Начиная со второй половины XX в. в акватории Черного моря хозяйственная деятельность осуществляется с достаточной степенью активности: в частности, реализуются гидротехнические и энергетические проекты, активными становятся транспортные морские перевозки. Всё это негативным образом сказывается на экосистеме Черного моря. Значительный вред морским экосистемам наносится из-за действующих газовых и нефтяных платформ, разведывательного бурения на шельфе, аварий и катастроф морских судов и авиации, отходов военно-морских баз, морских судов, городов, применения химических веществ в сельском хозяйстве, эвтрофикации, выбросов твердых бытовых отходов и др. [7].
Кроме антропогенных причин выхода черноморской экосистемы из состояния равновесия, не последнее значение для экосистемы имеют и глобальные природные механизмы, связанные с долгопериодными климатическими изменениями суровости зим, теплового фона моря, характера атмосферных переносов над морем, водности рек и др.
Устаревшие очистительные сооружения не могут в полной мере обеспечить фильтрацию выбросов в акваторию, следствием становится попадание в море множества таких ядовитых веществ, как ртуть, свинец, никель, цинк, цианиды. Они приводят к гибели морских существ, что, в свою очередь, подпитывает лежащий на глубине ниже 100 метров сероводородный слой, уровень которого неизменно повышается, а где-то даже выходит на поверхность [5].
Все эти факторы несут большую угрозу в связи с естественным природным строением Черного моря, которое является замкнутой акваторией. Несмотря на значительный запас знаний, накопленных к настоящему моменту наукой по вопросам состояния черноморской экосистемы, этих знаний не всегда оказывается достаточно для адекватного долгосрочного прогнозирования будущего экологического потенциала Черного моря [8]. Перечисленные обстоятельства послужили толчком к созданию международно-правовых механизмов по защите акватории Черного моря.
Основным документом общего характера, в котором определена основная терминология и порядок совместного и суверенного использования морских территорий, является Конвенция ООН по морскому праву (далее — Конвенция по морскому праву) [1]. Ценность данного международного документа в том, что, помимо общих правил, он установил определенные правовые возможности для национальных экологических политик: статья 211 Конвенции по морскому праву в определенных случаях разрешает государствам-участникам, действуя через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию, устанавливать международные нормы и стандарты для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. В пункте 6 этой же статьи отмечено, что прибрежное государство может принять в отношении отдельных районов специальные законы и правила, осуществляя такие международные нормы и стандарты или практику мореплавания, которые признаются применимыми к особым районам.
Примером особого района является Черное море. Такой статус был присвоен принятой под эгидой Международной морской организации Конвенцией МАРПОЛ 73/78, в которой под особым районом понимается морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям и специфике судоходства, по нему необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря нефтью [2].
Конвенция наделяет Черное море статусом особого района, предусматривающим специальный природоохранный режим, однако прибрежные государства не получают особые полномочия по контролю в отношении иностранных морских судов. В рамках указанной Конвенции каждое прибрежное государство вправе принимать дополнительные законы и правила, направленные на предотвращение загрязнения с судов.
Таким образом, в силу сразу двух универсальных конвенций черноморские государства имеют возможность коллективными усилиями в сотрудничестве с международной организацией установить в отношении использования Черного моря особые экологические стандарты, отражающие природные и техногенные особенности данного регионального моря.
Русско-турецкие отношения в сфере охраны морской среды строятся на основе Конвенции о защите Черного моря от загрязнений от 21 апреля 1992 г. (далее — Бухарестская конвенция) [3], участницами которой являются, наряду с Россией и Турцией, Болгария, Грузия, Румыния и Украина.
Государства —участники Бухарестской конвенции исходили прежде всего из естественных и антропогенных особенностей Черного моря, что подтверждает преамбула, где указано, что Черное море характеризуется особыми гидрологическими и экологическими условиями, а также чувствительной к изменению температуры и состава морской воды флорой и фауной.
К перечню вопросов, рассмотренных в Бухарестской конвенции, относятся совместная деятельность государств-участников, а также выработка и реализация всех необходимых мер согласно международному законодательству в целях охраны и защиты черноморского региона от загрязнения и сохранения его морской среды и обитателей.
