Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Зачем нужна телесная перкуссия на музыкальных занятиях в ДОУ

Педагогика
13.12.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Ротай, С. В. Зачем нужна телесная перкуссия на музыкальных занятиях в ДОУ / С. В. Ротай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 618-620. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131482.


Внимательный человек в красоте и гармоничности этого мира видит премудрость невидимого Творца.

Гармония наполняет мир. Это и упорядоченное движение небесных светил, и сменяемость дня и ночи, и чередование времен года... Все упорядоченно. Имеет свою логику, закономерность и красоту. Умение видеть, чувствовать и главное стремиться к красоте, гармонии свойственно именно человеку. Эта неизведанная тайна ощущения красоты мира рождает в глубине человеческого сердца стремление петь! Он с радостью и поет, и слушает красивое пение. И даже глухонемые люди пытаются почувствовать музыку через ощущение звуковых волн. Недаром же говорят, что от Рая на Земле остались цветы и пение. Итак, стремление к пению можно считать общечеловеческим стремлением. Но что общего между пением и телесной перкуссией? Пение образно можно назвать мелодией души. Телесную перкуссию — музыкой тела. Ведь слово «percussio» означает буквально «нанесение ударов». То есть, извлечение звучания из тела как из инструмента через ударения, постукивания или похлопывания.

Думается, что использование тела в качестве музыкального инструмента так же уходит к юности человечества, как и пение. И так же осваивается ребенком с самого юного возраста. Это хлопки в ладони и топанье. Из неосознанных «звучащие жесты» (термин принадлежит Гунильд Кетман, соавтору «Шульверк. Музыка для детей» Карла Орфа) ребенка становятся эмоционально окрашенными, выражающими его настроение. Хлопки — радость, топанье ногами — недовольство, стучание ладошкой по столу — привлечение внимания. В целом, использование «звучащих жестов» (телесной перкуссии) в музыкальном развитии детей приносит им неизменную радость. Это очень доступная и понятная им форма музицирования.

Стоит немного отвлечься и поговорить о музыке вообще. Отметим, что ни у кого, кроме человека, музыки нет. (Пение птиц нельзя соотносить с музыкой. Для них это язык). М. Пруст говорил: «Музыка — средство коммуникации между душами. Через века и нации, через разные языки». Музыка — один из универсальных общечеловеческих языков, понятных всем людям. Это происходит потому, что она говорит на языке человеческих эмоций. К другим таким же универсальным языкам относятся математика и наш вербальный язык тела — мимика, жесты и позы. Галилей говорил: «Создатель написал книгу природы языком математики». То есть математика — это свойство мира. «К музыке это имеет абсолютно такое же отношение» говорит Татьяна Черниговская в одной из своих лекций («Новое 2024. Эмоции. Музыка. Мозг»).

Татьяна Владимировна Черниговская (российский ученый в области нейробиологии, психолингвистики и теории сознания) считает, что к музыке нужно относиться как к средству развития мозга. «Возможно, этот язык сложнее и важнее любого другого, ведь он влияет на гормоны, определяющие все виды деятельности человека» — говорит Т. Черниговская. «Мы привыкли думать о музыке как об определенном виде искусства, но это и так всем понятно. А нужно посмотреть на нее с точки зрения науки, потому что это очень серьезная вещь...В голове у музыканта (в нашем случае ребенка, занимающегося музыкой) много всего должно быть. Он должен концентрировать внимание, должна быть память — краткосрочная и долгосрочная, должны быть хорошие скорости переключения, должен быть слух и направленный слух, должно быть чувство ритма (и это базовая вещь), должны работать аналитические способности, способности к физической координации, моторика. И это малый набор!»

По словам Т. Черниговской, «обучение музыкой — это очень тонкая настройка мозга. Этот звук короче, а этот — длиннее. Этот выше, а этот ниже. Этот громче, а этот тише. В дальнейшем такая тонкая настройка поможет в обучении письму и чтению. Например, когда нужно будет отличить букву «з» от цифры «3», букву «о» от цифры «0» и т. д. Это подготовка к дальнейшей сложной когнитивной работе в школе... Музыка вызывает активность мозга, меняющую серое вещество (чем мы думаем), толщину коры, организацию путей в этой коре…меняет качество и количество нейронов…Музыка активирует весь мозг. Части мозга, отвечающие за эмоции, не только активируются во время эмоциональной музыки, они синхронизируются. Музыка также активирует различные области памяти. И, что интересно, музыка активирует двигательную систему… Мозг, если вы хотите его сохранить должен тяжело работать. Имеется в виду тяжело индивидуально для себя» (Т. Черниговская «Новое 2024.Эмоции. Музыка. Мозг»)

