Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Приоритетные направления работы кадровых служб органов государственной власти

Юриспруденция
Препринт статьи
13.12.2025
Поделиться
Аннотация
Статья анализирует функции, задачи и значение кадровой работы в органах государственной власти. Основной вывод исследования заключается в том, что эффективное управление персоналом является ключевым фактором успеха государства, поскольку оно повышает производительность, обеспечивает стабильность кадров и создает благоприятную рабочую среду. Изучение научных работ позволило выявить проблемные аспекты и сделать выводы, на основе которых разработаны рекомендации по совершенствованию кадровой работы. Особое внимание уделяется важности правильного подбора персонала на местах и справедливой оплаты труда для достижения максимального управленческого эффекта.
Библиографическое описание
Аристов, Е. А. Приоритетные направления работы кадровых служб органов государственной власти / Е. А. Аристов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131506.


В органах государственной власти кадровая работа представляет собой весь спектр мероприятий, направленных на комплектование и эффективное функционирование их штатной структуры.

Ключевыми направлениями кадрового менеджмента в органах государственной власти являются:

  1. Планирование потребности в кадрах: прогнозирование требуемого количества и уровня квалификации специалистов для обеспечения устойчивого развития и достижения целей организации.
  2. Подбор и отбор персонала: Осуществление полного цикла привлечения и отбора персонала, включая организацию конкурсных процедур, проведение интервьюирования и оценку соответствия кандидатов предъявляемым квалификационным требованиям.
  3. Оценка и развитие персонала: Систематический анализ профессиональных компетенций и навыков сотрудников с целью выявления зон роста и планирования образовательных мероприятий.
  4. Мотивация и стимулирование персонала: Формирование и внедрение системы компенсаций и поощрений, а также реализация программ стимулирования и укрепления приверженности персонала.
  5. Трудовые отношения и правовое обеспечение: Создание, применение и контроль законодательства в сфере труда, разрешение разногласий и споров, обеспечение законных прав и интересов работников.
  6. Адаптация и выход сотрудника на пенсию: формирование комплексных программ интеграции новичков, оказание консультационной поддержки по вопросам выхода на пенсию, разработка стратегии кадрового резерва и преемственности.

Основная цель кадровой деятельности в структурах государственной власти заключается в повышении их операционной результативности посредством целенаправленного формирования и грамотного управления человеческими ресурсами.

В своей публикации о кадровой работе О. В. Бессонова поднимает актуальный вопрос: как обеспечить эффективное муниципальное (региональное) управление при ограниченных бюджетных и программных ресурсах? Она настаивает на том, что для достижения реальных изменений в управлении, бюджетировании и создании системы, ориентированной на результат, необходимо оценивать качество управления на уровне муниципалитетов, исходя из деятельности конкретных должностных лиц 4.

В рамках данного исследования мы сосредоточимся на рассмотрении ряда ключевых вопросов:

  1. Недостаточный уровень компетенций кадров. Недостаточная компетентность отдельных сотрудников государственных органов может стать причиной принятия неоптимальных управленческих решений, возникновения профессиональных просчетов и, как следствие, снижения общей результативности их деятельности.
  2. Коррупция. В системе государственного управления существует риск коррупционных проявлений, оказывающих деструктивное воздействие на процессы кадрового отбора и карьерного роста. Принятие решений о назначении и продвижении сотрудников может осуществляться не в соответствии с их профессиональной компетенцией и стажем, а под влиянием неправомерных вознаграждений или кумовства. Подобная практика препятствует достижению операционной эффективности и разрушает общественное доверие к институтам власти.
  3. Слабая вовлеченность граждан. В ряде ситуаций отсутствует вовлеченность граждан в процедуры найма и увольнения сотрудников государственных органов. Подобное положение дел может ограничивать возможности граждан по осуществлению надзора и оказанию влияния на деятельность органов власти, что, в свою очередь, потенциально создает предпосылки для ущемления их гражданских прав и свобод.
  4. Недостаточная открытость процесса. Недостаточная открытость и ясность процедур отбора и карьерного роста государственных служащих порождает у граждан сомнения в справедливости и обоснованности кадровых решений. Такая непрозрачность может подрывать доверие к институтам власти и ставить под вопрос законность их решений.
  5. Слабая мотивация. В системе государственного управления нередко отмечается дефицит мотивации среди служащих. Данная проблема может быть обусловлена такими факторами, как неконкурентоспособный уровень оплаты труда, ограниченные возможности для профессионального и должностного продвижения, а также недостаточное признание и оценка их вклада. Следствием такого положения дел является снижение общей производительности и уровня профессиональной компетентности персонала.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что для эффективного решения задач в области управления персоналом и улучшения качества кадрового регулирования в органах государственной власти требуется внедрить:

  1. Развитие профессиональных компетенций: Профессиональное развитие кадровых специалистов, достигаемое посредством специализированных образовательных программ и курсов, способствует повышению их компетенций и углублению экспертных знаний. Организация такого обучения может осуществляться на различных уровнях управления: федеральном, региональном или муниципальном.
  2. Развитие системы отбора и найма: Для обеспечения высокого уровня компетентности в государственных и муниципальных органах необходимо разработать действенные механизмы отбора персонала и внедрить систему привлечения наиболее подготовленных специалистов.
  3. Аттестацию профессиональных навыков: Систематическая оценка квалификации кадровых работников служит инструментом для определения их потенциала и областей, требующих улучшения, что в конечном итоге способствует повышению эффективности работы отдела.
  4. Мотивацию и стимулирование: Разработка эффективной системы мотивации и стимулирования для сотрудников отдела кадров является ключевым фактором в повышении их профессиональной вовлеченности и достижении более высоких результатов. Такая система может предусматривать разнообразные формы материального и нематериального поощрения, а также предоставлять возможности для карьерного и профессионального развития.
  5. Глубокое изучение и оптимизацию рабочих процедур: Путем постоянного анализа и обновления кадровых процедур мы можем выявлять самые действенные подходы и устранять слабые места, что в итоге приведет к значительному росту производительности и улучшению рабочих показателей.
  6. Сотрудничество с независимыми экспертами: Привлечение сторонних специалистов и консультантов открывает возможности для свежего осмысления HR-процессов и внедрения передовых методик их оптимизации.
  7. Развитие корпоративной культуры: Создание позитивной и поддерживающей рабочей среды в органах власти всех уровней напрямую влияет на рост мотивации, продуктивности и лояльности персонала. Для развития корпоративной культуры целесообразно проводить совместные тренинги, мероприятия по тимбилдингу и уделять внимание поддержке баланса между работой и личной жизнью сотрудников.

Чтобы вывести кадровое обеспечение государственных и муниципальных органов на новый уровень, правительству и государственным структурам следует действовать оперативно и эффективно. Только через детальный анализ конкретных условий и комплексный подход мы сможем добиться существенных улучшений в работе с персоналом на государственной службе и в местной власти, обеспечив тем самым наилучшие результаты.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (последняя редакция)
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  4. Бессонова, О. В. Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы в государственной гражданской службе России / О. В. Бессонова // Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре: Сборник материалов VII Международного молодежного форума / Ответственный редактор Е. В. Сафронова. Том Часть 1: Издательский Дом «Белгород» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 2019. — С. 76–80.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный