Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование психологической культуры здоровья средствами физической культуры

Научный руководитель
Психология
11.12.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается проблема целенаправленного формирования психологической культуры здоровья как интегративного личностного образования, определяющего осознанное и ответственное отношение индивида к своему психическому благополучию. Обосновывается положение о том, что физическая культура и спорт выступают одним из ключевых средств развития данной культуры, выходя за рамки сугубо телесной практики. На основе теоретического анализа делается вывод о необходимости психолого-педагогического переосмысления содержания и методов физического воспитания с целью актуализации его психогигиенической и развивающей функций для гармонизации психофизического состояния человека в условиях современного общества.
Библиографическое описание
Карягина, А. А. Формирование психологической культуры здоровья средствами физической культуры / А. А. Карягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 747-750. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131347.


This article examines the problem of purposefully developing a psychological culture of health as an integrative personal development that defines an individual's conscious and responsible attitude toward their mental well-being. It substantiates the proposition that physical education and sport are key means of developing this culture, extending beyond purely physical practices. Based on a theoretical analysis, a conclusion is drawn regarding the need for a psychological and pedagogical rethinking of the content and methods of physical education with the aim of actualizing its psychohygienic and developmental functions to harmonize the individual's psychophysical state in modern society.

Keywords: psychological culture of health, psychological well-being, physical education, physical education tools, emotional-volitional self-regulation, stress resistance, mental hygiene, physicality, personal development.

Актуальность проблемы формирования культуры здоровья в современном обществе не вызывает сомнений. Однако традиционный подход часто редуцирует здоровье к его соматическому компоненту, оставляя в тени психическое и социально-психологическое благополучие. В то же время, по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1]. В связи с этим возникает необходимость концептуализации и целенаправленного развития психологической культуры здоровья (ПКЗ) как системного личностного образования, включающего знания о психическом здоровье, навыки его сохранения и укрепления, ценностное отношение к внутреннему миру и способность к саморегуляции.

Физическая культура, будучи многогранным социальным феноменом, обладает значительным, но не всегда в полной мере реализуемым потенциалом для становления ПКЗ. Цель данной статьи — теоретически обосновать возможности и механизмы формирования психологической культуры здоровья средствами физической культуры.

1. Психологическая культура здоровья: сущность и структурные компоненты

Психологическую культуру здоровья правомерно рассматривать как подсистему общей культуры здоровья, направленную на осознание, принятие ответственности и активную деятельность по поддержанию психологического благополучия. Она интегрирует когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий и рефлексивный компоненты.

Когнитивный компонент предполагает наличие у человека научно обоснованных знаний о факторах, укрепляющих и разрушающих психическое здоровье, о механизмах стресса, способах эмоциональной саморегуляции, о взаимосвязи телесных и психических процессов. Как отмечает О. С. Васильева, «психологическая культура личности включает в себя грамотность в сфере психического функционирования, понимание закономерностей эмоциональных реакций и поведения» [2, с. 45].

Эмоционально-ценностный компонент выражается в признании ценности психического равновесия, внутренней гармонии, позитивного самоотношения и эмпатии. Это формирует внутреннюю мотивацию к занятиям, направленным на психическое саморазвитие и профилактику дистресса.

Поведенческий компонент представляет собой практическое применение знаний и ценностей через систему привычек и навыков: техники релаксации, рациональной организации труда и отдыха, конструктивного разрешения конфликтов, дозирования психоэмоциональных нагрузок.

Рефлексивный компонент — это способность к самонаблюдению, анализу своего психического состояния, идентификации источников напряжения и оценке эффективности применяемых стратегий совладания.

2. Физическая культура как полифункциональное средство развития ПКЗ

Физическая культура выходит за рамки развития лишь физических кондиций. В контексте формирования ПКЗ она выступает уникальной практикой, опосредующей связь телесного и психического.

2.1. Развитие эмоционально-волевой саморегуляции и стрессоустойчивости

Регулярная физическая активность является доказанным немедикаментозным средством коррекции психоэмоционального состояния. Выполнение физических упражнений, особенно аэробного характера, стимулирует выработку эндорфинов, что приводит к снижению уровня тревоги и депрессии. Преодоление усталости, работа «на пределе» возможностей, соблюдение режима тренировок целенаправленно формируют волевые качества: настойчивость, выдержку, самоконтроль. В условиях соревновательной деятельности моделируются стрессогенные ситуации, что при грамотном педагогическом сопровождении позволяет развивать навыки управления эмоциями в условиях давления и неопределенности. «Занятия физическими упражнениями создают уникальную возможность для тренировки психики в преодолении трудностей, выработки толерантности к стрессу», — подчеркивает А. В. Родионов [3, с. 112].