В данном документе указан перечень веществ, по которым страны-участницы должны договариваться относительно их сброса, чтобы не нарушать естественного баланса во флоре данного моря (ст. 6–13). Конвенция предусматривает, что государства-участники сами правомочны устанавливать виды и размер ответственности за причиненный ущерб своей акватории в пределах суверенных границ в отношении как физических, так и юридических лиц (ст. 16).
В Бухарестской конвенции зафиксировано положение о создании Комиссии по защите морской среды Черного моря от загрязнения, которая осуществляет контроль за исполнением Конвенции подписавшими ее государствами (ст. 17–18). Каждое государство делегирует в Комиссию своего представителя, который может иметь заместителя и эксперта. Комиссия собирается один раз в год. Председательствующий Комиссии меняется каждый год согласно алфавитному порядку ее участников. Председательствующий не может одновременно исполнять роль представителя своей страны. Тогда решения по поставленным вопросам принимаются единогласно. Постоянно действующим органом Комиссии является секретариат, штаб-квартира которого находится в Стамбуле.
В последней опубликованной программе Комиссии среди задач можно выделить следующие: расширение сотрудничества с соответствующими международными организациями, некоммерческими организациями и научным сообществом, реализация проектов с новыми партнерами и обеспечение устойчивости их результатов, внедрение интегрированной программы мониторинга и оценки состояния окружающей среды Черного моря. Экологическим аспектом судоходства в Комиссии занимается консультативная группа, которая также рассматривает реализацию программы, вопросы уменьшения мусора, загрязнения с судов и проведения учений.
Анализируя содержание Бухарестской конвенции, можно отметить, что в ней изначально указано особое значение Черного моря как курортной зоны. В Конвенции учитываются гидрологические и экологические условия водоема, поскольку фауна Черного моря сразу реагирует на их изменение. Стороны, подписавшие Бухарестскую конвенцию, договорились единолично или совместно с другими государствами принимать участие в решении вопросов экологической безопасности Черного моря и исполнении протоколов, принимаемых по вопросам в рамках исполнения Конвенции.
Бухарестская конвенция содержит четыре протокола:
– Протокол о защите морской среды Черного моря от загрязнения из наземных источников;
– Протокол о сотрудничестве в борьбе с загрязнением морской среды Черного моря нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных ситуациях;
– Протокол о защите морской среды Черного моря от загрязнения, вызванного захоронением;
– Протокол о сохранении биоразнообразия и ландшафтов Черного моря, включающий «Список видов, важных для Черного моря» (2002 г.).
Бухарестская конвенция содержит общие нормы, принятые в международной практике в рамках защиты морских акваторий, но ее положения фактически не направлены на решение определенных вопросов, которые существуют только в акватории Черного моря. Эта Конвенция призвана регулировать широкий круг вопросов, связанных с улучшением экологической обстановки Черноморского бассейна. Однако документ не учитывает локальных проблем Черного моря и требует внесения изменений.
Так, необходимо усилить «международно-правовое влияние при формировании национальных экологических стандартов» [6], реализацию ответственности на национальном и межгосударственном уровнях при их несоблюдении. Документ не распространяется на страны, не подписавшие его, но ведущие деятельность в исключительной экономической зоне, что не способствует решению экологических проблем региона. Рамочные соглашения о предотвращении нанесения и компенсации экологического ущерба акватории иностранными судами являются недостаточными. Замкнутость Черного моря указывает на то, что государства-участники должны пересмотреть механизмы привлечения к ответственности за ведение недобросовестной хозяйственной деятельности в регионе.
Стороны Бухарестской конвенции принимают все меры по защите моря в рамках своей территории при осуществлении деятельности, связанной с судоходством, однако в территории исключительной экономической зоны данный контроль ослабевает, что может причинить значимый ущерб от деятельности иностранных судов.
Таким образом, задачей стран — участниц этого международного договора является создание единого акта по правовому регулированию, нормы которого распространялись бы на другие государства, границы которых проходят через территориальные воды стран-участниц.
Существенно повысить степень защиты морской среды, способствовать скорейшему достижению целей, прописанных в универсальных и региональных документах, и тем самым стать решением данной проблемы может интеграция действующих в национальном и международном праве стандартов судоходства и распространение их на исключительные экономические зоны государств Черного моря [9].
