Ресоциализация осужденных к лишению свободы является сложным и длительным процессом, состоящим из двух этапов — пенитенциарного и постпенитенциарного. Каждый из них имеет собственное функциональное назначение, цели и задачи, направленные на постепенное формирование у личности — адресата ресоциализационного воздействия устойчивых социально полезных установок и навыков правомерного поведения. Поэтапность данного процесса обусловлена как внутренней логикой психосоциальных изменений личности, так и спецификой исполнения наказания в виде лишения свободы, предусматривающей строгую регламентацию жизнедеятельности осужденных и ограниченность их социальных контактов. В этой связи мы подробно рассмотрим не только прописанные законодателем ключевые этапы ресоциализации осужденных к лишению свободы, но и точки зрения участников научного сообщества относительно данного вопроса.
На правовом уровне законодатель закрепил свое видение этапов пробации (ресоциализации), которое, по его мнению, позволит достичь эффективного результата в процессе ресоциализации осужденных к лишению свободы. Как уже было сказано выше, его структура исправительного цикла состоит из двух этапов пробации (ресоциализации) — пенитенциарного и постпенитенциарного. Законодатель, разделяя пробационную деятельность на два этапа, прежде всего опирается на заложенную им в Федеральном законе от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» 1 (далее — Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации») общую цель, состоящую именно в коррекции социального поведения. Его исправительная модель обладает неким последовательным характером, что в свою очередь является важным критерием в достижении социально значимого результата.
Согласно законодательству, исправительная деятельность осужденных начинается с пенитенциарной пробации (ресоциализации). Многие ученые придерживаются аналогичной точки зрения, считая пенитенциарный этап начальной точкой в исправлении осужденного. Так, К. И. Филиппова полагает, что ресоциализация начинается с момента, когда осужденный прибывает на территорию исправительного учреждения для последующего отбывания назначенного ему соответствующего уголовного наказания 2.
Г. Б. Добрецов и А. Д. Невирко в своей научной работе характеризуют пенитенциарный этап как первый этап ресоциализации, содержание которого представляется в виде непрерывного целенаправленного процесса воздействия на лицо посредством комплексного применения различных мер с целью изменить его правосознание и возвратить в общество как законопослушного гражданина 3.
Законодательная регламентация пенитенциарного этапа нашла свое отражение в гл. 4 Федерального закона «О пробации в Российской Федерации», в соответствии с которой данный этап начинает реализовываться в момент прибытия осужденного лица на территорию исправительного учреждения для последующего отбывания уголовного наказания. На этом этапе осужденный начинает непосредственно ощущать на себе воздействие исправительных инструментов, которые позволяют разрушить у него архаичную, деструктивную систему ценностей и параллельно подготовить его к усвоению социально ориентированных качеств. Для достижения данного результата законодатель предусмотрел в ст. 13 Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» определенные направления деятельности в сфере пенитенциарной пробации: проведение с осужденным социальной и воспитательной работы; оказание необходимой психологической помощи; подготовку к последующему освобождению.
Законодатель не ограничивается простым перечислением вышеназванных направлений и раскрывает их в прилагаемом приложении № 2 к действующему приказу Минюста России от 29.11.2023 № 350 «О ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация в соответствии с Федеральным законом от 06.02.2023 № 10-ФЗ “О пробации в Российской Федерации”» 4. В нем подробно регламентируется деятельность социальной и воспитательной направленности.
Исходя из вышеперечисленного, можно резюмировать, что настоящая стадия является основной, поскольку направлена на разрушение деструктивных установок личности осужденных. Это выражается в составлении индивидуальной и групповой программ исправления, которые основываются на информации, содержащейся в их личных делах, и включают в себя ряд позиций, предназначенных для освоения осужденными.
Важным звеном в индивидуальной программе является участие в ней профильных специалистов из различных областей, благодаря которым осужденный приобретает узконаправленную специализацию. При отбывании наказания осужденный трудится, получает необходимое образование, формирует новую нравственную модель и надлежащую культуру взаимоотношений в обществе, начинает соблюдать духовные и культурные традиции.
При этом вся деятельность осуществляется с соблюдением установленного режима на определенной территории исправительного учреждения. В ч. 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) указывается, что «режим создает условия для применения других средств исправления осужденных» [10]. Таким образом, законодатель стремится сначала разрушить выявленный элемент, оказывающий деструктивное влияние на сознание осужденного, а затем у него сформировать и закрепить новую систему установок, норм и моральных ценностей. Достижение данного результата невозможно без комплексного воздействия.
