Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эффективные методы коррекции моторной алалии

Педагогика
12.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье авторы раскрывают и систематизируют методы коррекции моторной алалии.
Библиографическое описание
Четверикова, С. А. Эффективные методы коррекции моторной алалии / С. А. Четверикова, С. П. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 666-668. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131364.


В настоящее время, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений, что алалия — результат повреждения мозга в пренатальный, натальный или в ранний постнатальный (до начала появления экспрессивной речи) периоды жизни. Причём у детей повреждаются не только мозговые системы, «заинтересованные» в формировании языка, но и системы мозга, ответственные за становление разных компонентов нервно-психической деятельности. Понятно, что имеющиеся у детей разнообразные неязыковые расстройства могут усугублять расстройства языковые и усложнять проведение логопедической работы, а иногда даже препятствовать её проведению. 1, с. 83

Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу. Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определённой степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений. 1, с. 5 Многие дети испытывают затруднения в освоении программы детского сада. У них часто обнаруживаются разного рода затруднения в игре, а также в рисовании, лепке, конструировании, и особенно — в усвоении грамоты. Значительному числу свойственны быстрая утомляемость и низкий уровень работоспособности. 1, с. 60

Современные эффективные методы коррекции моторной алалии:

Перед началом коррекции необходимы:

— консультация психоневролога для уточнения диагноза, выявления причины и назначения адекватной медикаментозной терапии;

 обследование у сурдолога, чтобы исключить нарушения слуха.

  1. Логопедическая коррекция

Работа ведется поэтапно, от простого к сложному.

Этап 1. Активизация речевой зоны коры, развитие неречевых основ.

— Стимуляция импрессивной речи: пассивное накопление словаря («Покажи, где»..., «Принеси»...).

— Развитие сенсомоторной сферы:

— мелкая моторика: пальчиковая гимнастика, массаж пальцев, игры с мелкими предметами (мозаика, лепка, шнуровки).

— общая моторика и координация: логоритмика, выполнение действий по инструкции («попрыгай, как зайчик»).

— артикуляционная моторика: массаж органов артикуляции (логопедический, зондовый по показаниям), артикуляционная гимнастика для подготовки мышц к правильному произношению звуков.

— развитие высших психических функций: внимания (особенно слухового), памяти, мышления (классификация, обобщение), зрительно-пространственного восприятия.

Этап 2. Формирование первичных речевых навыков. Вызывание речи:

— Метод «разрыва стереотипа»: создание ситуаций, где ребенок вынужден использовать звук, слог или слово, чтобы получить желаемое (дать не всю игрушку, а часть; «забыть» положить ложку; начать знакомое действие неправильно).

— Работа с гласными и легкими согласными звуками: на базе лепета, звукоподражаний («ау», «би-би», «му», «кап-кап»).

— Сопряженная и отраженная речь: взрослый говорит вместе с ребенком или просит повторить.

— Накопление пассивного и активного словаря по лексическим темам (семья, игрушки, животные). Используются реальные предметы, картинки, интерактивные игры.

— Формирование фразы: от аморфных слов-корней («мама, ди» — мама, иди) к простой двусоставной фразе («Дай куклу»), затем к распространенному предложению.

Этап 3. Развитие связной речи и грамматического строя: преодоление аграмматизмов: специальные упражнения на согласование слов в роде, числе, падеже («у меня есть желтый шар, я вижу желтый шар, я играю с желтым шаром»); работа над слоговой структурой слова: преодоление пропусков и перестановок слогов; развитие диалогической и монологической речи: ответы на вопросы, пересказ коротких текстов по серии картинок, составление рассказов по опорным словам.

2. Современные эффективные подходы и методики

— Онтогенетический подход: коррекция строится строго по законам нормального речевого развития ребенка (от крика к лепету, от слова к фразе и т. д.).

— Сенсорная интеграция: занятия в сенсорной комнате, работа с различными материалами (песок, крупы, вода), что помогает упорядочить поступающую информацию и улучшить обработку сигналов мозгом.

— Томатис-терапия, метод АКТ (Auditory Integration Training): слуховые тренировки для улучшения восприятия и обработки звуковой информации.

— Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК): жесты (мактон), картинки (PECS), коммуникативные устройства. Это не заменяет речь, а создает успешную среду для общения, снижает фрустрацию и часто стимулирует появление собственной речи, так как снимает «барьер молчания».

— Нейропсихологические методы: дыхательные и голосовые упражнения (по Стрельниковой, Е. В. Новиковой); кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») для межполушарного взаимодействия; метод «замещающего онтогенеза» (А. В. Семенович) — комплекс двигательных упражнений, воспроизводящих этапы раннего развития ребенка.

3. Психолого-педагогическая поддержка

— Развитие эмоционально-волевой сферы.

— Формирование навыков коммуникации (желание общаться, умение поддерживать контакт).

— Подготовка к обучению в среде сверстников (часто через групповые занятия или интеграцию в среду с тьютором).

4. Роль семьи

— Речевой режим и среда: говорить четко, немного медленнее, короткими фразами. Комментировать бытовые действия. Создавать ситуации, провоцирующие речевую активность.

— Поощрение любых речевых попыток, а не только правильных. Главное — снять страх говорения.

— Полное сотрудничество с логопедом и неврологом: выполнение домашних заданий, соблюдение рекомендаций.

— Активное использование музыки, ритмичных игр, потешек, песенок.

Важные принципы организации коррекции:

  1. Раннее начало (с 2.5–3 лет, а иногда и раньше).
  2. Комплексность (врач, логопед, нейропсихолог, дефектолог, семья).
  3. Систематичность и высокая частота занятий (индивидуальные занятия 3–5 раз в неделю, а так же ежедневная домашняя работа).
  4. Создание эмоционально благоприятной атмосферы: позитивное подкрепление, игровая форма занятий. Прямое давление «скажи» часто вызывает отторжение.
  5. Индивидуальный подход: учет структуры дефекта, сохранных функций, личностных особенностей и мотивации ребенка.
  6. Длительность. Коррекция может занимать несколько лет, но при правильном подходе дает стойкие положительные результаты. 2

Самый эффективный метод — это индивидуально подобранный комплекс, сочетающий медицинскую поддержку, интенсивную логопедическую работу с акцентом на вызывание речи, нейропсихологические приемы и создание обогащенной речевой среды в семье. Чем раньше и последовательнее начата работа, тем больше шансов на полную компенсацию дефекта и успешную интеграцию ребенка в общество.

Литература:

  1. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001.
  2. https://www.logopedmaster.ru/blog/logopediya/logopedicheskaya-rabota-pri-motornoy-alalii/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 666-668):
Часть 10 (стр. 653-721)
Расположение в файле:
стр. 653стр. 666-668стр. 721

Молодой учёный