Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при моторной алалии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Карасени, Е. Н. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при моторной алалии / Е. Н. Карасени, А. А. Вялова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112385/ (дата обращения: 19.12.2024).



Алалия— медико-психолого-педагогическая проблема

Главной областью логопедии является определение направлений и этапов коррекционного воздействия, способствующих развитию речи и личности ребенка.

1 направление

Формирование психологической базы речи:

— преодоление речевого негативизма;

— развитие общей, мелкой моторики;

— коррекции всех видов восприятия: зрительного, слухового, тактильного;

— развитие памяти и мышления;

Преодоление речевого негативизма

Важно сформировать у ребенка мотивационную основу высказывания, развить речевую и психическую активность, функции подражательной деятельности и отраженной (репродуцированной) речи. Для этого педагог создаёт игровые ситуации, привлекает ребёнка к продуктивным совместным видам деятельности (рисованию, лепке и т. д.).

Развитие общей, мелкой моторики

  1. Развивать координацию движений.
  2. Развивать равновесие: упражнения с мячом- подбрасывание, катание в разных направлениях.
  3. Формировать общий двигательный ритм.
  4. Пальчиковая гимнастика: удержание позы («Коровка», «Кольцо»).
  5. Формирование действий захвата, собирание мелких мозаик, сортировка круп и т. п.
  6. Формирование координации движения руки и глаза (чередование, нанизывание бус большого и маленького размера), обведение пальцем лабиринта и т. п.

Развитие зрительного внимания и памяти

Педагог работает над развитием всех видов восприятия, в первую очередь зрительного.

  1. Различие деталей фигур и их целостного облика: соотносить часть и целое. Игры «Собери чайник из осколков», «Сложи картинку», в зависимости от нарушения пространственного ориентирования 2–3 части.
  2. Осмысление конструкций и способность конструировать.
  3. Развитие зрительного восприятия в условиях зашумлённости: узнавать предмет, изображенный контурно; изображенный пунктирной линией; перечеркнутой линией различной конфигурации; узнавать предмет с изображениями, наложенными друг на друга.
  4. Формирование сенсорных эталонов. Сличение и сортировка предметов по цвету, форме и величине.
  5. Формирование пространственных представлений. Определение положение предмета по отношению к окружающим: вверху, посередине и т. д. Игры «Где что лежало (стояло)?», «Кто с кем поменялся?», сказка «Репка».

Если дети хорошо справляются с этими заданиями, то игрушки можно заменить предметными, а затем сюжетными картинками.

Развитие слухового внимания и памяти

Слуховое восприятие — база для формирования фонематического слуха.

  1. Узнавание неречевых шумов: звучащие игрушки, бытовые предметы и т. п., начиная с 2-х с постепенным увеличением. Игры «Что звучит?», «На чем я играла?».
  2. Определение направления звука. Игра «Угадай, где спрятана игрушка?», «Где звенит колокольчик?».

Развитие мышления

  1. Учить детей обобщать предметы, то есть объединять в группы:

— независимо от цвета, формы, величины («Принеси мишку, куклу, зайку»);

— по внешним качествам: по цвету, форме, величине;

— по логическому признаку «Живой — неживой».

  1. Учить сравнивать понятия: различать и находить общее (сначала, чем непохожи, затем — чем похожи).

2 направление

Развитие импрессивной речи: понимания речи, накопление пассивного словаря).

Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

  1. Понимание простых инструкций, которые требуют запоминания и выполнения только одного действия («Принеси шапку»).
  2. Понимание сложных инструкций: «Возьми кубик и куклу. Куклу посади на стул, кубик положи на стол».
  3. Понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием («Большие ноги шли по дороге», «Где же наши ручки?»).
  4. Запоминание названий игрушек, частей тела, одежды («Покажи куклу, нос, платье») и соотнесение названия с предметом («Возьми машину. Дай мне мишку»).
  5. Оречевление бытовых ситуаций: умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой…».
  6. Развивать понимание грамматических форм речи, понимание соотношения между членами предложения, понимания вопросов (вопросы задаются в контексте):

— Кто? Что? Кого? У кого? Кому? Чем? Где? Куда? Откуда.

  1. Формировать умение понимать предложные конструкции с предлогами

— в, -на («Сядь на стул», «Положи ложку в стакан») и т. п.

  1. Развивать способность понимания действий, совершаемых одним и тем же лицом («Покажи, где мальчик спит, где ест, где гуляет»).
  2. Развивать у детей способность к быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции; различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не.

