Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте
Авторы: Фёдорова Тамара Николаевна, Поляцкая Евгения Геннадьевна, Розмаитая Валентина Михайловна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 16.10.2014
Статья просмотрена: 11705 раз
Библиографическое описание:
Фёдорова, Т. Н. Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте / Т. Н. Фёдорова, Е. Г. Поляцкая, В. М. Розмаитая. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6401/ (дата обращения: 17.12.2024).
Для успешного овладения письмом в школе, у ребёнка должен быть развит фонематический слух. О видах работы по развитию фонематического слуха говорится в статье.
В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеет слух. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. При сложном косноязычии необходимо проверить слух ребёнка, не вызвано ли данное нарушение снижением слуха. Но нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом, вызванное недостаточным развитием фонематического слуха. Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены. Дети с нарушением фонематического слуха плохо справляются в школе со звуковым анализом, что приводит к затруднениям и грубым нарушениям письма. Поэтому так важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха.
Условно её можно разделить на шесть этапов.
1.Этап.Узнавание неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д.
2.Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. В ходе игр дети учатся различать друг друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных.
3.Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно, то неправильно («фагон, вакон»). Если произносит неправильно дети хлопают в ладоши.
4.Этап. Умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка).
5.Этап. Умение различать фонемы (звуки)родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.
Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом.
Возраст 3 года.
Этапы работы.
Формирование слухового восприятия (внимания и памяти)
Задачи.
Развивать слуховое внимание и слуховую память, способность дифференцировать неречевые звуки.
Виды работы.
Возраст 3 года.
1. Привлечение внимания к звучащему предмету.
2. Формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов, голосов ближнего окружения.
3. Знакомство с характером звучащих предметов.
4. Определение места звучащего предмета в пространстве. (Впереди, сзади, справа, слева, близко, далеко).
5. Изменение места звучащего предмета.
6. Определение говорящего по характеру звучащей речи. (Дифференциация мужского и женского голосов, ласкового и строгого тона, вопросительной и повествовательной интонации).
7. Различение неречевых звуков. (Транспортные шумы, подзывы животных, звукоподражания голосам животных, птиц, насекомых, шум предметов, музыкальные инструменты, эмоциональные восклицания).
8. Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания.
9. Дифференциация трёх звучащих игрушек, различных по характеру звучания.
10. Воспроизведение звучания двух предметов в заданной последовательности: с опорой на зрительный анализатор, без опоры.
11. Определение последовательности звучания трёх предметов, далёких по звучанию.
12. Выделение слов из речевого потока.
Возраст 4 года.
Этапы работы.
Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация.
Задачи.
Учить различать одинаковые слова (при дизартрии), звуки и звукокомплексы (при алалии), ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса. Познакомить детей со схемой ритма.
Виды работ.
1. Развивать умения ударять по бубну в такт.
2. Знакомство с понятием «громко», «тихо».
3. Различение высокого и низкого голосов.
4. Развитие чувства ритма с его схематическим изображением.
5. Соотнесение ритма с его схематическим изображением.
6. Воспроизведение заданного ритма с опорой на зрительное восприятие.
7. Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением (словесным сопровождением).
8. Дифференциация количества звуков (1, 2, много).
9. Повторение звукового или слогового ряда.
10. Формирование понятия об ударном слоге, слове.
11. Выделение ударных звуков (слов) из ряда звуковых (словесных) комплексов.
12. Анализ рядов изолированных звуков на материале хорошо произносимых звуков (гласные и согласные0
13. Соотнесение звукоподражаний с основными цветами (воспроизведение цвета на уровне сличения.
Возраст 5 лет.
Этапы.
Работа над ритмической структурой слова.
Задачи.
Формировать слоговую структуру, научить пользоваться слоговой схемой слова, осуществлять визуальный контроль за движениями нижней челюсти на слогообразующие гласные. Научить удерживать слоговую структуру слова.
Виды работы.
