Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Административно-правовая ответственность за дискриминацию инвалидов: анализ эффективности статьи 5.62 КоАП РФ и пути создания работающего механизма

Юриспруденция
Препринт статьи
08.12.2025
4
Поделиться
Аннотация
В статье проводится анализ ст. 5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) как основного инструмента противодействия дискриминации инвалидов. Автор доказывает, что действующий состав административного правонарушения, основанный на необходимости установления умышленной вины и сравнительного подхода, является неэффективным в защите прав лиц с инвалидностью. На основе анализа теоретических трудов и правоприменительной практики предлагается модель нового состава правонарушения, построенного на объективных критериях (факт отказа при наличии возможности создать разумное приспособление), с перераспределением полномочий по привлечению к ответственности в пользу органов прокуратуры и Роструда.
Библиографическое описание
Волобаева, В. Е. Административно-правовая ответственность за дискриминацию инвалидов: анализ эффективности статьи 5.62 КоАП РФ и пути создания работающего механизма / В. Е. Волобаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131200.


Суть вопроса

Дискриминация по признаку инвалидности представляет собой системное нарушение прав человека, препятствующее реализации конституционного принципа равенства (ст. 19 Конституции РФ) и положений Конвенции ООН о правах инвалидов 2006 года, ратифицированной Российской Федерацией. Российский законодатель, имплементируя международные стандарты, ввел в главу 5 КоАП РФ статью 5.62 «Дискриминация», устанавливающую административную ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его состояния здоровья.

Однако само по себе закрепление запрета дискриминации в административном законе не гарантирует его эффективность и исполнимости. Ключевое значение имеет конструкция состава правонарушения, который должен быть пригодным для практического применения в типичных конфликтных ситуациях. В случае с инвалидами типичными ситуациями являются отказ в приеме на работу, отказ в доступе к товарам и услугам, отказ в создании необходимых условий. Именно применительно к ним выявляется полная несостоятельность действующей нормы.

Главная проблема ст. 5.62 КоАП РФ кроется в конструкции субъективной стороны состава правонарушения и методе доказывания. Законодатель использует классическую для антидискриминационного права, но чрезвычайно сложную для применения формулу, требующую установления сравнительного подхода (сравнения с «другими лицами») и прямого умысла виновного лица.

На практике это приводит к непреодолимым процессуальным барьерам. Во-первых, как отмечает С. В. Нарутто, в своих трудах, доказать умысел на дискриминацию, особенно при приеме на работу, практически невозможно. Работодатель всегда может сослаться на деловые качества кандидата (ст. 3 ТК РФ), не связанные с инвалидностью, но формально служащие основанием для отказа. Во-вторых, для сравнения необходимо наличие «другого лица», находящегося в аналогичной ситуации, но не обладающего признаком инвалидности, которому не было отказано. В сфере доступа к услугам или коммерческим объектам такое сравнение часто абсурдно, так как отказ инвалиду является единичным актом, направленным именно на него из-за отсутствия необходимых условий [3].

Отсутствие специализированного уполномоченного органа, наделенного полномочиями по расследованию и привлечению к ответственности по данной статье, усугубляет ситуацию. Дела возбуждаются прокурором, однако прокурорский надзор, по замечанию Н. А. Игониной, ориентирован на выявление формальных нарушений закона, а не на сложный психологический и сравнительный анализ, необходимый для квалификации дискриминации [4]. Результат — ничтожно малое количество привлечений к ответственности по ст. 5.62 КоАП РФ в сфере защиты прав инвалидов, что свидетельствует не об отсутствии проблемы, а о неработоспособности механизма.

Действующая норма воплощает устаревший карательный подход, заимствованный из общей теории административных правонарушений. Она нацелена на наказание за осознанное и доказанное злонамеренное действие, а не на предупреждение и устранение системных барьеров. Штрафные санкции (для юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.) несоразмерны затратам, которые мог бы понести работодатель или собственник объекта на создание доступной среды, и потому не выполняют стимулирующей функции.

Такой подход противоречит духу Конвенции о правах инвалидов, который, как указывает А. А. Свинцов, смещает акцент с наказания за ущемление прав на создание обязанности по обеспечению разумного приспособления как неотъемлемой части обязательств по недопущению дискриминации [5]. Российское законодательство, провозглашая запрет дискриминации (ст. 3.1 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»), не раскрывает его через конкретную позитивную обязанность, что оставляет ст. 5.62 КоАП РФ «висящей в воздухе» — запрещает, но не указывает, какие именно действия (кроме прямого злонамеренного отказа) составляют объективную сторону правонарушения.