Действительно, мозг после выполнения трудной задачи (в наше случае музыкальной. Посильной для ребенка, но не легкой!) получает дозу дофамина. А это радость, счастье, хорошее настроение! Вы обращали внимание, с каким приподнятым радостным настроением дети выходят после музыкального занятия, если у них получилось, наконец-таки, освоить то, что сначала не получалось? И это не безумная неуправляемая «скачка жизни» после так называемого «Праздника с аниматорами». А собранная, тихая, внимательная радость. Когда «глаза светятся».

Телесная перкуссия универсальна. Инструмент телесной перкуссии — это тело. Мы избавляемся от необходимости раздачи шумовых инструментов каждому исполнителю. Перкуссия тела — это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интереснее и впечатляюще получается. В музыкальном номере могут участвовать ВСЕ дети! Это как раз способствует сплоченности детей, делает ребенка активным участником действия, а не только пассивным слушателем. Укрепляет коммуникативные связи, является хорошей сменой деятельности.

Кроме того, телесная перкуссия является здоровьесберегающей технологией, так как в основе ее лежит самомассаж. Например, растирание ладоней стимулирует точки, которые связаны со многими внутренними органами. Похлопывания по телу усиливают кровообращение. Активное движения пальцев рук стимулирует деятельность ЦНС и способствует развитию речи ребенка. В целом, телесная перкуссия стимулирует зоны коры головного мозга, отвечающие за моторику, что является необходимым элементом как в коррекционной работе с воспитанниками с нарушениями речи, так и детей с нормой.

Телесная перкуссия эффективно развивает чувство метроритма, которое является врожденной музыкальной способностью, но в то же время наиболее трудно развиваемой. Исследователи К. Тарасова, Б. Теплов, Г. Орф утверждают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым. Оно должно быть двигательным! «Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности» (Теплов Б. Н. «Психология музыкальных способностей». М-Л;1947 г.) В этой связи телесная перкуссия выступает универсальным инструментом развития метроритма, ведь двигательная активность лежит в ее основе.

На своих музыкальных занятиях в телесную перкуссию мы с детьми играем регулярно. В основном, в паузах между разучиванием основного музыкального материала. Здесь она выступает и как физ. минутка (для снятия усталости, напряжения) и как средство развития ритмичности дошкольников. Музыку для телесной перкуссии выбираю образную, яркую и короткую ! (от 30 сек до 1 минуты).В основном, это отрывки различных народных инструментальных мелодий («Ах ты, березка— рус. нар. мелодия, «Летка-Енка» — финская нар. мелодия; «Бульба» — белорусская нар. мелодия; «Камаринская» — рус.нар.мелодия)... Поэтому они легко встраиваются в любую тематическую направленность праздников и развлечений в ДОУ.

Приемы для телесной перкуссии использую разнообразные. Например, хлопки в ладони; хлопки по одному колену или по двум коленям (одновременно и по очереди); хлопки по плечам, по груди, по животу(одной ладонью или двумя); топанье одной ногой; перетопы, подпрыгивания, шаги, щелчки пальцев и др.

Со средней возрастной группы начинаю знакомство детей с длительностями и простыми ритмическими рисунками из которых и составляю номера телесной перкуссии. Для лучшего понимания использую общеизвестную систему ритмослогов, где четвертная длительность обозначается слогом — ТА (длинная нота). Восьмая длительность обозначается слогом — ТИ (короткая нота). Две восьмые будут проговариваются слогами — ТИ-ТИ (две коротких). Половинная длительность обозначается слогом — ТА-А (очень длинная нота). Например:

На своем опыте работы убедилась, что дети подготовительной группы (а это 6–7 лет!) легко и с интересом осваивают эту систему. Тем самым закладывается база для дальнейшего успешного обучения музыке.

В заключение хочу сказать, что телесная перкуссия является одновременно и полезным, и увлекательным занятием для детей.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 618-620):
Часть 9 (стр. 581-651)
Расположение в файле:
стр. 581стр. 618-620стр. 651

Молодой учёный