Шагай — стой — беги — сядь — встань — прыгай.

Прыгай — не прыгай!

Возьми — не бери!

Пой — не пой!

Все задания в этом разделе носят безречевой характер, когда ребёнок не отвечает, а показывает.

3 направление

Развитие экспрессивной речи

Продолжать работу по формированию пассивного и активного словаря. Способствовать формированию у детей речевого подражания и подражательности.

Работать над однословным предложением, диалогом, фразовой речью.

  1. Создается ситуация, вызывающая потребность в речи. Красивая кукла у логопеда: «Дай» — активизация речевого подражания.
  2. Формировать элементарные произносительные навыки:

— работа над гласными (а), (о), (у), (и): узнавание и воспроизведение по беззвучной артикуляции.

— работа над произнесением зубно-губных (п), (б), (м), переднеязычных (т), (д), (н) и заднеязычных звуков (к), (г), (х).

Девочка качает куклу: «А-а-а!»

У мальчика болят зубы: «О-о-о»

Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у»

Ты сыграй на дудочке: «У-у-у»

Собака лает: «Ам-ам!»

Корова мычит: «Му-му!»

Кукушка кукует: «Ку-ку!»

Птички пищат: «Пи-пи-пи!»

  1. Называние близких людей: «Мама, папа, баба, дядя…». Побуждать детей к договариванию фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре): «Это мама, а это…».
  2. Выражение просьб (глагольный словарь, повелительное наклонение): «На, иди, дай, принеси…».
  3. Выражение состояния междометьями: «Ай, ой, тшш! — через игровую ситуацию.
  4. Звукоподражание животным: собака — ав-ав, корова — му.
  5. Подзывы животных: «Кис-кис, цып-цып», управление животными: «Ноо! Тпру! Брысь!»
  6. Подражание музыкальным игрушкам: дудочка — ду-ду-ду, балалайка — ля-ля-ля, барабан — бум-бум-бум.
  7. Подражание транспортным/бытовым шумам: машина — би-би, самолет — у-у-у, поезд — ту-у-у.
  8. Введение звукоподражаний в стихи: «Гуси, гуси, га-га-га…», «Посмотрите в небеса — самолет там, как оса: У-У-У» и т. п.
  9. Формировать звуко-слоговую структуру слова с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах со слоговой структурой типа:

а) СГ + СГ (на, да, мама, Катя);

б) ГСГ (иди, усы).

  1. Использование данных слов в игровой деятельности: «Дай, на, вот…».
  2. Формирование фраз: «Дай пить. Хочу пить. Дай еще. Хочу гулять» и т. п.
  3. Развивать интонационную выразительность, модуляцию голоса, вырабатывать правильное диафрагмально-реберное дыхание и длительность речевого выдоха на материале гласных звуков, игровых упражнений.
  4. Способствовать развитию правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.

После появления фразовой речи с моторным алаликом начинается работа по формированию:

— правильного звукопроизношения;

— грамматических категорий речи;

— навыков связной речи.

Таким образом, комплексная системная работа при алалии направлена на создание механизмов речевой деятельности, формирование речи как средства коммуникаций и развития психической деятельности в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие, вид восприятия, игрушка, кукла, мелкая моторика, направление, предмет, ребенок, речевое подражание, речевой негативизм, формирование, фразовая речь.


Похожие статьи

Содержание, организационные формы, методы коррекционно-педагогической работы по развитию речи детей-билингвов

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Диагностическая значимость определения костного возраста в обследовании и лечении детей с эндокринной патологией

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР

Особенности диагностики и выбора тактики лечения сосудистых мальформаций мягких тканей

Педагогические приемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста, обеспечивающие успешное формирование их функциональной грамотности

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Модульно-компетентностный подход как основа оздоровительно-коррекционных занятий студентов специальной медицинской группы

Содержание коррекционно-развивающей логопедической деятельности с учащимися с расстройствами аутистического спектра

Похожие статьи

Содержание, организационные формы, методы коррекционно-педагогической работы по развитию речи детей-билингвов

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Диагностическая значимость определения костного возраста в обследовании и лечении детей с эндокринной патологией

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР

Особенности диагностики и выбора тактики лечения сосудистых мальформаций мягких тканей

Педагогические приемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста, обеспечивающие успешное формирование их функциональной грамотности

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Модульно-компетентностный подход как основа оздоровительно-коррекционных занятий студентов специальной медицинской группы

Содержание коррекционно-развивающей логопедической деятельности с учащимися с расстройствами аутистического спектра

Задать вопрос