Выход из правового тупика видится в отказе от умышленно-сравнительной модели и переходе к объективно-результативной. Новый состав административного правонарушения должен базироваться не на мотиве и сравнении, а на двух ключевых элементах:

1. Факт совершения действия (бездействия), которое ставит инвалида в невыгодное положение по сравнению с другими лицами (объективный результат).

2. Отсутствие доказательств того, что совершение иного действия (предоставление разумного приспособления) являлось несоразмерным бременем для обязанного лица.

Таким образом, бремя доказывания смещается с потерпевшего (инвалида) на потенциального нарушителя. Инвалиду достаточно доказать сам факт отказа в приеме на работу, в допуске в помещение, в предоставлении услуги. Обязанное лицо (работодатель, владелец объекта, поставщик услуг) должно в ходе разбирательства представить доказательства, что удовлетворение требования инвалида требовало несоразмерных или неоправданных затруднений (ст. 24 Конвенции о правах инвалидов).

На основе предложенного подхода необходима комплексная реформа.

Во-первых, введение новой статьи в КоАП РФ (например, 5.62–1) «Невыполнение обязанности по созданию условий для недискриминационного доступа инвалидов». Объективная сторона: отказ инвалиду в приеме на работу, доступе к объекту социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, получению услуги при наличии технической или организационной возможности выполнить разумное приспособление.

Во-вторых, существенное увеличение штрафов (для юрлиц — от 200 до 500 тыс. руб. с возможностью повторного привлечения) и введение дополнительной санкции в виде предписания об устранении нарушений в установленный срок с приостановлением деятельности объекта до его исполнения.

В-третьих, закрепление полномочий по возбуждению и рассмотрению дел по новой статье за органами прокуратуры и Федеральной службой по труду и занятости (Роструд). Прокуратура — в сфере доступа к услугам и объектам инфраструктуры, Роструд — в сфере трудовых отношений.

В-четвертых, разработка методических рекомендаций Минтрудом России совместно с правозащитными организациями инвалидов по оценке «разумности» и «соразмерности» приспособлений, что создаст единообразную правоприменительную практику.

Заключение

Современная административно-правовая защита инвалидов от дискриминации в России нуждается не в косметических поправках, а в принципиальной перестройке. Требуется отказаться от архаичной модели, ориентированной на наказание за умысел, в пользу прогрессивной модели, направленной на результат и стимулирование к созданию инклюзивной среды через механизм «разумного приспособления». Предложенные изменения позволят превратить декларативный запрет дискриминации в эффективный правовой инструмент, отвечающий как требованиям Конвенции о правах инвалидов, так и практическим потребностям построения в России инклюзивного общества.

Литература:

1. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации: с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 года: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. — Москва: Эксмо, 2021. — 89 с. — ISBN 978–5–04–117792–8.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2001 г.: [ред. от 2 авг. 2019 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации

3. Нарутто, С. В. Конкуренция конституционных прав и свобод человека в интерпретациях Конституционного Суда Российской Федерации / С. В. Нарутто // Конституционное и муниципальное право. — 2010. — № 2. — С. 56–65. — EDN LEUFEF. Романовская О. В. Прокурорский надзор за соблюдением прав инвалидов: новые вызовы и перспективы // Законность. — 2021. — № 8. — С. 75–80.

4. Теоретические и правовые основы деятельности прокуратуры в сфере защиты прав инвалидов / Н. А. Игонина, Т. В. Ашиткова, И. А. Васькина [и др.]. — Москва: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации», 2018. — 335 с. — EDN SAFFAL.

5. Система мониторинга соблюдения прав инвалидов в Российской Федерации по выполнению положений Конвенции ООН о правах инвалидов / А. А. Свинцов, В. П. Шестаков, Т. С. Чернякина, В. И. Радуто // Реабилитация — ХХI век: традиции и инновации: Сборник статей материалов II Национального конгресса с международным участием, Санкт-Петербург, 12–13 сентября 2018 года / Санкт-Петербург: ООО «ЦИАЦАН», 2018. — С. 24–27. — EDN YMUVJZ.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный