Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 9981 раз

Библиографическое описание:

Гусаров, П. Н. Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России / П. Н. Гусаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 270-273. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51126/ (дата обращения: 18.11.2024).



Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. При этом, акцент делается на некоторые социальные практики совершенствования проблемы по данному вопросу — органами власти.

Ключевые слова: осужденные, пенитенциарная система, воспитательные и исправительные учреждения, проблемы бывших осужденных, адаптация, ресоциализация, реабилитация, помощь и поддержка.

Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более обширного процесса исправления осужденных. Цель — сформировать уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повысить образовательный и культурный уровень осужденных.

Сегодня достаточно острым становится вопрос о необходимости создания социальной службы и введения в штат исправительных учреждений специалистов по социальной работе. В 2018 году в учреждениях УИС России находятся 602 тысячи 176 человек. При этом штатная численность персонала УИС — 295 967 [7]. То есть на каждого заключенного приходится 0,5 сотрудника ФСИН. Именно поэтому основная цель расширения штата пенитенциарной системы — это организовать в данных учреждениях различные наиболее виды исправительно-воспитательной работы с осужденными.

Необходимость введения в штат этих учреждений высококвалифицированных специалистов в области социальной работы, также поможет принять эффективное участие в решении проблем, связанных с ростом рецидивной преступности, особенно в подростково-молодежной среде.

Проблема воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях достаточно активно разрабатывается в отечественной науке. Имеется положительный опыт воспитательной работы с осужденными в отдельных учреждениях пенитенциарной системы.

Специалисты групп социальной помощи и поддержки осужденных совместно с заинтересованными службами исправительного учреждения составляют:

– социальную карту на каждого осужденного;

– оказывают индивидуальную помощь;

– информируют и консультируют осужденных по вопросам пенсионного и социального обеспечения;

– организуют и проводят работу по их подготовке к освобождению;

– оказывают содействие в решении вопросов трудового и бытового устройства освобождающимся из мест лишения свободы.

Практика показала, что осуществление в местах лишения свободы психологической и социальной работы благотворно сказывается на эффективности воспитательного процесса, способствует оздоровлению морально-психологического климата в среде осужденных, успешной подготовке их к освобождению и дальнейшей интеграции в общество.

При этом, важно отметить, что по оценкам и государственных органов, и независимых экспертов, российская пенитенциарная система еще не совсем совершенна. В утвержденной правительством Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации указывается, что «несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество».

Это связано с тем, что перед осужденными в данных условиях возникают определенные социальные проблемы по их адаптации, после выхода из пенитенциарного учреждения.

Интерес вызывает изучение процессов адаптации бывших заключенных, а также оказание им помощи в бытовой жизни и трудоустройстве. Все это является первостепенной задачей государства во избежание совершений новых преступлений.

Как правило, руководители предприятий и организаций отказываются принимать на работу таких граждан не только из-за криминального прошлого, и низкой профессиональной квалификации. К тому же, большинство работодателей не доверяют «бывшим осужденным». Возникает вопрос, где же получить материальные средства на проживание и начало новой жизни? С подобным вопросом сталкиваются почти все, кто освобождается из исправительных учреждений, и кроме продолжения преступной деятельности, ответов больше не находят. Неоказание должной помощи указанной этой категории лиц, порождает новые проблемы в обществе.

По словам М. И. Еникеева, ресоциализация — процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития [3, c.73].

Понятие «ресоциализация» касается применения уголовно правовых, уголовно-исполнительных и социальных мер воздействия, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь. При совершении человеком социально опасного деяния, признаваемого преступным, он отправляется в места лишения свободы.

При этом ресоциализация — это определенный этап, призванный устранить предпосылки рецидивного поведения и восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей.

Основатель правозащитного проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин считает, что ресоциализацией заключенных нужно начинать заниматься уже в местах заключения. «Самый большой удар по социализации заключенных наносят тюрьмы, то есть СИЗО, где большинство заключенных проводят огромную долю своего срока, — объясняет Осечкин. По его словам, нужно гуманизировать систему отбывания наказания — разрешать больше свиданий с семьей, обеспечивать социальную жизнь в СИЗО, чтобы не было необходимости в экстренном порядке искать бюджетные средства для адаптации заключенных уже после выхода на свободу» [2].

По статистике, 35–40 % осужденных в первый же год после выхода из колонии вновь совершают преступления. В этой ситуации нет ничего удивительного, так как многие из них возвращаются в ту же отрицательную среду, в которой жили до тюрьмы. Алкоголизм семьи, потеря социальных связей, отсутствие работы — все это подталкивает освободившихся заключенных к правонарушениям. Поэтому во избежание этого, общество должно помочь им адаптироваться к вольной жизни.

Два главных вопроса, с которыми сталкивается заключенный при выходе на свободу, — «где жить?» и «куда устроиться на работу?». В исправительных учреждениях отбывающих наказание в виде лишения свободы заранее готовят к предстоящей вольной жизни. Формируют у них правильное отношение к работе, к соблюдению закона, к участию в общественной жизни. Те осужденные, в поведении и жизненных установках которых происходят ощутимые изменения, получают облегчение режима содержания. Более того, в исправительных учреждениях работают профессиональные училища, где осужденных учат различным специальностям. Именно поэтому при желании на волю человек может выйти, уже имея профессию, востребованную на рынке труда.

