В настоящей статье анализируются признаки правонарушений, за совершение которых законодателем предусмотрено наступление административной ответственности в рамках главы 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подчеркивается динамика роста правонарушений данной категории, в связи с чем целесообразно подробно и основательно изучать сущность признаков правонарушений, которые совершают против санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты здоровья граждан и общественной нравственности населения.
Ключевые слова: административное правонарушение, здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие, общественная нравственность.
Действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) определены составы правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, за совершение которых наступает административная ответственность [1].
Законодателем данные виды правонарушений сгруппированы в главе шестой КоАП РФ. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что в 2018 г. было зафиксировано более 329 тыс. правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность в рамках главы 6 КоАП РФ. В 2019 г. показатели правонарушений данной категории выросли и достигли отметки в 337 тыс. случаев. К 01.01.2021 зафиксировано 380 тыс. правонарушений, что посягают на общественную нравственность, здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения [3].
Учитывая динамику роста числа правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность в рамках главы 6 КоАП РФ, следует обратить внимание на признаки административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное и виновное деяние, совершение которого влечет наступление административной ответственности по действующему КоАП РФ. Так, при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности по статьям главы шестой КоАП РФ необходимо, чтобы для этого были все законные основания, а состав совершенного правонарушения обладает совокупностью необходимых объективных и субъективных признаков. Административное правонарушение следует рассматривать как социально-юридический антипод правомерного поведения. Правонарушение — это виновное поведение, поскольку противоречит интересам граждан и общества, способно нарушить права и свободы отдельных лиц, и влечет наступление юридической ответственности.
С. М. Зырянов поясняет, что правонарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и нравственность, имеют социальную значимость. Факт данной значимости подтверждается теми ограничительными санкциями, которые законодатель предусмотрел в рамках главы шестой КоАП РФ [4, с. 105]. Фактически любое административное правонарушение, в том числе и посягающего на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, как фундаментальная юридическая категория содержит четыре основных признака, наличие которых позволяет говорить о его совершении. Сформулируем признаки правонарушения, посягающего на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность:
– противоправность как юридическое выражение общественной опасности в законе;
– виновность характеризует внутреннее отношение человека к совершаемому правонарушению, является проявлением его воли и сознания;
– наказуемость деяния в рамках норм действующего законодательства;
– субъект правонарушения.
Как и любое другое нарушение, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, административные правонарушения имеют свой состав, состоящие из объективных и субъективных признаков. Характеристику правонарушений в данной сфере необходимо начать с объекта и объективной стороны.
А. Ю. Якимов отмечает, что объект правонарушения — это «общественные отношения, на которые посягает нарушение и которые охраняются нормами действующего законодательства» [6, с. 25]. Особым образом, на наш взгляд, следует подчеркнуть то обстоятельство, что объектом административного правонарушения являются общественные отношения, в отношении которых совершаются противоправные деяния, в результате которых может быть причинен реальный ущерб.
Не могут выступать объектом противоправного деяния интересы и блага, пребывающие вне поля правового регулирования, либо запрещенные правом. Общественные отношения, что являются объектом административного правонарушения, посягающего на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, выступают в качестве объекта правовой охраны, так как посягательство на них влечет наступление административной ответственности в рамках действующего КоАП РФ.
Структурно значительная часть административных правонарушений, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, сосредоточена законодателем в главе шестой КоАП РФ. Например, нормы статей 6.1–6.2 КоАП РФ предусматривают наступление административной ответственности за правонарушения, которые посягают на здоровье населения. Положения статей 6.3–6.7 КоАП РФ содержит составы административных правонарушений, которые связаны с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Категория правонарушений данной направленности наиболее многочисленна. К административной ответственности привлекаются также лица, виновные в совершении правонарушений, посягающих на общественную нравственность (статьи 6.8, 6.9, 6.10–6.12 КоАП РФ).
Объективная сторона правонарушений, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, предполагает несоблюдение виновным лицом требований действующего законодательства, санитарных правил и стандартов. Противоправные действия в контексте правонарушений, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, могут выражаться:
– в противоречии совершаемых действий (бездействия) установленным действующим законодательством требованиям;
– в нарушении законодательно установленных сроков;
– в несоблюдении установленных стандартов и правил по санитарно-эпидемиологическому благополучию.
При этом практически все административные правонарушения в сфере электроснабжения имеют формальный состав, то есть объективная сторона представлена деянием в виде активного действия или бездействия. Для наступления административной ответственности при формальном составе правонарушений негативные последствия могут не наступить, то есть противоправные деяния с таким составом, как правило, не влекут причинения материального ущерба.
Кроме того, следует отметить, что административное правонарушение, посягающее на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, всегда совершается определенным субъектом — физическим или юридическим лицом, должностным лицом. Субъект — важный элемент состава административного правонарушения в данной сфере. Из содержания статьи 1.4 КоАП РФ следует, что все лица, которые совершили административное правонарушение, равны перед законом [5, с. 50]. Соответственно, без субъективных признаков состав правонарушения не будет считаться полноценным.
Следовательно, за нарушение законодательства должна наступать административная ответственность за правонарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, по соответствующей статье КоАП РФ. Следует пояснить, что категория «административная ответственность», в том числе применяемая к лицам, совершившим правонарушение, посягающее на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, обладает следующими важными признаками:
а) основанием ответственности выступает совершенное административное правонарушение, посягающее на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, содержащее все необходимые элементы состава. Пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» [2] устанавливает, что виновность лица в правонарушении должна основываться на данных, зафиксированных в протоколе, на объяснениях лица, в отношении которого ведется производство, а также иных данных, имеющих значение по делу;
б) установление факта нарушения с соблюдением требований законодательства. В статье 28.1 КоАП РФ определен исчерпывающий перечень оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, посягающем на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность;
в) в качестве меры административной ответственности применяются соответствующие наказания, перечень которых определен в КоАП РФ;
г) меры ответственности для лиц, совершивших правонарушение, посягающее на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, сопровождаются государственным принуждением;
д) нарушение прав и интересов других лиц, вследствие совершенного административного правонарушения, посягающего на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, влечет для самого нарушителя наступление отрицательных последствий личного или имущественного характера.
Таким образом, административные правонарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, за совершение которых наступает ответственность в рамках действующего законодательства, должны иметь полноценный состав, включающий субъективные и объективные признаки. Анализ статей КоАП РФ, содержащих составы правонарушений, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность, в своих диспозициях, свидетельствует о том, что противоправные деяния могут совершаться различными субъектами — физическими и юридическими лицами, должностными лицами. Кроме того, немаловажное значение для привлечения виновных лиц к административной ответственности имеет субъективная сторона правонарушения, посягающего на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье населения и общественную нравственность. Именно субъективная сторона наполняет содержанием совершенное административное правонарушение. Без субъективных признаков, их установления привлечь субъекта к административной ответственности практически невозможно.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ. 2004. № 8.
- Административные правонарушения [Электронный ресурс] / «Судебная статистика РФ». Режим доступа: http://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/66
- Зырянов С. М. Проблемы конструирования составов административных правонарушений в статьях Особенной части КоАП РФ // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 105–112.
- Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти: монография / И. А. Алексеев, Р. Э. Арутюнян, Л. Г. Берлявский и др.; под ред. И. А. Алексеева, М. И. Цапко. Москва: Проспект, 2017. 350 с.
- Якимов А. Ю. Субъекты административной юрисдикции (история, тенденции, перспективы) // Административное право и процесс. 2019. № 8. С. 25–33.