2.2. Формирование позитивной «Я-концепции» и телесной рефлексии

Занятия физической культурой напрямую влияют на образ физического «Я», который является важной составляющей общей самооценки. Достижение целей (улучшение формы, освоение нового двигательного навыка, повышение выносливости) укрепляет самоэффективность, веру в собственные силы. Осознание возможностей и ограничений своего тела, наблюдение за его реакциями на нагрузку способствуют развитию кинестетического интеллекта и телесной рефлексии — умения «слышать» свое тело, что является ключевым для профилактики переутомления и психосоматических расстройств.

2.3. Социально-психологический аспект: коммуникация и эмпатия

Командные виды спорта и групповые формы занятий (фитнес-группы, секции) создают естественную среду для развития социально-психологических навыков. Взаимодействие с партнерами, тренером, соперниками требует способности к кооперации, разрешению конфликтов, пониманию невербальных сигналов, проявлению эмпатии и взаимопомощи. Этот опыт напрямую способствует социальному благополучию, являющемуся частью ПКЗ.

3. Педагогические условия актуализации потенциала физической культуры в формировании ПКЗ

Для того чтобы физическая культура реализовала свой потенциал в формировании ПКЗ, необходима целенаправленная педагогическая работа, выходящая за пределы узконормативного подхода (ориентированного лишь на выполнение нормативов).

1. Целевая переориентация: Цели физического воспитания должны быть расширены и включать не только развитие физических качеств и обучение двигательным действиям, но и осознанное формирование навыков психической саморегуляции, стресс-менеджмента и позитивного самоотношения.

2. Содержательное насыщение: В образовательные программы необходимо интегрировать знания о психофизиологии двигательной активности, влиянии упражнений на эмоциональное состояние, методах самоконтроля и психологической разминки. Важно включать упражнения, специально направленные на развитие внимания, произвольной релаксации (элементы йоги, стретчинга, дыхательной гимнастики).

3. Методический инструментарий: Преподаватель (тренер) должен владеть техниками создания позитивного психологического климата, методами мотивации, основами индивидуального и дифференцированного подхода с учетом психологических особенностей занимающихся. Рефлексия должна стать обязательным элементом занятия: обсуждение не только того, «что и как сделали», но и «что при этом чувствовали, как справлялись с трудностями».

4. Личность педагога: Ключевая роль принадлежит инструктору или учителю, который сам должен быть носителем психологической культуры здоровья, демонстрировать эмоциональную устойчивость, эмпатию и выступать образцом осознанного отношения к своему психофизическому состоянию.

Заключение

Таким образом, формирование психологической культуры здоровья представляет собой актуальную междисциплинарную задачу, находящуюся на стыке психологии, педагогики и теории физической культуры. Физическая культура, при условии преодоления узкоутилитарного подхода, обладает мощным, системным потенциалом для развития всех компонентов ПКЗ: от когнитивного понимания взаимосвязи тела и психики до практических навыков саморегуляции и социального взаимодействия.

Реализация этого потенциала требует пересмотра существующих парадигм физического воспитания в сторону его гуманизации и психологизации. Целенаправленная, методически обеспеченная работа в этом направлении позволит не только повысить эффективность физкультурно-спортивной деятельности, но и внести существенный вклад в укрепление психического здоровья населения, формирование личности, способной к активной, осознанной и гармоничной жизни в условиях динамичной и нередко стрессогенной современной реальности.

Литература:

1. Васильева, О. С. Психология здоровья: от формирования к культуре здоровья / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов // Вестник психотерапии. — 2013. — № 47. — С. 41–54.

2. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта / А. В. Родионов. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2015. — 224 с.

3. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. — М.: Флинта, 2019. — 560 с.

4. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2016. — 352 с.

5. Кабаева, В. М. Формирование культуры здоровья в образовательном пространстве / В. М. Кабаева // Педагогика. — 2018. — № 5. — С. 36–42.

6. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта / Л. И. Лубышева. — М.: Академия, 2016. — 272 с.

7. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры / А. М. Максименко. — М.: Физическая культура, 2017. — 496 с.

8. Пономарева, Г. М. Психологическое здоровье и физическая культура / Г. М. Пономарева // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 6. — С. 15–17.

9. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2018. — 480 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 747-750):
Часть 11 (стр. 723-793)
Расположение в файле:
стр. 723стр. 747-750стр. 793

Молодой учёный