Постпенитенциарная пробация (ресоциализация) представляет собой заключительную фазу ресоциализации осужденных. О. Н. Мазеина характеризует эту стадию через осуществление интеграционных действий в отношении лица, освобожденного от отбывания уголовного наказания 5. Данный вывод нашел свое отражение в законоположениях гл. 5 Федерального закона «О пробации в Российской Федерации». Например, в ч. 1 ст. 19 говорится о субъекте воздействия. Закон указывает на изменение правового статуса осужденного: на этой стадии осужденный признается лицом, которое освободилось из учреждения уголовно-исполнительной системы, то есть осужденный отбыл назначенное обвинительным приговором уголовное наказание и параллельно претерпел возложенные на него уголовно-исполнительным законом определенные ограничения. Это воздействие, которое оказывается на сознание осужденного в ходе отбывания им уголовного наказания в виде лишения свободы, имеет негативное влияние на его социальную жизнь, что обусловливается долгой физической изоляцией от общества, значительным ограничением социальных контактов, отсутствием возможности свободно перемещаться.
В этой связи важность рассматриваемого этапа заключается в восстановлении у осужденного социальных контактов с обществом. Для достижения данного результата законодатель закрепил в гл. 5 Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» ряд положений. Так, ст. 23 предусматривается правовая возможность проводить уголовно-исполнительной инспекцией консультации по юридическим и социальным вопросам. Помимо этого, согласно положениям ст. 24–26, уголовно-исполнительная инспекция обязана помогать осужденным в трудовых, образовательных и медицинских сферах общественной жизни.
Таким образом, целью данного этапа является именно закрепление результата, достигнутого на предыдущем этапе пробации (ресоциализации). Освобожденному от отбывания уголовного наказания предлагается возможность получения социальной помощи, социальной поддержки, социальной защиты. Помимо прочего, государство осуществляет за ним постпенитенциарный контроль, который в совокупности с вышеназванными действиями способствует достижению положительного результата в ресоциализационной деятельности.
Этапы ресоциализации в научном сообществе имеют неоднозначное толкование.
Так, О. Д. Гальцова, на протяжении десяти лет занимавшая должность уполномоченного по правам человека в Самарской области, выделяет два основных этапа ресоциализации — пенитенциарный и постпенитенциарный 6.
Ряд авторов в своих научных трудах ссылаются на работу В. Е. Южанина и многих других ученых, которые выделяют еще и третий этап — допенитенциарный 7.
М. А. Черезова предлагает рассматривать исправительную деятельность как процесс, состоящий из четырех этапов:
— на первом этапе осужденный проходит социальную адаптацию к условиям исправительного учреждения (изучаются его личность, жизненная ситуация, социальные нужды, потребности, ценности, установки, а также его родные и близкие);
— на втором этапе осужденного ожидает социальная профилактика (проводится комплекс правовых, организационных, психолого-педагогических, социальных, психокоррекционных и иных мероприятий с целью исправления);
— третий этап начинается с реинтеграции (создается социокультурная и воспитательная среда, формируется социально безопасная среда, способствующая конструктивному сосуществованию и социальному развитию различных категорий осужденных при полном сохранении их культурного, социального и религиозного своеобразия);
— на четвертом этапе осужденному предстоит социальная реабилитация (интенсивная подготовка к освобождению за счет повышения его самостоятельности, активной жизненной позиции в достижении поставленных целей) 8.
М. С. Рыбак обозначил собственную точку зрения относительно данного вопроса. Он рассматривает ресоциализацию осужденного к лишению свободы как процесс реструктуризации и корректировки свойств его личности и выделяет пять этапов ресоциализации:
- установление принадлежности осужденного к положительной, отрицательной или нейтральной группе на основе его интеллектуальных и волевых качеств;
- создание условий для разрыва негативных связей с социально опасной группой, асоциальной средой;
- исправление осужденного как средство ресоциализации;
- воспитательная работа с осужденным как средство ресоциализации;
- социальная адаптация лишенного свободы 9.
Предложенные этапы можно условно сгруппировать в зависимости от их назначения в процессе исправления осужденного, выделив подготовительную, исправительную и заключительную группы.
Подготовительная группа этапов состоит из совокупности действий правоприменителя, направленных на отнесение осужденного к определенной группе — отрицательной, нейтральной или положительной, что зависит от качественной характеристики осужденного, то есть от его интеллектуальных и волевых способностей. В соответствии с этим представляется возможным сформировать актуальное содержание индивидуальной программы исправления осужденного. Выявление данных качеств начинается с момента, когда осужденный еще не приступил к непосредственному отбыванию уголовного наказания на территории исправительного учреждения.
