В статье анализируются международно-правовые документы, регулирующие деятельность государств по поиску, разведке и добыче минеральных ресурсов в акватории Международного района морского дна за пределами национальной юрисдикции.
Ключевые слова: правовое регулирование, Международный район морского дна, минерально-сырьевые ресурсы, Конвенция по морскому праву 1982 года.
Интерес к теме глубоководной разработки морского океана еще во второй половине прошлого столетия. Сегодня все более значимым становятся исследования Мирового океана с целью дальнейшего развития промышленной разработки глубоководных районов морского дна. Специалисты в данной области сумели доказать, что Мировой океан представляет собой место скопления огромного количества необходимых человечеству минерально-сырьевых ресурсов, которые смогут способствовать улучшению мировой экономики в целом. Следовательно, очевидными являются дальнейшие перспективы развития деятельности стран в акватории Международного района морского дна (далее также — «Район») по поиску, разведке и добыче минеральных ресурсов, в связи с коммерческим интересом государств и корпораций в указанной деятельности.
Однако разработка международно-правовой базы, регулирующей деятельность государств по поиску, разведке и добыче минерально-сырьевых ресурсов на территории «Района» не завершена и по сей день. В связи с этим, совершенствование нормативно-правовой регламентации, поиск современных и более эффективных методов применения международно-правовых норм невозможны без комплексного изучения и систематизации источников, регулирующих указанную отрасль.
Для Российской Федерации регламентация геологоразведочных работ в Мировом океане представляет значительный интерес, в связи с тем, что наше государство также принимает участие в геологическом изучении недр в акватории Международного района морского дна в рамках контрактов с Международным органом по морскому дну (далее также — Орган). В свете сказанного предпринимаются шаги по развитию морской деятельности нашего государства на долгосрочный период, в том числе систематизация нормативно-правовой базы и принятие новых правовых актов, регулирующих отдельные аспекты морской деятельность Российской Федерации [1].
Еще в начале 60-х годов прошлого столетия началось развитие концепции «Района» как всеобщего наследия человечества, ставшей одним из основных нововведений в международном морском праве. Согласно указанной концепции исключаются возможности каких-либо односторонних действий государств на территории Международного района морского дна и устанавливается совместное и урегулированное управление им [4]. В системе международного права одним их первых официальных источников, который признавал все ресурсы Международного района морского дна всеобщим наследием человечества, стала принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1970 году «Декларация принципов, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия национальной юрисдикции».
Основной целью принятия указанного документа, на мой взгляд, явилась попытка создать систему международного-правового регулирования, которая бы не позволила группе развитых государств монополизировать территорию морского дна и, соответственно, получать все экономические выгоды от добычи его ресурсов в ущерб другим (развивающимся) странам, не обладавшим техническим оснащением для осуществления подобной деятельности.
Основным документом, регламентирующим деятельность государств на территории глубоководного дна за пределами национальной юрисдикции, является Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, заключенная в 1982 году (далее — Конвенция по морскому праву). Указанное международное соглашение представляет собой один из наиболее комплексных международно-правых инструментов, который содержит в себе регламентацию таких важнейших вопросов, как всеобъемлющий правовой режим мировых вод, правила, регулирующие деятельность на территории океанов и использование их ресурсов, разведку и добычу минералов и проч. Данную Конвенцию также часто называют «конституцией океанов» [5]. Часть XI Конвенции по морскому праву закрепляет правовой статус «Района», а также режим использования его ресурсов. На сегодняшний день 158 государств ратифицировали упомянутую Конвенцию, в том числе и Российская Федерация, которая ратифицировала ее в марте 1997 года. Стоит отметить тот факт, что процесс разработки Конвенция по морскому праву затянулся на более чем 10 лет, в связи с тем, что в процессе выработки норм возникали разногласия, которые требовали разрешения путем регламентации определенных правил в Конвенции по морскому праву. Были приложены колоссальные усилия для осуществления задумки по выработки системы норм международного права, которая смогла бы осуществлять регулирование более двух третий поверхности земли.
