В статье рассматриваются актуальные проблемы регулирования общественного порядка и общественной безопасности как объектов административно-правовой защиты . На данный момент они актуальны ежедневно, так как в современном мире преступность не стоит на месте, каждый день совершаются новые административные правонарушения, происходит борьба с преступностью с помощью средств и приемов административной деятельности для обеспечения общественной и личной безопасности граждан, охраны общественного порядка.
Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, административная деятельность, порядок, концепция безопасности.
The article discusses the current problems of regulating public order and public safety as objects of administrative and legal protection. At the moment, it is relevant on a daily basis, since in the modern world crime does not stand still, new administrative offenses are committed every day, there is a fight against crime with the help of means and techniques of administrative activity to ensure public and personal safety of citizens, protection of public order.
Keywords: public order, public safety, administrative activity, order, security concept.
Общественный порядок и общественная безопасность — понятия, занимающие центральное место в правовой системе большинства современных государств, включая Россию.
Анализ федерального законодательства показывает, что термины «общественный порядок» и «общественная безопасность» используются в двух основных контекстах. Первый — дефинитивный, определяющий сферу деятельности государственных органов [8, с. 148]. Второй контекст — родовой, где эти понятия выступают в качестве объектов правовой охраны.
Существующие разногласия в понимании «общественного порядка» и «общественной безопасности» проистекают из разных теоретических подходов. Одни исследователи рассматривают общественный порядок как состояние устойчивых социальных отношений, регулируемых нормами права и морали, а общественную безопасность — как отсутствие угроз для жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для функционирования государства и общества в целом. Другие же видят в общественном порядке лишь отсутствие нарушений правопорядка, а в общественной безопасности — более широкое понятие, включающее и профилактические меры, направленные на предотвращение возникновения угроз.
Общественный порядок — это ключевая категория в административном праве, и её понимание может варьироваться в зависимости от контекста. В современных научных дискуссиях выделяются две основные трактовки этого понятия: узкая и широкая. Узкая трактовка акцентирует внимание на конкретных аспектах общественного порядка, таких как поддержание спокойствия и безопасности в общественных местах, тогда как широкая трактовка охватывает более широкий спектр общественных отношений и норм, регулирующих взаимодействие между гражданами.
И. И. Веремеенко подчеркивает, что общественный порядок представляет собой сложную и развивающуюся систему общественных отношений, которые возникают в процессе взаимодействия людей в общественных местах [2, с. 18]. М. И. Еропкин предлагает более комплексный взгляд на общественный порядок, рассматривая его как систему волевых общественных отношений, регулируемую нормами права, морали и обычаями [3, с. 11]. А. С. Пивоваров также отмечает, что понятие общественный порядок в действующем законодательстве используется для обозначения сферы общественных отношений, требующих государственной охраны [6, с. 52].
Важно отметить, что общественный порядок не является статичной категорией. Он постоянно адаптируется к изменениям в обществе, что делает его важным объектом изучения для юристов и социологов. Кроме того, общественный порядок может быть подвержен влиянию культурных и социальных факторов.
Понятие «общественный порядок» тесно переплетено с понятием «общественная безопасность», и их взаимосвязь является предметом многочисленных дискуссий в правовой науке. И. И. Веремеенко, например, рассматривает общественный порядок как производное от общественной безопасности. Однако, понимание последней неоднозначно и эволюционировало со временем [8, с. 149].
Согласно Концепции общественной безопасности Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 [1] общественная безопасность — это не просто система норм, а именно состояние, характеризующееся защищенностью личности, общества и государства от различных угроз.
Современное понимание общественной безопасности шире, чем просто поддержание порядка. Это комплексная задача, требующая межведомственного взаимодействия, интеграции усилий государства, общества и граждан, а также постоянного совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Общественный порядок, в свою очередь, выступает одним из индикаторов общественной безопасности, отражая уровень стабильности и спокойствия в обществе. Его нарушение может свидетельствовать о серьезных проблемах в системе обеспечения общественной безопасности и требует немедленного внимания со стороны правоохранительных органов и государственных структур. Важно отметить, что эффективность обеспечения общественной безопасности зависит от множества факторов, включая уровень экономического развития, социальную справедливость, качество государственного управления и гражданскую активность населения.
