В настоящее время, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений, что алалия — результат повреждения мозга в пренатальный, натальный или в ранний постнатальный (до начала появления экспрессивной речи) периоды жизни. Причём у детей повреждаются не только мозговые системы, «заинтересованные» в формировании языка, но и системы мозга, ответственные за становление разных компонентов нервно-психической деятельности. Понятно, что имеющиеся у детей разнообразные неязыковые расстройства могут усугублять расстройства языковые и усложнять проведение логопедической работы, а иногда даже препятствовать её проведению. 1, с. 83
Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу. Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определённой степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений. 1, с. 5 Многие дети испытывают затруднения в освоении программы детского сада. У них часто обнаруживаются разного рода затруднения в игре, а также в рисовании, лепке, конструировании, и особенно — в усвоении грамоты. Значительному числу свойственны быстрая утомляемость и низкий уровень работоспособности. 1, с. 60
Современные эффективные методы коррекции моторной алалии:
Перед началом коррекции необходимы:
— консультация психоневролога для уточнения диагноза, выявления причины и назначения адекватной медикаментозной терапии;
обследование у сурдолога, чтобы исключить нарушения слуха.
- Логопедическая коррекция
Работа ведется поэтапно, от простого к сложному.
Этап 1. Активизация речевой зоны коры, развитие неречевых основ.
— Стимуляция импрессивной речи: пассивное накопление словаря («Покажи, где»..., «Принеси»...).
— Развитие сенсомоторной сферы:
— мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, массаж пальцев, игры с мелкими предметами (мозаика, лепка, шнуровки).
— общая моторика и координация: логоритмика, выполнение действий по инструкции («попрыгай, как зайчик»).
— артикуляционная моторика: массаж органов артикуляции (логопедический, зондовый по показаниям), артикуляционная гимнастика для подготовки мышц к правильному произношению звуков.
— развитие высших психических функций: внимания (особенно слухового), памяти, мышления (классификация, обобщение), зрительно-пространственного восприятия.
Этап 2. Формирование первичных речевых навыков. Вызывание речи:
— Метод «разрыва стереотипа»: создание ситуаций, где ребенок вынужден использовать звук, слог или слово, чтобы получить желаемое (дать не всю игрушку, а часть; «забыть» положить ложку; начать знакомое действие неправильно).
— Работа с гласными и легкими согласными звуками: на базе лепета, звукоподражаний («ау», «би-би», «му», «кап-кап»).
— Сопряженная и отраженная речь: взрослый говорит вместе с ребенком или просит повторить.
— Накопление пассивного и активного словаря по лексическим темам (семья, игрушки, животные). Используются реальные предметы, картинки, интерактивные игры.
— Формирование фразы: от аморфных слов-корней («мама, ди» — мама, иди) к простой двусоставной фразе («Дай куклу»), затем к распространенному предложению.
Этап 3. Развитие связной речи и грамматического строя: преодоление аграмматизмов: специальные упражнения на согласование слов в роде, числе, падеже («у меня есть желтый шар, я вижу желтый шар, я играю с желтым шаром»); работа над слоговой структурой слова: преодоление пропусков и перестановок слогов; развитие диалогической и монологической речи: ответы на вопросы, пересказ коротких текстов по серии картинок, составление рассказов по опорным словам.
2. Современные эффективные подходы и методики
— Онтогенетический подход: коррекция строится строго по законам нормального речевого развития ребенка (от крика к лепету, от слова к фразе и т. д.).
— Сенсорная интеграция: занятия в сенсорной комнате, работа с различными материалами (песок, крупы, вода), что помогает упорядочить поступающую информацию и улучшить обработку сигналов мозгом.
— Томатис-терапия, метод АКТ (Auditory Integration Training): слуховые тренировки для улучшения восприятия и обработки звуковой информации.
— Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК): жесты (мактон), картинки (PECS), коммуникативные устройства. Это не заменяет речь, а создает успешную среду для общения, снижает фрустрацию и часто стимулирует появление собственной речи, так как снимает «барьер молчания».
— Нейропсихологические методы: дыхательные и голосовые упражнения (по Стрельниковой, Е. В. Новиковой); кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») для межполушарного взаимодействия; метод «замещающего онтогенеза» (А. В. Семенович) — комплекс двигательных упражнений, воспроизводящих этапы раннего развития ребенка.
3. Психолого-педагогическая поддержка
— Развитие эмоционально-волевой сферы.
— Формирование навыков коммуникации (желание общаться, умение поддерживать контакт).
— Подготовка к обучению в среде сверстников (часто через групповые занятия или интеграцию в среду с тьютором).
4. Роль семьи
— Речевой режим и среда: говорить четко, немного медленнее, короткими фразами. Комментировать бытовые действия. Создавать ситуации, провоцирующие речевую активность.
— Поощрение любых речевых попыток, а не только правильных. Главное — снять страх говорения.
— Полное сотрудничество с логопедом и неврологом: выполнение домашних заданий, соблюдение рекомендаций.
— Активное использование музыки, ритмичных игр, потешек, песенок.
Важные принципы организации коррекции:
- Раннее начало (с 2.5–3 лет, а иногда и раньше).
- Комплексность (врач, логопед, нейропсихолог, дефектолог, семья).
- Систематичность и высокая частота занятий (индивидуальные занятия 3–5 раз в неделю, а так же ежедневная домашняя работа).
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы: позитивное подкрепление, игровая форма занятий. Прямое давление «скажи» часто вызывает отторжение.
- Индивидуальный подход: учет структуры дефекта, сохранных функций, личностных особенностей и мотивации ребенка.
- Длительность. Коррекция может занимать несколько лет, но при правильном подходе дает стойкие положительные результаты. 2
Самый эффективный метод — это индивидуально подобранный комплекс, сочетающий медицинскую поддержку, интенсивную логопедическую работу с акцентом на вызывание речи, нейропсихологические приемы и создание обогащенной речевой среды в семье. Чем раньше и последовательнее начата работа, тем больше шансов на полную компенсацию дефекта и успешную интеграцию ребенка в общество.
Литература:
- Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001.
- https://www.logopedmaster.ru/blog/logopediya/logopedicheskaya-rabota-pri-motornoy-alalii/