Следующая, исправительная группа этапов изначально предполагает непосредственное воздействие на сознание осужденного при использовании правоприменителем исправительных средств, предусмотренных уголовно-исполнительным законом 10. Так, правоприменитель имеет возможность устанавливать режимные требования на определенной территории исправительного учреждения, что в свою очередь создает благоприятные условия для осуществления осужденным трудовой деятельности, для получения основного, дополнительного и профессионального образования. Следующим этапом данной группы М. С. Рыбак определяет проведение воспитательной работы с осужденным. Помимо этого, законодатель предусматривает возможность участия в ней институтов гражданского общества, которые оказывают на сознание осужденного общественное воздействие.
В следующей, заключительной группе проводятся мероприятия по адаптации осужденного к социуму. Данная группа направлена на закрепление результатов, которые были достигнуты в исправительной группе этапов ресоциализации.
Участники научной дискуссии, высказывая свои мнения, не могут прийти к консенсусу в вопросе количества этапов ресоциализационной деятельности. Резюмируя проанализированные точки зрения, стоит отметить, что предложения М. С. Рыбака и М. А. Черезовой имеют нетривиальный характер: они выделяют более двух или трех традиционных этапов ресоциализации, выстраивая собственное представление о каждом этапе, вкладывая в них, как верно отметил О. В. Стрилец, свою специфику 11. Авторы придают особое значение подготовительной деятельности, что в свою очередь обусловило выделение ими соответствующего подготовительного этапа ресоциализации.
Литература:
- Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «О пробации в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2023. — 6 февр. (№ 6). — Ст. 917.
- Филиппова, К. И. Ресоциализация лиц, осужденных к лишению свободы / К. И. Филиппова // Актуальные проблемы российского права. — 2011. — № 2. — С. 455–465. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resotsializatsiya-lits-osuzhdennyh-k-lisheniyu-svobody (дата обращения: 23.11.2025).
- Добрецов, Г. Б. Этапы и основные направления ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы / Г. Б. Добрецов, А. Д. Невирко // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2023. — № 3 (250). — С. 19–28. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-i-osnovnye-napravleniya-resotsializatsii-lits-osvobodivshihsya-iz-mest-lisheniya-svobody (дата обращения: 05.09.2025).
- Приказ Минюста России от 29.11.2023 № 350 (ред. от 01.08.2025) «О ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация в соответствии с Федеральным законом от 06.02.2023 № 10-ФЗ “О пробации в Российской Федерации”» // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_463279/274db682197918d95972590f14bde8b826f97def/ (дата обращения: 05.09.2025).
- Мазеина, О. Н. К вопросу о ресоциализации осужденных в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды / О. Н. Мазеина // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. — 2018. — № 1 (1). — С. 60–64. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-resotsializatsii-osuzhdennyh-v-penitentsiarnyy-i-postpenitentsiarnyy-periody (дата обращения: 28.11.2025).
- Уполномоченный по правам человека в Самарской области : сайт. — URL: https://www.ombudsman63.ru/ (дата обращения: 18.08.2025).
- Полякова, Е. А. Стадии процесса ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы / Е. А. Полякова // Человек: преступление и наказание. — 2009. — № 4 (67). — С. 112–114. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stadii-protsessa-resotsializatsii-osuzhdennyh-otbyvayuschih-nakazanie-v-vide-lisheniya-svobody (дата обращения: 18.08.2025).
- Черезова, М. А. Пенитенциарный этап ресоциализации осужденных к лишению свободы: российский и зарубежный опыт / М. А. Черезова // IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : материалы междунар. науч.-практ. конф. и круглых столов, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России. В 10 т. Т. 4. — Рязань : Акад. ФСИН России, 2019. — С. 351–357.
- Рыбак, М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики / М. С. Рыбак ; под ред. В. П. Малкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Саратов : Изд-во гос. образоват. учреждения высш. проф. образования «Саратов. гос. акад. права», 2004. — 478 с. — (Творческое наследие ученых СГАП).
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 07.04.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — 13 янв. (№ 2). — Ст. 198.
- Стрилец, О. В. Ресоциализация осужденных в России: современный взгляд / О. В. Стрилец // Евразийская адвокатура. — 2024. — № 6 (71). — С. 134–137. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resotsializatsiya-osuzhdennyh-v-rossii-sovremennyy-vzglyad (дата обращения: 05.09.2025).

