Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Здоровье как объект административно-правовой охраны

Юриспруденция
10.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье анализируется проблема упорядочивания правовых норм, обусловленная отсутствием общепринятого подхода к классификации видов административных правонарушений в области здравоохранения. Исследование автора посвящено критическому анализу методов законодательной техники, примененных при разработке главы 6 КоАП РФ. Особое внимание уделяется проблеме бланкетных диспозиций, которые, по мнению автора, требуют доработки. В качестве мер по оптимизации системы административной ответственности в сфере охраны здоровья предлагается, в том числе, структурировать законодательство путем выделения отдельных разделов для различных категорий правонарушений.
Библиографическое описание
Насухов, А. М. Здоровье как объект административно-правовой охраны / А. М. Насухов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131159.


This article analyzes the problem of streamlining legal norms, which stems from the lack of a generally accepted approach to classifying types of administrative offenses in healthcare. The author's research is devoted to a critical analysis of the legislative methods used in the development of Chapter 6 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. Particular attention is paid to the issue of blanket provisions, which, in the author's opinion, require revision. Among the measures proposed for optimizing the administrative liability system in healthcare, is structuring the legislation by creating separate sections for different categories of offenses.

Keywords: public health, object of administrative offense, primary object, additional object, Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, administrative offenses.

Административное право особенно важно для защиты здоровья граждан и всего общества. Это связано с тем, что здоровье — ценность, имеющая большое значение, и государство обязано гарантировать его охрану. Состояние здоровья населения признается общественным благом, что обуславливает необходимость его всестороннего административно-правового регулирования. Это регулирование призвано минимизировать существующие угрозы и обеспечить поступательное развитие общества. Особую роль играют правовые нормы, устанавливающие ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований, недобросовестное оказание медицинских услуг и отступление от установленных стандартов.

Законодательство в сфере здравоохранения устанавливает правила для эффективной работы системы, основываясь на Конституции РФ и других федеральных законах, включая основной Закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2]. Эти правила определяют права и обязанности граждан, медицинских работников и организаций, а также устанавливают гарантии реализации права на охрану здоровья.

Административно-правовые нормы охватывают организацию медицинской помощи, контроль за санитарными условиями и профилактику болезней. Для защиты здоровья граждан применяются различные меры, предусмотренные законом, такие как выдача разрешений, наложение запретов и принятие профилактических мер. Эти меры, включая те, что указаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ), направлены на обеспечение соблюдения установленных правил.

Объект административного правонарушения — это те общественные отношения, которые закон защищает от противоправных посягательств. В рамках этого объекта принято выделять основной и дополнительный, что помогает правильно оценить деяние и его общественную опасность. Основной объект — это те ключевые общественные отношения, которые в первую очередь призвана охранять соответствующая норма права. Именно он указывает на принадлежность правонарушения к определенной категории административных проступков. Так, для статей главы 6 КоАП РФ, таких как нарушение санитарных правил (ст. 6.3) или незаконный оборот наркотиков (ст. 6.8), основным объектом является здоровье населения и его санитарно-эпидемиологическое благополучие [1].

Административное правонарушение, помимо основного объекта, на который оно направлено, может затрагивать и другие, дополнительные, охраняемые законом общественные отношения. Эти отношения не являются главной целью правовой защиты, но их нарушение, вызванное правонарушением, говорит о его повышенной общественной опасности. Ведь в этом случае страдают сразу несколько важных для общества ценностей. Например, при незаконном обороте наркотиков (ст. 6.8 КоАП РФ) страдает не только здоровье населения, но и общественная безопасность. А при курении в неположенном месте (ст. 6.24 КоАП РФ) нарушается не только закон о защите от табачного дыма, но и общественный порядок [2].

Практическая значимость разграничения основного и дополнительного объектов административного правонарушения заключается в возможности более точного определения характера и степени общественной опасности деяния, что является основой для выбора адекватного вида и размера административного наказания. Теоретическое осмысление данного различия имеет существенное значение для систематизации административно-деликтного законодательства и совершенствования правоприменительной практики [4].

Исследование структуры объекта административного правонарушения раскрывает его социальную природу, демонстрирует механизм причинения вреда охраняемым общественным отношениям и позволяет обосновать дифференциацию административной ответственности. Учет дополнительного объекта, в частности, повышает точность квалификации правонарушений, особенно в условиях конкуренции административно-правовых норм. Это также служит основанием для усиления административной ответственности при одновременном нарушении совокупности общественных отношений. Таким образом, исследование структуры объекта административного правонарушения через призму деления на основной и дополнительный объекты способствует развитию доктрины административного права и оптимизации административно-юрисдикционной деятельности.

