In the face of modern threats and challenges, ensuring national security includes a priority and highly socially significant focus: the protection of spiritual and moral values. This requires the development of an effective system of state and legal protection of both the national spiritual heritage and public morality. The existing legal framework for this mechanism has already been established, primarily through state enforcement measures, among which administrative and tort legislation occupies a special place.
Keywords: public morality, administrative and legal protection, administrative offense, propaganda, moral order, Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.
В современном российском обществе, опирающемся на традиционные духовно-нравственные ценности, общественная нравственность определяется как набор моральных и этических принципов, которые регулируют поведение людей. Эти принципы, унаследованные от предков, способствуют гармоничным отношениям между людьми, уважению к личности, укреплению семьи и формированию чувства ответственности перед государством и обществом.
Общественная нравственность на сегодняшний день является одним из активно употребляемых в правовом поле терминов, которая является объектом административного регулирования как совокупность норм поведения, которые охраняются административным законодательством. Административное право регулирует отношения в сфере государственного управления, в том числе по обеспечению порядка в этой сфере. В России это регулирование осуществляется через КоАП РФ, который содержит статьи, предусматривающие ответственность за правонарушения, посягающие на общественную нравственность, такие как проституция.
Административное право защищает общественную нравственность, признавая ее ключевую роль в формировании моральных устоев и правил поведения в обществе. Нарушения этих устоев могут иметь серьезные негативные последствия для отдельных граждан, общества и государства. Важно понимать, что общественная нравственность может быть объектом защиты и в рамках других административных правонарушений. Например, пропаганда наркотиков нарушает не только здоровье населения, но и общественную нравственность. В целом, защита общественной нравственности является одной из задач административного законодательства согласно статье 1.2 КоАП РФ [8].
Административно-правовые механизмы, направленные на защиту общественной нравственности, являются ключевым инструментом обеспечения социальной стабильности и безопасности граждан. Российское государство защищает своих граждан, запрещая проституцию, вовлечение несовершеннолетних в курение, распространение информации о наркотиках и психотропных веществах, а также пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, смены пола и другие действия, которые могут нанести вред обществу. Применение административных санкций к нарушителям моральных норм выполняет функцию как превентивного воздействия на правонарушителей, так и профилактики уголовных преступлений.
В КоАП РФ общественная нравственность в качестве видового объекта административного правонарушения образует наряду со здоровьем и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения единый родовой объект административно-правовой охраны в 6-й главе КоАП РФ. Данный раздел КоАП РФ включает правонарушения, посягающие на общественные отношения, связанные с моральными устоями общества. Однако его содержание и границы остаются неясными. Среди административных правонарушений следует учитывать [1]:
— статью 6.11 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за проституцию;
— статью 6.12 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием проституцией другого лица;
— статью 6.20 КоАП РФ, которая ввела административную ответственность за изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов;
— статью 6.21 КоАП РФ, диспозиция которой установила административную ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.
Следовательно, правонарушения, посягающие на общественную нравственность, включают в себя широкий спектр деяний, которые наносят вред моральным устоям общества.
Несмотря на то, что общественная нравственность является важным аспектом, российское административное законодательство ограничивает перечень правонарушений, связанных с ней, всего двумя статьями главы 6 КоАП РФ: «занятие проституцией» и «получение дохода от проституции, связанного с эксплуатацией другого лица». Законодатель считает, что такие вопросы, как воспитание детей, употребление алкоголя в общественных местах, появление в нетрезвом виде, нецензурная брань и наркомания, нарушают права граждан, угрожают здоровью населения или общественному порядку, не относятся к сфере нравственности.
Важно отметить, что административная ответственность, как и другие виды юридической ответственности, преследует не только цель наказать виновных, но и предотвратить новые нарушения. К сожалению, в сфере защиты общественной морали эта профилактическая функция часто не работает. Основные проблемы в этой области связаны с неэффективностью существующих санкций, недостаточным вниманием к профилактике правонарушений и неполнотой законодательства [3].
Общественная нравственность позиционируется в КоАП РФ в качестве видового объекта охраны, и за последние несколько лет административная ответственность за посягательство на общественную нравственность была существенно усилена. Однако анализ нормативного материала, а равно концептуальный подход, принятый законодателем в решении вопросов юридической формализации общественной нравственности и ее охраны, представляется небезупречным, что позволяет ставить вопрос о совершенствовании законодательства в области государственно-правовой охраны общественной нравственности.
Вопросы правоприменения и недостатки регулирования в отношении правонарушений, посягающих на общественную нравственность, касаются как определения правонарушений, так и эффективности мер ответственности.