С. А. Пискунов, исследуя данную тему, предложил классифицировать административные правонарушения на две категории: те, которые непосредственно угрожают общественному порядку, и те, что ставят под угрозу общественную безопасность. Это деление, хотя и условное, имеет свои основания, поскольку нарушения, касающиеся общественного порядка, могут в конечном итоге повлиять на уровень безопасности в обществе, и наоборот. Например, мелкие правонарушения, такие как хулиганство или нарушение тишины, могут создавать напряженность в обществе и способствовать росту более серьезных преступлений [7, с. 50].
Актуальность данной проблематики подтверждается многообразием общественных отношений, которые формируют сферу общественного порядка и безопасности. В современных условиях, когда общество сталкивается с различными вызовами, такими как рост преступности, терроризм, экстремизм и другие угрозы, необходимость четкого правового регулирования становится особенно важной. Зачастую эти угрозы требуют комплексного подхода, который включает не только правоохранительные меры, но и профилактические действия, направленные на предупреждение правонарушений/
Основу нормативно-правового регулирования в области общественного порядка и безопасности составляют различные законы и подзаконные акты. К числу ключевых документов можно отнести: Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития алкогольной продукции», законы и подзаконные акты в области пожарной безопасности и другие.
На уровне регионов действуют некоторые отдельные правила и нормы, нуждающиеся в административно-правовой защите. Стоит еще раз подчеркнуть, что административные правонарушения, направленные против общественного порядка и общественной безопасности тесным образом взаимосвязаны между собой. Данный факт стал основанием для закрепления законодателем их вместе в одной главе административного Кодекса. Необходимо также отметить наличие большого разнообразия спектра общественных отношений, формирующих родовые объекты данного вида административных правонарушений. Их множество образует совокупность непосредственных объектов административных правонарушений выделенной категории [4, с. 405].
Обозначим, что большое количество исследователей к признакам правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, относит общественное место. Соответственно, место совершения административного правонарушения выступает факультативным признаком состава административных правонарушений в сфере общественного порядка. Хотя, стоит подчеркнуть, что в рамках действующего законодательства понятие «общественное место» не закреплено.
В результате, можно свидетельствовать о том, что действующее законодательство не содержит четкого исчерпывающего перечня общественных мест. Имеются только указания на некоторые отдельные конкретные места. Кроме того, отечественные правоведы много раз подчеркивали, что отсутствие в законодательстве признаков общественного места нельзя признать удовлетворительным, поскольку точное определение данного понятия влияет на эффективность работы органов внутренних дел в части предупреждения административных правонарушений и обеспечение соблюдения прав граждан. Так, место совершения административного правонарушения может прямым образом сказаться на квалификации противоправного деяния [5, с. 143].
В заключение следует отметить, что проблема правового определения и охраны общественного порядка и общественной безопасности является многогранной и требует междисциплинарного подхода. Только комплексный анализ законодательных норм, правоприменительной практики и теоретических разработок позволит сформировать единое понимание этих понятий и разработать эффективные механизмы их охраны. Дальнейшие исследования в этой области должны быть направлены на уточнение законодательных определений, разработку критериев отграничения «общественного порядка» от «общественной безопасности», а также на создание системы показателей, позволяющих оценивать эффективность деятельности государственных органов в этой сфере. Необходимо также учитывать изменения в обществе и адаптировать законодательство к новым вызовам и угрозам.
Литература:
- Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685)// URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154602/ (дата обращения: 19.11.2024)
- Веремеенко И. И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка: Предмет и понятие. Ч. 1 / Веремеенко И. И. — М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1981. — 111 c.
- Еропкин М. И. Управление в области охраны общественного порядка. — Москва: Юрид. лит., 1965. — 215 с.
- Евсикова Е. В. Некоторые проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. 2020. С. 405–409.
- Мурылева Е. А. Охрана общественного порядка и общественной безопасности как ведущее направление административной деятельности правоохранительных органов // Научные исследования и современное образование. 2019. С. 143–144.
- Пивоваров А. С. Дискуссионные подходы к определению понятия «общественный порядок» // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 52–54.
- Пискунов С. А. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность: виды, особенности и нормативно-правовые аспекты // Российский следователь. 2014. N 15. С. 49–53.
- Прокофьев К. Г. К вопросу об основаниях административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность // Социально-политические науки. 2019. № 5. С. 148–151.