К сожалению, разногласия, затруднявшие разработку отдельных положений Конвенции по морскому праву, не смогли быть урегулированы и в «Соглашении об осуществлении Части XI Конвенции» (далее — Соглашение 1994 года), принятой в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН. Однако, стоит отметить, что это международное соглашение подоткнуло государства к широкомасштабному принятию Конвенции по морскому праву, в связи с тем, что Соглашение 1994 года устранило определенный ряд проблем, которые препятствовали подписанию более развитыми странами международной конвенции. Например, в Соглашение 1994 года было включено положение об антимонопольном регулировании участков, которое предполагало более сложную систему предоставления странам участков Морского дна для предотвращения монополизации одним государством или предприятием более выгодных участков.
Поиск, разведка и добыча минерально-сырьевых ресурсов, как деятельность, которая имеет особое значение в контексте необходимости обеспечения человечества жизненно важными ресурсами, также нуждалась в регламентации на международном уровне. Так, правовая регламентация этапов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых в акватории «Района» осуществляется на основе правил, утвержденных Советом Международного органа по морскому дну, а именно: «Правила поиска и разведки полиметаллических конкреций в Районе», «Правила поиска и разведки глубоководных полиметаллических сульфидов в Районе», «Правила поиска и разведки кобальтоносных железомарганцевых корок в Районе». Важно отметить, что соответствующие документы были разработаны после того, как в 1998 году Российская Федерация внесла на рассмотрение Международного органа по морскому дну вопрос о необходимости разработки указанных правил. Однако, до сих пор не разработаны правила этапа добычи минерально-сырьевых ресурсов «Района», хотя деятельность по выработке указанных документов уже началась [2].
Первый свод норм «Правила поиска и разведки полиметаллических конкреций в Районе», принятый Органом в 2000 году, сделал возможным заключать контракты с первой группой правительств и организаций, которые подавали заявки на получение разрешения проводить разведывательную деятельность на территории международного Района морского дна. В указанных правила, а также в их приложениях представляют собой нормы, которым необходимо следовать не только контракторам, но и Международному органу по морскому дну при осуществлении любой деятельности в «Районе».
К дополнительным документам, регулирующим деятельность государств на территории «Района», следует также отнести комплекс руководящих рекомендаций контракторам по оценке экологических последствий проводимой ими разведки конкреций. Указанные документы были утверждены Комиссией Международного органа по морскому дну в 2001 год и включали в себя технические процедуры, которые следовало применять при сборе данных об условиях на территории «Района» и мониторинге всей деятельности, с целью не допустить причинение серьезного экологического ущерба. Однако стоит отметить, что данные принципы носят рекомендательный характер для контракторов и, следовательно, не являются обязательными.
Таким образом, основополагающими нормативно-правовыми документами, образующими международно-правовую базу для регулирования деятельности по поиску, разведке и добыче минеральных ресурсов Международного района морского дна, являются, прежде всего, Конвенция по морскому праву 1982 года с приложениями III и IV, которые представляют собой неотъемлемую часть Конвенции, а также Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции 1994 года, Правила поиска и добычи минеральных ресурсов, а также иные документы Международного Органа по морскому дну [3]. Однако, далеко не все этапы деятельности государств на территории международного Района морского дна получили нормативную регламентацию в международном праве, в связи с чем вопрос о дальнейших перспективах разработки нормативно-правовой базы для регулирования морской деятельности государств за пределами национальных юрисдикций остается открытым.
Литература:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.08.2019 г. № 1930-р «Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс»
- Тодоров А. А. Перспективы деятельности Международного органа по морскому дну в контексте управления Арктикой, // Арктика и Север. — 2019. — № 34. — с. 95
- Юбко В. М., Ширяев Б. К., Пономарева И. Н. Минеральные ресурсы международного района дна мирового океана, М., 2016. С. 33–36
- Egede E. Africa and the Deep Seabed Regime: Politics and International Law of the Common Heritage of Mankind // Springer. 2011. — с. 55–58
- Miguel De Serpa Soares «Achieving SDG 14: the Role of the United Nations Convention on the Law of the Sea». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.un.org/en/chronicle/article/achieving-sdg-14-role-united-nations-convention-law-sea (дата обращения: 11.04.2022)