По данным на 2018 год при исправительных учреждениях имеется 283 общеобразовательные организации и 503 их филиалов, 302 профессиональных образовательных учреждений ФСИН России и 404 их структурных подразделений [7].

Однако, как показывает практика, новая жизнь для многих освободившихся так и не начинается. По статистике, постоянное место работы имеет около 20 % бывших осужденных, еще 55 % живут за счет временных заработков, а 25 % вообще не имеют законного источника доходов. С жилплощадью ситуация не лучше. Собственное жилье имеют менее половины бывших заключенных, многие живут у родственников, а около 4 % оказываются без определенного места жительства.

Показательно, что многие из этих людей сами не хотят устраиваться на работу. Некоторые специалисты полагают, что такие люди физически не могут изменить свою жизнь, поскольку больны хроническим алкоголизмом с деградацией личности.

Впрочем, у многих освободившихся есть искреннее желание начать новую жизнь. Но при попытке трудоустроиться у бывших заключенных возникают большие трудности. Хотя большинство из них владеют профессией, которую они получили в колонии, потенциальные работодатели отказывают им в трудоустройстве, как только узнают о судимости. Некоторых работодателей не устраивает отсутствие трудового стажа. Ведь хотя заключенных и готовят по определенной специальности, но практики они не получают, потому что практиковаться в колонии просто негде [1].

Сильно осложняет социальную реабилитацию осужденных разрыв социальных связей — с семьей, бывшими коллегами, друзьями. Не удивительно, что таким оторванным от общества людям некуда пойти.

Однажды выпав из системы, вернуться в нее очень сложно. Зачастую осужденные утрачивают документы, удостоверяющие личность. А без них невозможно трудоустройство, получение пенсий, социальных пособий, приобретение жилья, регистрация, оформление медицинского полиса.

Но даже в такой ситуации путь к нормальной жизни возможен. Например, в некоторых регионах существуют практика работы Центров социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которые добиваются определенных успехов в работе с гражданами этой категории.

В учреждении постояльцам не только дают временный ночлег, оказывают медицинскую помощь, психологическую и юридическую помощь, помогают в трудоустройстве, содействуют в оформлении удостоверяющих личность документов, но в первую очередь стараются объяснить и вселить уверенность в том, что они еще могут быть полезны для общества.

Данные учреждения также оказывают содействие в социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно, в том числе: в решении через органы местного самоуправления вопроса о проживании осужденного, в оказании материальной помощи через органы социальной защиты, в восстановлении утраченных документов, трудоустройстве, либо получении дополнительного профессионального образования через центр занятости населения, а так же в решении иных вопросов в рамках законодательства Российской Федерации [5].

В нынешнем 2018 году в ФСИН поддержали идею института наставников для адаптации бывших заключенных.

Идея создания института наставничества, предполагает, что бывшие заключенные с помощью кураторов будут находить себе на воле честный заработок и реализовывать свои коммерческие, творческие и социальные проекты. Так, личные кураторы помогут решить очень важную проблему, стоящую перед российской системой исполнения наказаний — сокращение количества рецидивов среди освободившихся заключенных.

Эффективная работа по ресоциализации и адаптации бывших осужденных невозможна без усилий со стороны государства, в том числе в виде финансирования и принятия необходимых законодательных актов.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев высказался о необходимости обоснованного законодательного регулирования деятельности по реабилитации и социальной адаптации осужденных с учетом специфики контингента, находящегося в исправительных учреждениях. При этом он отметил, что решение таких вопросов требует тщательной и взвешенной проработки, поскольку служит обеспечению общественной безопасности в государстве.

Руководитель социально-реабилитационного центра некоммерческой организации «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным» Сюзанна Кирильчук отметила создание реабилитационного центра для женщин, освобожденных из мест лишения свободы либо имеющих условный срок. Она отметила, что женщинам сложнее после жизни на государственном обеспечении исправительных учреждений вернуться в общество, найти работу и снова обеспечивать себя и свою семью, детей.

Можно затронуть практику правоприменение с учетом зарубежного и отечественного опыта, когда предлагается решить проблему социализации и адаптации осужденных, путем принятия Федерального закона «О мерах по социальной поддержке осужденных и лиц, освобожденных из мест лишения свободы». Подобный законопроект еще в 2012 году был подготовлен авторским коллективом ФКУ НИИ ФСИН России. Основной сутью законопроекта является оказание помощи гражданам, освобожденным из мест лишения свободы в трудовом и бытовом устройстве.