Поскольку в настоящее время в отношении данной акватории каждая страна принимает свои ограничения и запреты, основываясь на общих нормах, нормы действуют отдельно, а не комплексно. Это ведет к загрязнению определенных участков, что ввиду замкнутости акватории вызывает загрязнение моря в целом. Безусловно, при разнообразии правовых режимов это создает сложности для иностранных судов.
Важно дополнительно подчеркнуть, что международное право в данном случае дает возможность государствам особого района сформировать единый международно-правовой акт, который до настоящего времени не обсуждался прибрежными странами. С учетом того, что основной экологической проблемой Черного моря является экологическое состояние рек, впадающих в него, законодательство должно быть комплексно проработано не только с прибрежными странами, но и со странами, по территории которых протекают соответствующие реки, иначе принятые меры защиты будут бессмысленными.
Анализ практики применения норм и положений Бухарестской Конвенции приводит к выводу о необходимости существенного изменения ее положений. Основной смысл таких изменений должен заключаться, как представляется, в усилении международно-правового влияния на формирование национальных экологических норм и стандартов, а также создании четкого механизма реализации международной и внутригосударственной ответственности в случае нарушения экологических норм [5; 9].
Подобный подход позволил бы отразить специфику черноморского морского бассейна и сформировать региональные процедуры, необходимые для установления и соблюдения экологических стандартов.
Думается, что еще одной значимой проблемой, связанной с действующими экологическими стандартами на Черноморской акватории, является распространение норм Бухарестской Конвенции исключительно на территориальное море причерноморских государств. На сегодняшний день отсутствует надлежащая правовая основа для борьбы с загрязнением морской среды с судов государств, не являющихся участниками Бухарестской Конвенции, в исключительной экономической зоне. Таким образом, основной задачей для охраны Черноморской акватории является тесное сотрудничество причерноморских государств для создания экологически-правовых норм, действие которых распространялось бы не только на внутренние воды и территориальное море, но и за их пределы. Особые условия экосистемы Черного моря вызывают необходимость предусмотреть более жесткие стандарты хозяйственной деятельности в регионах приморских государств.
Таким образом, эффективность международно-правового сотрудничества России и Турции в сфере охраны морской среды Черного моря определяется наличием действенной правовой базы. Ее основной задачей должен быть комплексный подход. Нормы, правила и порядок их реализации должны обеспечивать не только охрану окружающей среды, но и безопасность людей и устранение техногенных катастроф. Кроме того, они «не должны создавать препятствий хозяйственной деятельности человека и соответственно социально-экономическому развитию» [8]. В соответствии с этим международно-правовое сотрудничество России и Турции в сфере охраны морской среды Черного моря должно предусматривать меры международного, национального и внутригосударственного уровня.
Литература:
- Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10.12.1982 г. // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 48. — Ст. 5493.
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов от 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78) // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201711280024
- Конвенции о защите Черного моря от загрязнений от 21 апреля 1992 г. (текст Конвенции официально опубликован не был). — URL: https://base.garant.ru/1148132/?ysclid=mj09fxq6es49433246
- Бекяшев Д. К., Ашуба Д. Б. Актуальные проблемы международно-правового регулирования экологической безопасности Черного моря // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — № 11 (144). — С. 160–168.
- Валиуллина К. Б. Международно-правовая охрана и защита Мирового океана от загрязнения: дис. канд. юрид. наук. — Казань, 2018. — 250 с.
- Салимгерей А. А. Международно-правовое регулирование экологического сотрудничества причерноморских государств // Вестник КазНУ. — 2011. — № 3 (59). — С. 158–163.
- Скаридов А. С. Морское право в 2 т. Том 2. Международное морское коммерческое право: учебник. — Москва : Юрайт, 2020. — 225 с.
- Чайка В. Н., Киреева А. С. Правовое регулирование экологической безопасности на море // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей X Международной научно-практической конференции, г. Пенза, 20 января 2020 г.: в 2 ч. — Пенза : Наука и просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. — С. 85–90.
- Чумаченко В. А. Современные правовые проблемы международного сотрудничества в области защиты и сохранения морской среды от загрязнения и пути их преодоления // Океанский менеджмент. — 2020. — № 2 (7). — С. 57–59.

