В статье рассматривается понятие административного правонарушения, описываются признаки административного правонарушения, основания возникновения административного правонарушения.
Ключевые слова: административное правонарушение, административная ответственность, признак административного правонарушения, противоправность, виновность, наказуемость деяния.
The article deals with the concept of an administrative offense, describes the signs of an administrative offense, the grounds for the occurrence of an administrative offense.
Keywords: administrative offense, administrative responsibility, sign of an administrative offense, illegality, guilt, punishability of the act.
При совершении административного правонарушения (административного проступка) возникает административная ответственность [4]. В этом случае административная ответственность за правонарушение наступит, если это нарушение по своему характеру не повлечет уголовную ответственность.
Административным правонарушением считается противоправное действие (бездействие), совершенное виновным физическим или юридическим лицом, за которое в КоАП Российской Федерации или законам субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) устанавливается административная ответственность.
Противоправным действием и противоправным бездействием считается два возможных варианта противоправного деяния, иначе говоря, противоправное поведение физического, а также юридического лица. Действием считается деятельное невыполнение обязанностей, законных требований, нарушений определенного запрета. Бездействием считается бездеятельное невыполнение обязанности, которая возложена на физическое, а также юридическое лицо. К примеру, открыть расчетный счет организации или индивидуальному предпринимателю, без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (согласно ст. 15.7 КоАП РФ) — это считается противоправным действием должностного лица банка кредитной организации. Неисполнение в установленный срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (согласно ст. 15.3 КоАП РФ) — это считается противоправным бездействием лица.
Рассмотрение представления административного правонарушения дозволяет определить три его главных признака [2, c. 125]:
— противоправность;
— виновность;
— наказуемость деяния.
Противоправностью считается совершение данного деяния (действия или бездействия) неизбежно с нарушением норм права. Любое деяние не может считаться административным правонарушением и за его совершение не может наступать административная ответственность, если не нарушаются нормы права.
Административное правонарушение считается виновным деянием, если имеет место вина лица, т. е. содеянное было совершено умышленно или по неосторожности.
Административные правонарушения совершаются умышленно в случае, если лицо осознает противозаконный характер действия (бездействия), предугадывает его негативные последствия и хочет наступления данных результатов или намеренно их допускает или относится к ним равнодушно. Во-первых, умысел будет считаться прямым, так как лицо хочет, чтобы наступили вредные последствия. Во-вторых, умысел косвенный, поскольку лицо искренне не хочет, чтобы наступили негативные последствия, но намеренно допускает их наступление или относится к данным последствиям равнодушно.
Административное правонарушение считается содеянным по неосторожности, в случае если лицо, которое его совершило, предугадывало вероятность наступления негативных последствий собственного действия (бездействия), но без полных к этому основанию самонадеянно рассчитывало на предупреждение данных последствий или не предугадывало вероятности их прихода, хотя обязано было и могло их предугадывать [5, c. 89]. В первом случае неосмотрительность выражается как форма легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предугадывало вероятность наступления негативных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предупредить. Во втором случае — как форма небрежности.
Наказуемостьдеяния обозначает, что за совершение этого действия (бездействия) физическому или юридическому лицу, либо согласно КоАП РФ, или согласно законам субъектов РФ об административных правонарушениях непременно должна быть выявлена собственно административная ответственность.
За весьма многочисленные преднамеренные или неосмотрительные противоправные деяния предусматривается не административная, а прочая ответственность, например, дисциплинарная. Очень часто, имеется довольно много примеров, когда при совершении противозаконного деяния законодательством не предусматривается никакая ответственность. В данных случаях деяние, несмотря на его незаконность и причастность, не может признаваться административным правонарушением.
Например, в соответствии с абз. 1 п. 10.2 Правил дорожного движения Российской Федерации в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч. При этом ст. 12.9 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за превышение установленной скорости движения транспортного средства начиная от превышения не менее 20 км/ч. Таким образом, движение транспортного средства в населенном пункте, например, со скоростью 79 км/ч будет противоправным, но не административно наказуемым деянием [6].
Согласно КоАП РФ к административному правонарушению относится правонарушение [1]:
— посягающее на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
— посягающее на охрану собственности;
— посягающее на охрану окружающей природной среды и природопользования;
— посягающее на промышленность, строительство, энергетику;
— посягающее на сельское хозяйство, ветеринарию и мелиорацию земель;
— посягающее на транспорт и на дорожное движение;
— посягающее на связь и информацию;
— посягающее на предпринимательскую деятельность, на финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг, таможенное дело;
— посягающие на институты государственной власти;
— посягающее на защиту Государственной границы РФ и обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ;
— против порядка управления;
— посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
— посягающее на воинский учет.
Кодексом и законом субъектов РФ предусматривается административное правонарушение и в прочих сферах [3, c. 365].
Не считается административным правонарушением нанесение лицом вреда в состоянии крайней надобности, т. е. для предотвращения опасности, прямо грозящей личности и правам этого лица или прочих лиц, а также интересам общества или государства, если данная опасность не может быть ликвидирована другими средствами, и если нанесенный вред меньше, чем предотвращенный.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020 № 34-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 1; 2016. № 28. ст. 4558
- Административное право: учебник для вузов / А. В. Зубач [и др.]; под общей редакцией А. В. Зубача. — М.: Издательство Юрайт, 2020. 530 с.
- Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / Д. Н. Бахрах. — М.: Эксмо, 2019. 607 с.
- Калиева М. Г. Понятие и признаки административного правонарушения // Мир народов. Серия: наука и практика. № 2 (7). 2018. С. 24–26
- Соколов А. Ю. Административная ответственность в Российской Федерации: учеб. Пособие / А. Ю. Соколов. — Саратов: Изд-во СГЮА, 2018. 164 с.
- Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая» (том 1) (под общ. ред. Л. В. Чистяковой)//«ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019//СПС КонсультантПлюс