В статье раскрываются основные моменты развития и становления современного международного экологического права, значение международных актов в этой сфере и их применение, рассматривается сущность охраны окружающей среды. Актуальность выбранной темы обусловлена экологической ситуацией в России и мире, а также применением и соблюдением международных актов в сфере окружающей среды.
Ключевые слова: экологическое право, международный договор, экология, окружающая среда, охрана окружающей среды.
The article reveals the main points of the development and formation of modern international environmental law, the significance of international acts in this area and their application, and examines the essence of environmental protection. The relevance of the chosen topic is due to the environmental situation in Russia and the world, as well as the application and compliance with international environmental acts.
Keyword: environmental law, international treaty, ecology, environment, environmental protection.
С каждым годом вопрос окружающей среды приобретает более глобальный масштаб, поэтому огромное значение уделяется международной защите окружающей среды. Различные страны ужесточают меры ответственности за вред, который люд причиняют природе, так как важно не только исправить уже возникшие экологические проблемы, но и всячески помогать развитию природной среды. К наиболее острым проблемам можно отнести загрязнение вод Мирового океана, а как следствие ущерб рыбным запасам и здоровью человека, массовое уничтожение лесов и загрязнение воздуха, а также огромные проблемы с переработкой мусора…
Примерно за последние лет 50 формируется отдельная, самостоятельная отрасль в международном праве, где охрана окружающей среды является объектом регулирования. Международное экологическое право представляет собой совокупность принципов и норм международного права, которые регулируют отношения его участников в сфере охраны окружающей среды и разумного использования ее ресурсов [1, с. 1].
В первой половине XX века международные договоры регулировали возникающие и сложившиеся проблемы в ограниченных по масштабам областях, такие как, загрязнение морского участка или различные угрозы определенному живому виду. В таких случаях принимались Конвенции, что приводило к формированию объемного и разнородного по содержанию конвенционного комплекса. Консолидация специальных принципов экологического международного права произошла позже, такие принципы закрепили Стокгольмская декларация 1972 г. и Декларация Рио-де-Жанейро 1992 г. [2, с. 1].
За все годы развития международного экологического права были разработаны специфические только для этой отрасли права научные понятия, например, «трансграничное загрязнение» и «природные ресурсы, разделяемые двумя или более государствами», а также принципы, которые лежат в основе нормативного регулирования данной области. Также разработаны специальные соглашения и нормы, касающиеся международной охраны природы, которые включены в целый ряд универсальных международных соглашений, таких как Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Эта Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 30-ФЗ.
Относительно новое в международном праве такое понятие как «международное право окружающей среды» (МПОС).
Учитывая стремительное развитие международно-правового регулирования охраны окружающей среды и выделение особой группы норм в экологической отрасли права, российская правовая доктрина не сформулировала единого термина, обозначающего эту группу, из-за этого в различных источниках в разные времена были использованы следующие термины: «международно-правовая охрана природы», «международно-правовая охрана окружающей среды», «международное природоохранительное (экологическое) право» [3, с. 2], поэтому выделить какой-то один термин как наиболее точный и обобщающий затруднительно.
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то применяются правила международного договора [4].
Также В Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 30.12.2020) в ст. 82 указано, что на территории Российской Федерации применяются ратифицированные международные договоры в области охраны окружающей среды [5].
На сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации перечислены порядка 20 Многосторонних договоров, конвенций и соглашений, которые ратифицированы Россией, также двусторонние договоры и соглашения с зарубежными странами, а также ряд актов, ратификация которых рассматривается, по которым Минприроды России определено головным ведомством.
Перечислим некоторые международные акты по охране окружающей среды, ратифицированные в России: Соглашение о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства 1998г., Соглашение о взаимодействии стран СНГ в области экологии и охраны окружающей природной среды 1999г., Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области экологического мониторинга 1999г., Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения освоения и охраны недр 2001г., Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция) 1992г.
На данный момент согласно сведениям, представленным на сайте Минприроды, прорабатывается вопрос о ратификации следующих многосторонних конвенций: Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) 1992 года, Конвенция об экологической безопасности и Конвенции по охране горных экосистем Кавказа [6].
Также на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации перечислены основные направления международного развития и сотрудничества, в их числе: Активное участие в деятельности межправительственных комиссий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству России с зарубежными странами в части, касающейся природопользования и охраны окружающей среды; гармонизация направлений и содержания международных исследований в области экологически безопасного устойчивого освоения природных ресурсов; Содействие созданию структур природно-ресурсного и природоохранного сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза, развитию природоохранного сотрудничества Российской Федерации с НАТО в рамках Комитета НАТО по вызовам современного общества; Привлечение общественности, неправительственных организаций, национального и зарубежного бизнеса к осуществлению международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
В Российской Федерации ратифицирована Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях 2001г. В последние десятилетия стремительный рост промышленности привел к широкому распространению высокотоксичных химических соединений. Превалирующая часть хлорсодержащих веществ, включая и большинство СОЗ, чрезвычайно опасны для человека. Россия видит необходимость соблюдения положений данной конвенции, потому что согласно исследованиям, загрязнения подобного рода ранее были отмечены на Юге России. Так, например, в Краснодарском крае остаточные количества хлорорганических пестицидов обнаружены в пищевых рационах семей и детских дошкольных учреждений.
Помимо этого, первый известный в России случай заболевания хлоракне отмечен в 1944 году. Заболели рабочие, которые производили ПХБ на ПО «Оргстекло» (Дзержинск): было выявлено 67 пострадавших от хлоракне [7].
Конвенция о биологическом разнообразии — международное соглашение, которое принято в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 года. Россия ратифицировала это соглашение в 1995 году и взяла на себя обязательства, одним из которых является разработка национальной стратегии по сохранению биоразнообразия.
Цели Конвенции направлены на сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов, а также на получение равнозначной и справедливой выгоды для ее участников.
К примеру, в ст. 3 данной Конвенции закреплено положение, согласно которому «…государства… несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или под их контролем не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции» — эта норма является общепризнанной, и Россия ее соблюдает.
Одним из самых важных для мирового экологического сообщества является принцип № 16 «загрязнитель платит», который закреплен в Декларации Рио. Позже Единый европейский акт 1986 г., и Маастрихтский договор 1992 г. придали названному принципу значение одной из основ политики ЕС в сфере охраны окружающей среды. Так, в п. 2 ст. 130r Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. говорилось, в частности, о том, что «политика Сообщества в области окружающей среды направлена на достижение высокого уровня защиты… Она базируется на принципах… возмещения ущерба окружающей среде, главным образом путем устранения его источников, оплаты ущерба теми, кто его причинил…»
Помимо вышесказанного, данный принцип указывается во многих региональных и универсальных договорах, где он либо просто упоминается, как например, в ст. 3 Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. (нормы которой приняты и соблюдаются на территории Российской Федерации), либо определенным образом уточняется, как ст. 3 Конвенции по защите Средиземного моря от загрязнения 1976 г [2, с. 5].
С точки зрения экономической составляющей защиты окружающей среды вышеупомянутый принцип важен, как для природы (тем, что нанесенный ущерб ликвидируют, хотя бы попытаются), как и для других стран (тем, что будет «с кого спрашивать» за вред, причиненный природе).
В 1990-х годах министр экологии и природных ресурсов РФ В. И. Данилов-Данильян в интервью редакции «Московского журнала международного права» сказал следующее: «Все, что нетерпимо с точки зрения экологии, все это неэффективно с точки зрения и экономики». В целом, это высказывание справедливо. С другой стороны, возникает вопрос: а всегда ли государства выполняют условия, которые принимаются ими с целью заботы об охране окружающей среды? Ответ на этот вопрос неоднозначный…
Что же касается сотрудничества в сфере международной правоохраны окружающей среды со странами ближнего зарубежья, то значительную роль в данном вопросе призвано сыграть сотрудничество в рамках СНГ. В настоящее время функционирует Межгосударственный экологический совет, который координирует взаимодействие стран СНГ по поводу экологического сотрудничества. В 2021 году МЭС планирует провести новое заседание в Казахстане. Задача правоохраны обозначена в Уставе СНГ и подтверждена многими другими актами. К таким актам можно отнести «Соглашение о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений — Красной книге государств-участников СНГ», «Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга» и многие другие.
Так, договор между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией 1996 г. обязывает участников наращивать «сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая разработку и принятие единых стандартов экологической безопасности». Страны-участницы «предпринимают совместные меры по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, ядерных и экологических катастроф» (ст. 9). То есть, из перечисленных положений можно представить, как понимается принцип охраны окружающей среды во взаимоотношениях стран СНГ.
Страны СНГ в 1992 г. также заключили Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. Согласно названному Соглашению учреждены Межгосударственный экологический совет, а при нем Межгосударственный экологический фонд. Основной задачей Совета является координация сотрудничества государств в области охраны природы и разработка соответствующих нормативных актов. Одно из предназначений Межгосударственного экологического фонда — это финансирование межгосударственных программ, помощь в ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций и создание совместных проектов, исследовательских работ области охраны окружающей среды.
Стоит отметить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 07.09.2010 г.
В этом Соглашении указывается, что стороны должны принимать меры по предотвращению, ограничению, сокращению и ликвидации загрязнения трансграничных водных объектов; по предотвращению или смягчению негативных последствий, возникающих в результате изменения состояния трансграничных водных объектов [8], в том числе наводнений и так далее…
Одна из самых протяженных в мире границ и множественные общие водотоки принадлежат именно Республике Казахстан и Российской Федерации, поэтому это Соглашение имеет особое значение. Речь идет о защите таких трансграничных водных объектов, как различные малые реки, р. Урал, Большой и Малый Узень, а также их притоков р. Илек и Орь.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что международное сотрудничество стран мира в сфере экологии является важным, развивающимся и перспективным. Российская Федерация постоянно расширяет нормативную базу в области охраны окружающей среды, учитывая природные богатства и просторы нашей страны.
Правовое регулирование и соблюдение норм должны осуществляться каждым человеком в каждой стране. Наша жизнь не стоит на месте, появляются новые проблемы и различные риски как для природы, так и для людей, на которых вскоре может отразиться плохая экологическая обстановка; поэтому крайне важно, чтобы люди и страны понимали необходимость совместной работы над созданием наиболее благоприятной окружающей среды.
Литература:
- Усманов Э. М. Роль международного экологического права в регулировании международной экологической политики / Усманов Э. М. // Век глобализации. 2009
- Ильинская О. И. Некоторые проблемы договорного регулирования международных отношений в области охраны окружающей среды / Ильинская О. И. // Lex Russica. 2019
- Кукушкина А. В. К вопросу о формировании международного права окружающей среды как отрасли / Кукушкина А. В. // Закон и право. 2020
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации — 14.01.2002 г. — № 2 — ст. 133
- Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/international_agreements/
- Эко-Согласие Центр по проблемам окружающей среды и устойчивого развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.ecoaccord.org/pop/ipep/russia-review1.htm
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 07.09.2010 г. // Бюллетень международных договоров, 2011, № 4, стр. 73.