фрагмент процесса обучения, в течение которого обучающиеся усваивают определенную порцию материала. Технология учебных циклов относится к группе модульно-блочных технологий.
Технология учебных циклов отличается от других известных методик рядом особенностей:
1) основным учебным периодом в этой технологии является цикл учебных занятий;
2) в ее рамках наряду с традиционными формами обучения широко применяется практикум;
3) особое внимание уделяется диагностике: проведению текущих письменных программированных опросов (в форме теста), а также контрольных работ (или зачетов) по окончании изучения темы.
Структура учебного цикла зависит не только от содержания материала, но и от стоящих перед учителем целей и задач, выбранных им методов, форм и средств обучения, от личностных особенностей учителя и учеников.
Минусом технологии учебных циклов является то, что не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие обучающихся репродуктивными операциями, своего рода натаскивание, а также неразработанность мотивации учебной деятельности, игнорирование личности, ее внутреннего мира.
Кейс-технологии — это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Название произошло от латинского термина «casus» (казус) — запутанный или необычный случай.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс-технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за преподавателем, ответы на вопросы преподавателя, пересказ текста и т. п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к изучаемому предмету, развивает такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Технология дифференцированного обучения — это форма организации учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени, в переводе с французского «differentiation» — разница.
Одним из основных видов дифференциация является индивидуальное обучение, поэтому все авторы понятие «дифференциация обучения» связывают с понятием «индивидуализации» (учет каких-либо качеств учащихся), но дают различные определения этому понятию (способ, форма, учет, комплекс, условия, группировка, средство и т. д.).
Дифференцированное обучение позволяет достичь следующих целей:
1. создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого обучающегося;
2. удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов обучающихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;
3. целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
4. решение назревших проблем образовательной организации путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Технология развития критического мышления ставит перед собой такую цель как развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Основная идея — создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Преимущества технологии:
- Повышается ответственность за качество собственного образования.
- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
- — Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
Технология проблемного обучения — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их обучающихся с помощью преподавателя. В ходе такого обучения студент приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Главные цели проблемного обучения:
1. Развитие мышления и способностей обучающихся, развитие творческих умений.
2. Усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
3. Воспитание активной творческой личности обучающегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
4. Развитие профессионального проблемного мышления.
При использовании технологии рефлексивного обучения главным звеном на занятии должна быть рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной деятельности, межличностных отношений и педагогического взаимодействия.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на занятии — это совместная деятельность обучающихся и преподавателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого студента.
Рефлексия может проводиться как после урока, так и после изучения темы или раздела. Важным фактором, влияющим на эффективность развития рефлексивных умений в процессе обучении, является многообразие форм рефлексии.
Формы образовательной рефлексии различны:
- вербальные формы: устное обсуждение, рассказ, высказывание происходящих изменений, опрос.
- невербальные формы: сочинение, письменное анкетирование, графическое или рисуночное изображение происходящих изменений.
Для эффективного развития рефлексивных умений у обучающихся необходимо комплексное использование указанных форм рефлексии в образовательном процессе.
Литература:
1. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий. — СПб: КАРО, 2008. — 368с.
2. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. — М: Академия, 2009. — 192 с.
3. Сальникова, Т. Н. Педагогические технологии. — М: Сфера, 2007. — 128 с.