Следует отметить, что глава 6 КоАП РФ объединяет нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Правонарушения первой группы направлены на подрыв здоровья населения и нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия. К ним относятся: несоблюдение санитарных правил (ст. 6.3−6.7), незаконное оказание медицинских услуг народной медициной (ст. 6.2), сокрытие информации об источниках опасных заболеваний (ст. 6.1), а также нарушения в сфере обращения медикаментов и медицинских приборов (ст. 6.28−6.34). Основной объект защиты здесь — это общественные отношения, обеспечивающие здоровье граждан как важнейший социальный ресурс [3].

Вторая группа правонарушений связана с незаконным оборотом и употреблением наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (ст. 6.8−6.9.1, 6.13−6.16.1). Здесь объектом защиты выступают общественные отношения, призванные контролировать оборот опасных веществ, чтобы минимизировать их негативное влияние на здоровье людей и общественную безопасность. Эти правонарушения уникальны тем, что они одновременно охраняют как здоровье населения, так и моральные устои общества.

Третья категория правонарушений затрагивает общественную нравственность и духовное развитие молодежи. К ним относятся: склонение несовершеннолетних к употреблению опасных веществ (ст. 6.10, 6.23), распространение информации, поощряющей отклоняющееся поведение (ст. 6.13.1, 6.21−6.21.2), и нарушение правил защиты детей от вредоносного контента (ст. 6.17). Объектом этих правонарушений являются общественные отношения, направленные на формирование нравственных ценностей и охрану психического здоровья, особенно у подрастающего поколения.

Правонарушения, относящиеся еще к одной группе (ст. 6.18, 6.22), затрагивают сферу физической культуры и спорта. Здесь видовым объектом выступают общественные отношения, регулирующие безопасность спортивных мероприятий и запрещающие применение допинга и других запрещенных средств [5].

Следующая группа правовых норм (статьи 6.11–6.12, 6.19–6.20) направлена на борьбу с конкретными видами асоциального поведения, защищая общественную нравственность и права детей. Такая классификация важна как в теории, так и на практике, так как помогает упорядочить административные запреты, определить приоритеты правовой защиты и применять индивидуальный подход к оценке правонарушений. Разделение по объектам правонарушения способствует улучшению правоприменения и законодательной работы в области защиты общественного здоровья и нравственности. Следует отметить, что все статьи этой группы прямо или косвенно направлены на охрану здоровья как отдельных граждан, так и всего населения.

Анализ главы 6 КоАП РФ выявил серьезный недостаток в систематизации норм, а именно — отсутствие единого подхода к классификации правонарушений, затрагивающих сферу охраны здоровья. Хотя в названии главы заявлены три объекта защиты: здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие и общественная нравственность, законодатель не проводит четкого разграничения между ними. В результате, в рамках одной главы оказались объединены правонарушения, касающиеся совершенно разных социальных ценностей. Такое смешение, например, норм о наркотических средствах (ст. 6.8−6.16.1), санитарных нарушениях (ст. 6.3−6.7) и посягательствах на нравственность (ст. 6.11−6.12, 6.21), порождает неопределенность как в теоретическом осмыслении, так и в практическом применении норм при квалификации противоправных деяний [6].

Дополнительную сложность в правоприменении создает наличие бланкетных диспозиций в ряде статей (например, ст. 6.3, 6.28), которые отсылают к нормам различных отраслей законодательства (санитарного, медицинского, градостроительного). Такая законодательная техника, будучи инструментом обеспечения гибкости правового регулирования, одновременно порождает фрагментарность административно-правовой охраны здоровья, поскольку критерии противоправности оказываются рассредоточенными в множестве нормативных актов.

Указанные системные недостатки обусловливают необходимость доктринального переосмысления структуры главы 6 КоАП РФ. В качестве возможного пути решения проблемы предлагается выделение самостоятельных глав для правонарушений, посягающих: 1) непосредственно на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие; 2) на общественную нравственность; 3) на безопасность оборота наркотических и психоактивных веществ.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 23.07.2025 N 236-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2025 N 261-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
  3. Мухин А. А. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность / А. А. Мухин, В. Ю. Войтович // Наука Удмуртии. — 2025. — № 1 (87). — С. 80–83.
  4. Темлякова А. К. Современные тенденции развития административно-правового регулирования в сфере здравоохранения в Российской Федерации / А. К. Темлякова, Ю. В. Сидоров // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 358–362.
  5. Федоров М. Г. Административные правонарушения в сфере охраны здоровья: вопросы квалификации / М. Г. Федоров // Юридический мир. — 2024. — № 9. — С. 28–34.
  6. Цветков А. В. Здоровье как объект правовой охраны в КоАП РФ / А. В. Цветков // Образование. Наука. Научные кадры. — 2025. — № 3. — С. 96–99.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный