В статье автором рассматриваются проблемы административной ответственности за дискриминацию прав человека. Анализируются нормы законодательства Российской Федерации, выявляются проблемы в данной сфере.
Ключевые слова: дискриминация, права человека, административное правонарушение, преступление.
Дискриминация прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается. Однако, в настоящее время, данная проблема достаточна распространена. Думается, это связано с недостаточным уровнем правосознания большинства граждан, пробелами в правовой грамотности граждан, а также недостаточно строгим наказанием, предусмотренным в настоящее время законодательством при проявлении дискриминации человека и гражданина.
Считаю необходимым определить, что представляет собой термин «дискриминация». Обратившись к толковому словарю С. И. Ожегова, понятие «дискриминация» можно определить как «ограничивать в правах, лишать равноправия».
На законодательном уровне понятие дискриминации дано шире. Так, в соответствии со ст. 5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дискриминация определяется как нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам [1].
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, права и свободы признаются высшей ценность. Государство, в свою очередь, является гарантом в их признании, соблюдении и защите. Кроме того, честь и достоинство человека также, согласно Конституции Российской Федерации, находится под защитой государства [2].
Европейская конвенция о защите прав и основных свобод в статье 14 также гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, невзирая на его пол, расу, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, и иных факторов.
Из приведённых выводов следует, что Конституция, как и административное право, призвано обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина.
Следовательно, понятие дискриминации на законодательном уровне раскрыто в достаточной мере.
Объектом дискриминации всегда будут являться права и свободы человека и гражданина, гарантируемые Конституцией и предусмотренные по принципу равенства. Отсюда следует запрет на любые формы, ограничивающие права граждан по признаку той или иной принадлежности.
Чтобы отнести определенные действия или бездействия к дискриминации, достаточно наличие самого факта нарушение прав или свобод. Это характеризует объективную сторону правонарушения. Наступление материальных, имущественных или иных последствий не требуется.
Субъектом правонарушения будет являться виновное лицо, наделённое деликтоспособностью. Им может быть физическое или юридическое лицо.
Субъективная сторона представляет собой вину лица, совершившего правонарушение.
К весомым признакам дискриминации относится нарушение принципа равенства всех перед законом и судом по мотивам наличия у гражданина иных признаков. Дискриминация считается оконченной с того времени, как совершено любое действие, унижающее достоинство человека или гражданина. Умысел у правонарушителя, совершившего действия дискриминационного характера, всегда будет признаваться прямым.
По российскому законодательству ответственность за дискриминацию предусмотрена и в других отраслях кроме административного права. Так, Уголовный кодекс Российской Федерации в статье 136 предусматривает ответственность за дискриминацию. Специальный субъект преступления, согласно содержанию названной статьи — должностное лицо, что даёт возможность разграничить административное правонарушение от преступления, ответственность за которое субъект будет нести согласно норма Уголовного кодекса Российской Федерации. Вне всякого сомнения, преступление, совершённое должностным лицом, повлечёт за собой более тяжёлое наказание, нежели правонарушение.
Трудовое законодательство также включает в себя ответственность за дискриминацию. Так, статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливает запрет на ограничения человека и гражданина в правах и свободах. Дискриминация в сфере трудовых отношений — достаточно частое явление. Однако стоит помнить о критерии здравомыслия, о котором говорит М. А. Бардецкая — каждый работодатель стремится сделать так, чтобы персонал соответствовал общей идее своей организации [5, с. 14]. Подводя итог, отмечу, что дискриминация в сфере трудовых отношений проявляется достаточно часто, но это не говорит о том, что любое требование со стороны работодателя носит дискриминирующий характер.
В заключение отмечу, что дискриминация в настоящее время — это одно из наиболее часто встречающихся правонарушений. Этому, по моему мнению, способствует низкий уровень правовой культуры граждан, а также достаточно низкий размер штрафов, предусмотренный КОАП РФ. В связи с вышеизложенным, считаю необходимым рассмотреть изменение размера установленного в КоАП РФ штрафа за дискриминацию в сторону его увеличения.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 — ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосование 12.12.1993) // Российская газета от 4 июля 2020 года № 144
- Бардецкая М. А. Административная ответственность за дискриминацию // Административная ответственность: вопросы теории и прктики. Сборник статей участников студенческой научно-исследовательской работы. Москва, 2015. С. 136.