1. Послоговое проговаривание имён детей, их близких, слов, состоящих из: двух одинаковых слогов, двух открытых различных слогов с ритмическими движениями рук (отхлопывание, отстукивание).
2. Послоговое проговаривание трёхсложных слов без стечения согласных, сочетая ритм слога с ритмическими движениями рук.
3. Деление на слоги слов со стечением согласных на стыке морфем.
4. Послоговое проговаривание слов различной слоговой структуры, в том числе и со стечением согласных, контролируя движение нижней челюсти рукой.
5. Знакомство со слоговой схемой слова
6. Соотнесение количества слогов в слове с геометрическими фигурами (счётными палочками, цифрами).
7. Определение количества слогов в слове.
8. Определение места слога в слове.
9. «Наращивание» одинаковых слогов к концу слов и удерживание слоговой структуры.
Возраст 6 лет.
Этапы работы.
Работа над звуко-слоговым составом слова.
Задачи.
Научить производить анализ слогов и слов, находить различия в словах, сходных по звуковому составу.
Виды работ.
Анализ слогов.
1. Выделение гласного звука в обратном слоге.
2. Определение первого, второго, третьего слога.
3. Определение «лишнего» слога в ряду одинаковых. (Переходя к последующей дифференциации по глухости-звонкости).
4. Определение главного звука в прямом слоге.
5. Определение порядка звуков в слоге.
6. Работа с рядами слогов для выявления дифференциации и их количества
Анализ слов.
1. Определение наличия заданного звука в слове.
2. Подбор слов с заданным звуком. (По картинкам, на слух).
3. Определение позиции заданного звука. (В начале слова, в середине, в конце).
4. Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твёрдый согласный.
5. Выделение первого звука в слове.
6. Различение всех звуков в коротких словах. (Угадывание слова, произнесённого по звукам).
7. Определение количества звуков в слове.
8. Называние звуков «соседей».
9. Дифференциация слов, сходных по звуковому составу.
10. Различение слов-паронимов.
11. Различение слов, отличающихся ударением. (С опорой на зрительное восприятие).
Приведём примеры дидактических игр.
Возраст 3–4 года.
I этап.Развитие слухового внимания и слуховой памяти, способности дифференцировать неречевые звуки.
«Чей голос?», «Что ты слышал?», «Где звук?», «Жмурки с голосом», «Поручения», «Разбуди кота», «Узнай по звуку», «Покажи в заданной последовательности», «Чего не стало?», «Постучи по бубну, как я», «Кто внимательнее?», «Слушай, повтори», «Баюкаем куклу», «Чья песенка звучала?», «Песенка волка» и т. д.
II этап. Формирование умения различать одинаковые слова, звуки и звукокомплексы, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса. Знакомство со схемой ритма.
К играм I этапа добавляются новые игры и игровые задания.
«Что пропало?», «Лягушка, бабочки, аисты, зайцы» (соответственно названию, дети выполняют движения), «Наведи порядок» (разбор детьми перепутанных карточек: одежды, посуды, игрушек и т. д.), «Какой цвет?», «Послушай, запомни, повтори за мной», «Как постучали?», «Парные картинки», «Топ-топ-топ», «Ходит ёжик вдоль дорожек», «Живые звуки», «Разные загадки кота Васятки», «Живые звуки», «Угощаем Буратино», «Поймай рыбку» и т. д.
Возраст 5–6 лет.
I этап. Формирование слоговой структуры слова, умения пользоваться слоговой схемой слова, умения удерживать слоговую структуру слова.
«Угадай, что звучит?», «Угадай, где звучит?», «Отгадай, кто позвал?», «Громко-тихо», «Определи, где спрятана игрушка?», «Поручения», «Поставь картинки по порядку», выделение звука «О» из ряда звуков, выделение звука «М» на фоне слова, выделение звуков «П», «Т», «К» в начале слова, в середине, в конце, повторение слоговых рядов (па-та-па, ко-го-ко, ка-га-ка), дифференциация звуков, «Живые звуки» (звуковой синтез) и т. д.
