Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы трудоустройства и реализации права на образование для людей с сахарным диабетом в Российской Федерации

Юриспруденция
20.11.2025
60
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена анализу двух ключевых аспектов социальной интеграции людей с сахарным диабетом (СД) в России: обеспечения их прав в сфере труда и образования. На основе данных социологических опросов, судебной практики и статистики раскрываются системные барьеры, с которыми сталкиваются пациенты с СД и родители детей с этим заболеванием. Особое внимание уделяется правовым коллизиям и правоприменительным проблемам, ведущим к дискриминации и социальной эксклюзии. В заключении рассматривается потенциал применения норм Конвенции о правах инвалидов для совершенствования национального законодательства и правоприменительной практики.
Библиографическое описание
Амахин, Д. В. Проблемы трудоустройства и реализации права на образование для людей с сахарным диабетом в Российской Федерации / Д. В. Амахин, О. В. Одинцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130406.


The article analyzes two key aspects of the social integration of people with diabetes mellitus (DM) in Russia: ensuring their rights in the fields of employment and education. Based on sociological survey data, court cases, and statistics, the article reveals the systemic barriers faced by patients with DM and parents of children with this condition. Special attention is given to legal conflicts and enforcement issues that lead to discrimination and social exclusion. The article concludes by exploring the potential of applying the Convention on the Rights of Persons with Disabilities to improve national legislation and enforcement practices.

Keywords: diabetes mellitus, discrimination, employment, right to education, inclusion, disabled children, labor rights, social adaptation, Russian legislation.

Введение

Социально-правовая защита людей с сахарным диабетом выходит далеко за рамки сугубо медицинского обеспечения. Успешность их интеграции в общество напрямую зависит от возможности реализовать фундаментальные права: получить профессию, трудиться без дискриминации, а для детей — доступное и качественное образование в условиях, учитывающих особенности здоровья. Несмотря на декларируемые государством гарантии, реализация этих прав в России сопряжена с комплексом проблем, имеющих как правовой, так и социально-психологический характер. Настоящая статья ставит целью выявить и проанализировать основные препятствия в сфере труда и образования для людей с СД, а также оценить соответствие сложившейся практики международным стандартам.

1. Дискриминационные барьеры на рынке труда.

Проблема трудоустройства для людей с сахарным диабетом остается одной из наиболее острых. Формально статья 3 Трудового кодекса РФ запрещает дискриминацию в сфере труда. [1]. Однако на практике работодатели зачастую руководствуются не положениями закона, а устоявшимися стереотипами относительно трудоспособности и надежности сотрудников с хроническими заболеваниями.

Результаты опроса, проведенного рекрутинговым порталом HeadHunter в 2024 году, красноречиво свидетельствуют о масштабах проблемы: каждый четвертый соискатель с СД сталкивался с отказом в трудоустройстве, напрямую связанным с его диагнозом [5]. Работодатели открыто заявляют о неготовности «брать на себя ответственность» за здоровье такого сотрудника, опасаясь возможных осложнений, необходимости предоставления дополнительных перерывов или больничных листов. Подобные действия представляют собой классический пример прямой дискриминации.

Проблема усугубляется сложностью процедуры доказывания факта дискриминации в суде. Как показывает судебная практика, работодатель практически всегда может найти формально легальное обоснование для отказа, не связанное с состоянием здоровья соискателя — недостаточный опыт, неполное соответствие квалификационным требованиям и т. д. [6]. Даже в тех случаях, когда суд становится на сторону истца, сама необходимость судебного разбирательства становится серьезным препятствием для большинства граждан.

Отдельным барьером является процедура обязательного медицинского осмотра. Медицинские работники, руководствуясь устаревшими или избыточно жесткими ведомственными рекомендациями, необоснованно ограничивают доступ людей с компенсированным диабетом к широкому кругу профессий, где заболевание не является объективным противопоказанием. Это приводит к тому, что уровень занятости среди людей с СД, по данным Федеральной службы по труду и занятости, остается значительно ниже среднего [7].

2. Реализация права на образование для детей с диабетом: между законом и реальностью.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует создание специальных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. [2]. Для ребенка с диабетом эти условия не ограничиваются пандусами; они включают возможность своевременно и безопасно провести контроль уровня глюкозы, ввести инсулин, принять пищу в строго определенное время, а также получить неотложную помощь в случае гипогликемии.

Однако на деле администрации образовательных учреждений часто игнорируют эти потребности. Типичной является ситуация, описанная в исходном тексте: школа отказывает в создании специальных условий, ссылаясь на отсутствие финансирования и кадров. Отказ выделить отдельное помещение для инъекций инсулина или обеспечить соблюдение режима питания — это прямое нарушение права ребенка на образование, гарантированного законом. Без этих условий посещение школы становится небезопасным, что вынуждает родителей переходить на домашнее обучение, ограничивая тем самым социальное развитие ребенка.

Ключевой проблемой является катастрофическая нехватка квалифицированного медицинского персонала в школах. По данным Министерства просвещения за 2023 год, лишь 30 % образовательных организаций имеют медработника, прошедшего специальную подготовку по помощи детям с диабетом. [8]. В остальных школах ответственность ложится на учителей или самого ребенка, что недопустимо с точки зрения безопасности.

Социально-психологический аспект проблемы не менее важен. Непонимание со стороны сверстников и педагогов, насмешки из-за необходимости измерять сахар или делать уколы — все это формы стигматизации и буллинга. Подобные случаи, как пример с ребенком из города N, который замкнулся и перестал ходить в школу, демонстрируют, что школа не выполняет свою воспитательную функцию. Отсутствие просветительских программ среди учеников и педагогов об особенностях хронических заболеваний ведет к социальной изоляции детей с диабетом, повышая риски развития у них тревожных и депрессивных расстройств [9].

3. Конвенция о правах инвалидов как вектор для развития национального законодательства.

Ратифицированная Российской Федерацией Конвенция о правах инвалидов предлагает концептуальные подходы для решения описанных проблем. [3]. Ее ключевые принципы могут служить ориентиром для реформирования сложившейся в России практики.

Принципы Статьи 3 Конвенции — это уважение достоинства, недискриминация, полное и эффективное вовлечение в общество и равенство возможностей, что напрямую соотносится с выявленными барьерами в труде и образовании. Отказы в приеме на работу и нежелание школ создавать условия является игнорированием принципа полного вовлечения и равенства возможностей.

Статья 5 Конвенции провозглашает равенство перед законом и прямо запрещает любую дискриминацию по признаку инвалидности. Более того, она обязывает государства принимать все разумные меры для обеспечения разумного приспособления. В контексте труда для человека с СД это может означать гибкий график, перерывы для измерения сахара, наличие холодильника для инсулина. В школе — тот самый отдельный кабинет и соблюдение режима питания. Отсутствие в российском трудовом и образовательном законодательстве детализированного понятия «разумного приспособления» и механизма его реализацииявляется существенным пробелом, не позволяющим эффективно применять принципы Конвенции на практике. В результате, вместо создания инклюзивной среды по умолчанию, люди вынуждены в каждом отдельном случае доказывать свою правоту через суд.

Статья 7 Конвенции требует, чтобы во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделялось высшим интересам ребенка. Отказ в создании условий для обучения ребенка с диабетом, ставящий под угрозу его здоровье и безопасность, является прямым нарушением этой нормы. Высший интерес ребенка в данном случае — это получение образования в безопасной и поддерживающей среде.

Наконец, Статья 8 обязывает государства вести просветительскую работу для воспитания уважения к правам инвалидов и борьбы со стереотипами. Ситуации с буллингом и стигматизацией в школах ярко демонстрируют острую необходимость таких программ в России, направленных как на учеников, так и на педагогов и административный персонал.

Заключение

Проведенный анализ показывает, что правовое регулирование в сфере труда и образования для людей с сахарным диабетом в России нуждается в системной доработке. Существующих законодательных норм недостаточно для преодоления глубоко укоренившихся стереотипов и административных барьеров. Для создания инклюзивной среды необходимы следующие шаги:

  1. Четкое законодательное закрепление понятия «разумного приспособления» в трудовой и образовательной сферах с детализацией механизма его реализации.
  2. Реализация масштабных просветительских программ для работодателей и педагогического сообщества, направленных на преодоление стереотипов и разъяснение реальных возможностей людей с СД.
  3. Обеспечение образовательных учреждений необходимыми ресурсами и кадрами для создания безопасных условий для детей с диабетом, что соответствует принципу высшего интереса ребенка.

Международные стандарты, закрепленные в Конвенции о правах инвалидов, предоставляют четкий ориентир для проведения этих реформ. [3]. Их последовательная имплементация в национальную практику будет способствовать не только защите прав людей с диабетом, но и созданию по-настоящему инклюзивного общества.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. URL: https://lic8-krasnoyarsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/Trudovoy_kodex_Rossiyskoy_Federatsii_ot_30_12_2001_N_197_FZ.pdf (дата обращения: 15.11.2025).
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.11.2025).
  3. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года) URL:https://ggimho.gosuslugi.ru/netcat_files/173/2804/Konventsiya_o_pravah_invalidov.pdf (дата обращения: 15.11.2025).
  4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» URL: https://cszn.admlr.lipetsk.ru/wp-content/uploads/sites/17/doc/dokuments/fz/zakoni/fz-181–29.10.2024-izm-01.03.2025.pdf (дата обращения: 15.11.2025).
  5. Исследование HeadHunter: Трудоустройство людей с хроническими заболеваниями в России 2024. URL: https://www.rbc.ru/economics/23/09/2025/68d161559a7947cc4670b9e6 (дата обращения: 15.11.2025).
  6. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан с инвалидностью. Верховный Суд РФ 2023 URL: https://www.kadrovik-praktik.ru/MatKadr/PismaRostruda/obzor_sudebnoy_praktiki_rassmotreniya_sudami_del_po_sporam_svyazannym_trudovymi_otnosheniyami_3_2023/ (дата обращения15.11.2025).
  7. Занятость и безработица в Российской Федерации в 2024 году: Росстат URL: http://ssl.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Rab_sila_2024.pdf (дата обращения: 15.11.2025).
  8. Отчет о реализации государственной программы «Доступная среда» за 2023 год Минпросвещения России URL: https://mintrud.gov.ru/docs/2579 (дата обращения:15.11.2025).
  9. Петрова Е. А., Смирнов В. И. Психологическое состояние и качество жизни детей с сахарным диабетом 1 типа Педиатрия. Consilium Medicum. — 2023. — № 2. — С. 112–118. (дата обращения: 15.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 147-150):
Часть 3 (стр. 145-219)
Расположение в файле:
стр. 145стр. 147-150стр. 219

Молодой учёный