Из-за неясности в законодательстве относительно того, что именно считается общественной нравственностью, включая вопросы проституции, государство испытывает трудности в борьбе с действиями, которые подрывают эти ценности. На уровне законодательства нет четкого определения понятия «нравственность», что создает путаницу в правоприменении. Хотя этот термин используется в КоАП, его значение не разъяснено, позволяя трактовать его по-разному [2].
Из-за расплывчатости формулировок в законах, сотрудники правопорядка испытывают трудности, пытаясь определить, где заканчиваются мораль и начинается административное правонарушение. Это затрудняет их работу и ставит нарушителей в невыгодное положение, так как они не понимают, насколько серьезно их проступок и какие будут последствия. Например, наказание за проституцию может быть слишком мягким, что не останавливает людей от повторных нарушений и подрывает общественный порядок. В итоге, государство не может эффективно защищать моральные ценности общества, что негативно сказывается на формировании нравственной среды.
С позиции морали и духовности, противодействие распространению информации о наркотиках критически важно для поддержания нравственности в обществе. Наркотики не только вредят здоровью, но и подрывают моральные принципы, на которых строится наше общество. Чтобы эффективно бороться с этим злом, законы должны быть ясными и однозначными. Важно, чтобы наказание за пропаганду наркотиков было адекватным: соответствовало степени вреда, который она наносит обществу, избегая как излишней мягкости, так и необоснованной суровости.
Помимо очевидной, открытой пропаганды наркотиков, важно помнить о более завуалированных способов их распространения. В средствах массовой информации и творчестве, например, наркотики могут упоминаться без негативной окраски, а иногда даже в позитивном ключе. Это, в свою очередь, может косвенно способствовать росту популярности наркотиков. Сложность заключается в том, что нынешняя формулировка статьи 6.13 КоАП не позволяет четко определить такие случаи и привлечь к ответственности тех, кто формирует у молодежи ложное представление о наркотиках. Более того, наказания за подобные нарушения, предусмотренные законом, часто не соответствуют реальной опасности, которую они представляют для общества [5].
Отсюда следует вывод, что для того, чтобы эффективно защитить моральные ценности и духовное благополучие общества, недостаточно просто прописать законы. Важно, чтобы эти законы были конкретными и предусматривали наказания, соразмерные тяжести проступка. Если этого не сделать, применение законов будет хаотичным и не принесет пользы. Это, в свою очередь, усугубит проблемы, такие как распространение наркотиков и разрушение моральных принципов.
Для усиления контроля за соблюдением общественной нравственности предлагается усовершенствовать законодательство, касающееся защиты общественной морали, путем внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Суть изменений заключается в введении дополнительного признака — повторности. Если человек уже привлекался к административной ответственности за аналогичные нарушения, повторное совершение такого же проступка будет квалифицироваться строже. Цель этой инициативы — повысить ответственность за систематические нарушения, подрывающие общественные ценности. Введение критерия повторности направлено на повышение эффективности работы правоохранительных органов и усиление профилактического эффекта, сдерживающего лиц, склонных к повторным правонарушениям.
Следовательно, включение критерия повторности в административное законодательство, направленного на защиту общественной морали, является обоснованным шагом, который приведет к повышению эффективности правоприменения. Это позволит более строго контролировать систематических нарушителей, укрепить профилактические меры и, как следствие, улучшить общественную безопасность и порядок.
Улучшение законодательства, регулирующего ответственность за правонарушения в сфере общественной нравственности, является важным шагом для поддержания морального здоровья нации. Это позволит более эффективно предотвращать и наказывать правонарушения, которые наносят вред обществу.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 23.07.2025 N 236-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
- Борнина В. В. Административная ответственность за правонарушения против нравственности / В. В. Борнина // Высокие технологии и инновации в науке. — 2022. — С. 66–67.
- Дизер О. А. Общественная нравственность в структуре общественного порядка и роль правовых средств в ее охране / О. А. Дизер // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2025. — № 1. — С. 8–14.
- Кузнецова Е. А. Общественная нравственность и право: монография / Е. А. Кузнецова; СПбГУ. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2024. — 198 с.
- Мухин А. А. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность / А. А. Мухин, В. Ю. Войтович // Наука Удмуртии. — 2025. — № 1 (87). — С. 80–83.
- Овчинников А. И. Юридическая формализация понятия «Общественная нравственность» / А. И. Овчинников // Философия права. — 2024. — № 6 (79). — С. 100–106.
- Смирнов Д. И. Обеспечение общественной нравственности в условиях цифровизации / Д. И. Смирнов // Государство и право. — 2024. — № 6. — С. 112–119.
- Шапиро И. М. Нравственные основы общества в правовом государстве / И. М. Шапиро, А. Э. Абушова. // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (100). — С. 397–399.
- Шаповалов И. Н. Правовое регулирование защиты общественной нравственности в России / И. Н. Шаповалов, Е. В. Климова // Современное право. — 2024. — № 4. — С. 73–79.