II этап. Определение количества звуков в слове и слогов в слове, определение места звука в слове и слога в данном слове: с опорой на схему слова, без опоры, наращивание слогов к концу слова и удерживание слоговой структуры.
Добавляются игры и игровые задания. «Кто внимательнее?», «Кто больше?», «Слова-перевёртыши», «Слова-матрёшки», «Отгадай слово», «Какой звук спрятался в середине слова?», «Назови правильно», «Измени слово», «Собери ромашку», «Пропускаем мы во двор слов особенных набор», «Умный телефон», «Найди и назови», «Речевая тропинка».
Литература:
1. Левчук Е. А. «Музыка звуков». Издательство «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2004г.
2. Селивёрстов В. И. «Речевые игры с детьми». Издательство «Владос», Москва, 1994г.
3. Ундзенкова А. В., Колтыгина Л. С. «Звукарик». Издательство «Литур», Екатеринбург, 2000г.
Похожие статьи
Современные проблемы становления фонематического слуха у первоклассников
Статья раскрывает современные проблемы развития фонематического слуха у учащихся первого класса в период обучения грамоте. Особое внимание уделяется критериям развития фонематического слуха, в частности фонематическим представлениям.
Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения
Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективнос...
Роль грамматических навыков в коммуникативно-ориентированном обучении иноязычному общению
В статье приводятся аргументы, позволяющие выдвинуть формирование грамматического навыка на передовые позиции. Рассматривается понятие «грамматический навык» и его виды. Выделяются основные цели в коммуникативно-ориентированном обучении грамматике, а...
Нарушение письменной речи у младших школьников
В настоящее время, проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибо...
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе и особенности развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной статье рассматривается формирование фонетической стороны речи у ребёнка в онтогенезе, выделены возрастные периоды формирования звуков речи. Дошкольники с ФФНР имеют свои особенности развития, которые взаимосвязаны с другими сторонами психиче...
Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений
В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются понятие и основные функции речи. Раскрываются особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются методы и приемы по развитию функций речи и условиях детского сада.
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается проблема развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определяется важность и значимость этой проблемы для развития детей: их когнитивных функций, познавательной деятельности и, самое важное, д...
Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике
В статье представлены методические рекомендации по проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике. Проблеме развития чувства темпо-ритма нужно уделять особое внимание именно в дошкольном возра...
Похожие статьи
Современные проблемы становления фонематического слуха у первоклассников
Статья раскрывает современные проблемы развития фонематического слуха у учащихся первого класса в период обучения грамоте. Особое внимание уделяется критериям развития фонематического слуха, в частности фонематическим представлениям.
Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения
Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективнос...
Роль грамматических навыков в коммуникативно-ориентированном обучении иноязычному общению
В статье приводятся аргументы, позволяющие выдвинуть формирование грамматического навыка на передовые позиции. Рассматривается понятие «грамматический навык» и его виды. Выделяются основные цели в коммуникативно-ориентированном обучении грамматике, а...
Нарушение письменной речи у младших школьников
В настоящее время, проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибо...
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе и особенности развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной статье рассматривается формирование фонетической стороны речи у ребёнка в онтогенезе, выделены возрастные периоды формирования звуков речи. Дошкольники с ФФНР имеют свои особенности развития, которые взаимосвязаны с другими сторонами психиче...
Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений
В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются понятие и основные функции речи. Раскрываются особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются методы и приемы по развитию функций речи и условиях детского сада.
Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...
Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается проблема развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определяется важность и значимость этой проблемы для развития детей: их когнитивных функций, познавательной деятельности и, самое важное, д...
Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике
В статье представлены методические рекомендации по проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике. Проблеме развития чувства темпо-ритма нужно уделять особое внимание именно в дошкольном возра...