В статье автор исследует механизм реализации соглашений о разделе продукции.
Ключевые слова: имущество, соглашения о разделе продукции, инвестиции, полезные ископаемые, Сахалин-1, Сахалин-2, Харьягинское месторождение.
Промышленный сектор с давних пор занимает ведущее место в экономике Российской Федерации, в особенности отдельных ее регионов.
Особое место в структуре промышленности России занимает топливно-энергетический комплекс, который вносит огромнейший вклад в формирование доходов федерального бюджета.
Значение топливно-энергетического комплекса для национальной экономики несомненно будет оставаться таким же большим до тех пор, пока в России не возникнут другие соизмеримые финансовые источники, однако на сегодняшний день принимается ряд мер в целях снижения доли нефтегазовых доходов в структуре федерльного бюджета.
Нефте- и газодобывающая отрасль получила еще большее развитие в начале 90-х годов прошлого столетия в связи с началом реализации шельфовых проектов на территории Сахалинской области и Ненецкого автономного округа.
Возникшая необходимость в привлечении иностранных инвестиций с целью поиска и добычи минерального сырья на территории Российской Федерации, богатой на такие ресурсы, как нефть и газ, а также недостаточность форм взаимодействия государства и инвестора, закрепленных в законодательстве, стали основой для создания отдельного типа соглашений в сфере недропользования [7].
Вместе с тем, приход иностранных инвесторов на российский рынок сопровождался рядом рисков для реализации соответствующих проектов в топливно-энергетическом комплексе, среди которых:
— стратегические риски (изменения политической конъюнктуры и, как следствие условий реализации соглашений);
— операционные риски (возможный рост уровня затрат на разработку месторождения, а также дефицита кадровых ресурсов);
— финансовые риски (сокращение или изменение льготных режимов);
— риски, связанные с довольно часто меняющимся законодательством [5].
На сегодняшний день правовые основы отношений, возникающих в рамках осуществления инвестиционных соглашений по разведке и добыче минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции определены Федеральным Законом от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Закон о СРП).
В соответствии с Законом о СРП соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор в свою очередь обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск [1].
В 1990-е годы между Правительством Российской Федерации, администрациями Сахалинской области и Ненецкого автономного округа совместно с представителями консорциума инвесторов были заключены три соглашения о разделе продукции (далее — СРП) по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение».
Участниками СРП являлись соответственно:
— по проекту «Сахалин-1», подписанному 30 июня 1995 года, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Япония и Индия;
— по проекту «Сахалин-2», подписанному 22 июня 1994 года, Российская Федерация, Великобритания, Нидерланды и Япония;
— по проекту «Харьягинское месторождение», подписанному 20 октября 1995 года, Российская Федерация, Франция и Норвегия.
СРП по проекту «Сахалин-1» (дочерний проекта Сахалина-2) включает в себя разработку трех месторождений: Чайво, которое разрабатывается с 2005 года, Одопту, разрабатываемое с 2010 года и Аркутун-Даги — с 2015 года.
В рамках проекта «Сахалин-2» осуществлялась разработка двух крупнейших разведанных месторождений на территории Российской Федерации — Пильтун-Астохского нефтяного месторождения и Лунского газового месторождения.
В рамках реализации проекта по освоению Харьягинского месторождения ведется разработка порядка 75 нефтяных скважин, а за последние 8 лет оператором проекта добыто уже 10,8 млн тонн нефти.
В рамках реализации СРП инвесторы вкладывают собственные, заемные или привлеченные средства в поиски, разведку, разработку и добычу минерального сырья и в дальнейшем являются пользователями недр на условиях подписанного соглашения [3].
Каждая из сторон соглашения имеет одинаковые права и несет солидарные обязанности. При этом каждый инвестор должен подтвердить наличие денежных средств, включая кредитные и привлеченные, которых будет достаточно для проведения всего комплекса работ по разработке месторождения.
Кроме того, СРП имеет ряд существенных преимуществ:
— инвестор обязуется привлечь 80 % работников — граждан Российской Федерации;
— отечественным инвесторам предоставляется преимущество;
— инвестор обязуется закупить 70 % техники и оборудования российских производителей;
— инвестор несет обязательства по предотвращению нанесения вреда окружающей среде;
— инвестор осуществляет страхование ущерба в случае аварии;
— в рамках реализации СРП действует льготная система налогообложения.
В рамках же реализации трех вышеуказанных соглашений, кроме прямых поступлений в бюджеты Российской Федерации следует учитывать и инвестиции компаний-операторов в развитие гражданской инфраструктуры, а также социальной сферы Сахалинской области и Ненецкого Автономного округа. Указанное обстоятельство значительно снижало расходы субъекта на многие из данных мероприятий.
Средства инвесторов зачастую отправлялись на реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, социальных и медицинских учреждений, а также телекоммуникационных сетей [4].
Также заключение данных СРП оказывало положительное влияние на проблему безработицы в вышеуказанных регионах, где осуществлялась добыча полезных ископаемых, а также стимулировало экономический рост страны в целом.
Вместе с тем, разработка проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение» иностранными инвесторами не способствовала в полной мере эффективному развитию экономики самих российских регионов. Кроме того, большая часть продукции, добываемая на месторождениях Сахалина, отправлялась на экспорт.
В части управления и распоряжения имуществом, созданным или же приобретенным в рамках реализации соглашений о разделе продукции на территории Российской Федерации, следует отметить, что вопрос на протяжении многих лет являлся приоритетным и вызывал немало споров [2].
Однако введение рядом иностранных государств экономических санкций в отношении Российской Федерации в значительной степени повлияло и на ход реализации названных соглашений о разделе продукции [6.]
Сегодня, в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации в отношении имущества, созданного рамках СРП все права и обязанности участников проектов, были переданы в специально создаваемое новое российское юридическое лицо.
В свою очередь созданная компания получила в безвозмездное пользование и все имущество проектов, собственником которого отныне будет не иностранный оператор, а Российская Федерация.
Литература:
1. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».: электронный // Консультант плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8816/ (дата обращения: 06.03.2024).
2. Козлова С. В., Братченко С. А. Эффективность и качество управления государственным имуществом. — Москва: Вестник Института экономики Российской академии наук, 2021.
3. Ишбулин А. Р. Особенности реализации действующих в России соглашений о разделе продукции в недропользовании. — Москва.: Электронный научный журнал «Дневник науки», 2021.
4. Ахметшина Л. Г. Микунов А. В. Сахалинские нефтегазовые проекты: поддержка местного населения. — Москва: Самоуправление, 2020.
5. Александров Г. А. Вякина И. В., Скворцова Г.Г Инвестиционный климат и инвестиционные риски: методология анализа взаимосвязи и оценки. — Москва.: Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014.
6. Колганова, Е. А. Российская индустрия коллективных инвестиций в условиях международных санкций: проблемы и перспективы. — Москва.: Финансовые рынки и банки, 2022
7. Булавко О. А., Заступов А. В. Совершенствование управления процессом привлечения инвестиций на основе повышения инновационного потенциала. — Москва: Экономика и управление собственностью, 2017.