В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.
Ключевые слова: моторная алалия, коррекционно-логопедическая работа, дети дошкольного возраста, речевое развитие
Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется.
Моторная алалия рассматривается как сложный комплекс языковых и неязыковых расстройств [7]. К неязыковым расстройствам В. К. Воробьева, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Н. Н. Трауготт, О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская и другие исследователи относят недоразвитие высших психических функций (зрительного восприятия, памяти, внимания и др.), нарушения общей и мелкой моторики.
Алалия — системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением центральной коры головного мозга (патология центрального генеза). Алалия временная функция задержки развития, системное полиморфное нарушение: словарь, грамматика, связная речь, фонетика (просодика), фонематика [6].
Моторная алалия является результатом: центрального органического поражения в перинатальный, натальный или ранний постнатальный периоды. При моторной алалии есть трудности по типу лицевой и оральной апраксии. Во всех случаях имеются несформированность навыков общения, нарушение речевой и неречевой деятельности. Наиболее ярко алалия проявляется в дошкольном возрасте [7].
Р. А. Белова-Давид [6], выделила афферентную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии наблюдаются кинестезии (ощущение) неумение в нужный момент выполнить нужное упражнение. В непроизвольном плане доступно, а по заданию не в состоянии, так как незрелые клетки — импульсы не идут. Преобладает нарушения слуховой и звуковой структуры слова. При моторной эфферентной алалии страдает кинетика, переход от одной артикуляции к другой это влияет на слоговую структуру слова.
Систематическая коррекционно-логопедическая работа моторной алалии направлена, но восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению [3].
В работе используются разные приемы и методы, имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном воздействии.
Можно выделить три этапа направления содержания работы при моторной алалии:
– коррекционно-педагогическую работу по формированию звуко-слоговой структуры слова;
– коррекционно-педагогическую работу по формированию лексико-грамматического строя речи;
– коррекционно-педагогическую работу по формированию связной речи.
Формирование слоговой структуры слова — одно из необходимых условий коррекционно-педагогической работы, которое представляет собой значимую проблему совершенствования логопедической практики. Данной проблеме посвящены работы Ковшиков В. А., Маркова А. К., Левина Р. Е., Усанова О. С. и мн. др. [7].
С педагогической точки зрения Маркова А. К. [8], указывала, что в структуре нарушения алалии тесно будут переплетаться нарушения звуко-слоговой структуры слова, могут «тесно взаимосвязаны». Целесообразно работать параллельно, как над звуковой структурой слова, так и над слоговой структурой слова.
Маркова А. К. отмечает, что при алалии важно работать над словом в целом, подбирать доступные слова и параллельно расширять значение слова, сначала в пассивном словаре, а потом в активном словаре, необходимо наращивать словарь.
Развитие связной речи происходит от звукоподражания к слову и предложению и опирается на поэтапность развития речи в онтогенезе [4].
Широкое применение игровых приемов, используя артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой Р. Г. Бушлякова [2], одновременно действуя руками и артикуляционным аппаратом.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. [5], артикуляционная, пальчиковая гимнастика, сопровождаем речь с движениями чётко под счёт, отрабатываем все движения. При моторной алалии у детей страдает не только произношение звуков (то есть не формируются артикулемы), но страдает еще и способность переключаться (переходить) со звука на звук, необходимо достижение чистоты произношения звука.
Агранович З. Е. [1], работа на неречевом материале, подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов, на этом закладываются основы речеслухового восприятия слова и речедвигательных навыков. Используются игры, которые могут привлечь внимание ребёнка, а потом проводится работа над ритмом (отхлопать, протопать, отпрыгать, и т. д.). Работа над гласными звуками первого ряда А, О, У, Э, Ы, а также работа над звукоподражанием.
Работа над слоговой структурой слова: односложными слова и обогащением словаря, например: мак, лак, бак и т. д.; двусложными словами например: рана, Зина, Нина, луна Можно отметить, что по ходу работы над слоговой структурой, также параллельно включаем работу над грамматическими формами. Содержание работы при различных речевых уровнях: I уровень — СГС, ГС, СГ, СГ+СГ, СГ+ССГ; II уровень — СГ+СГС, СГ+СС, СС+ГС, СГ+СГ+СГ, СГ+СГ+ССГ: III уровень — более сложные конструкции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что моторная алалия — это тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное центральным органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы. Без специально организованного коррекционно-логопедического воздействия ребенок, страдающей моторной алалией, может остаться на самом низком уровне речевого воздействия.
Литература:
- Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей: коррекционная педагогика — Спб.: Детство-Пресс, 2008–48 с.
- Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — Спб.: Детство-Пресс, 2011–240с.
- Деревяго, Т. Н. Система организации логопедической работы с детьми с диагнозом ОНР-I-IV, обусловленным алалией: логопед в детском саду. — 2013. — № 1. — 28–29 с.
- Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления: учебное пособие для студентов, — СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.
- Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В., Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: Практическая логопедия, — М.: Гном 2017–16 с.
- Лалаева, Л.Г., Парамонова, Л.Г., Шаховская, С. Н. Логопедия в таблицах и схемах: специальная коррекционная педагогика, — М.: Москва. 2012–215 с.
- Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской, — М.: ВЛАДОС, 2009.
- Солдатова, О. А. Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи: логопедия. Режим доступа: http://logoportal.ru/ 2015.