Таким образом, социальная реабилитация и адаптация бывших осужденных, после освобождения из мест лишения свободы — сложный процесс. После отбытия наказания, бывшие осужденные сталкиваются с рядом проблем. Для помощи в решении этих проблем в России распространяется социальная практика создания специализированных центров по реабилитации бывших заключенных. При этом важно подчеркнуть, что ключевая роль в работе с осужденными принадлежит ФСИН, поскольку у ведомства есть закрепленные в законодательстве полномочия по воспитанию осужденных и постпенитенциарному сопровождению, а также есть исправно функционирующая система. Именно поэтому необходимо проводить политику в сфере адаптации и ресоциализации бывших осужденных на базе ФСИН.

Литература:

  1. Государство должно активно участвовать в адаптации бывших осужденных [Электронный ресурс]. — URL: http://rapsinews.ru/incident_news/20180123/281724009.html (Дата обращения 21.04.2018).
  2. Депутаты решили заняться реабилитацией бывших заключенных [Электронный ресурс]. –URL: http://izvestia.ru/news/607769 (Дата обращения 18.04.2018)/
  3. Еникеев М. И. Юридическая психология: Учебник для вузов. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 56 с.
  4. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из мест лишения свободы: учебное пособие; Федеральная служба исполнения наказаний, Академия права и управления. — Книга 92. — Рязань: Академия ФСИН России, 2014.
  5. Реабилитация и социальная адаптация осужденных [Электронный ресурс]. — URL: http://antipytki.ru/2018/01/31/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-adaptatsiya-osuzhdennyh/ (Дата обращения 12.04.2018).
  6. Сайфуллин Р. Р. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных // В сборнике: Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 640–641.
  7. Федеральная служба исполнения наказаний. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fsin.su (Дата обращения 20.04.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): место лишения свободы, осужденный, учреждение, Россия, заключенная, общество, пенитенциарная система, проблема, работа, социальная работа.


Ключевые слова

адаптация, реабилитация, ресоциализация, пенитенциарная система, осужденные, воспитательные и исправительные учреждения, проблемы бывших осужденных, помощь и поддержка

Похожие статьи

Зарубежный опыт ресоциализации осужденных

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения зарубежного опыта реализации международных стандартов содержания заключенных с целью обеспечения их успешной реинтеграции в общество после освобождения. В статье рассматриваются этапы, цели и не...

Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...

Организация воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ

В статье проводится историко-правовой анализ особенностей организации воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ. Авторы рассматривают процесс использования труда несовершеннолетних, ставят вопрос о смещении прерогатив го...

Организационно-правовые основы ресоциализации осужденных

В статье анализируются международно-правовые акты, регламентирующие исполнение наказания и защиту прав осужденных, включая реализацию мер по реинтеграции осужденных в систему общественных отношений после освобождения; рассматривается возникновение по...

Полиция и общество: система и люди

В статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью полиции, в том числе касающиеся профилактики правонарушений и привлечения граждан и обществен-ных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обес...

К вопросу о специфике педагогического процесса в пенитенциарных учреждениях

Авторы статьи рассматривают ключевую роль пенитенциарной педагогики в процессе перевоспитания осуждённых, высказывают озабоченность проблемой рецидива среди ранее осуждённых лиц и видят основную причину этого в недостаточном внимании к подготовке кад...

Исправительные работы в системе уголовных наказаний и практика их применения

В статье речь идет о наказании, несвязанном с лишением свободы, носящем название «исправительные работы». Такое наказание способствует не только исправлению осужденного, но и является полезным для общества, поскольку исправительные работы направлены,...

Социальная поддержка на селе: проблемы, её формальные и неформальные виды

В данной статье рассматриваются социальные, экономические, культурно-ценностные проблемы сельского населения, а также формальные (законодательно закрепленные) и неформальные виды социальной поддержки на селе, способствующие решению вышеперечисленных ...

К вопросу о современном состоянии и основных направлениях регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников

В статье рассматриваются проблемы регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников, учитывая современные условия. Дана общая характеристика трудовой миграции в Российской Федерации. Автор делает вывод, что для стабилизации ситуации ...

Законодательный пробел в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы

В статье рассмотрены особенности исполнения наказания в исправительных учреждениях разных видов. Анализируя условия отбывания наказания в различных исправительных учреждениях, авторы выявили ряд пробелов в дифференциации исполнения наказаний, и было ...

Похожие статьи

Зарубежный опыт ресоциализации осужденных

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения зарубежного опыта реализации международных стандартов содержания заключенных с целью обеспечения их успешной реинтеграции в общество после освобождения. В статье рассматриваются этапы, цели и не...

Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...

Организация воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ

В статье проводится историко-правовой анализ особенностей организации воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ. Авторы рассматривают процесс использования труда несовершеннолетних, ставят вопрос о смещении прерогатив го...

Организационно-правовые основы ресоциализации осужденных

В статье анализируются международно-правовые акты, регламентирующие исполнение наказания и защиту прав осужденных, включая реализацию мер по реинтеграции осужденных в систему общественных отношений после освобождения; рассматривается возникновение по...

Полиция и общество: система и люди

В статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью полиции, в том числе касающиеся профилактики правонарушений и привлечения граждан и обществен-ных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обес...

К вопросу о специфике педагогического процесса в пенитенциарных учреждениях

Авторы статьи рассматривают ключевую роль пенитенциарной педагогики в процессе перевоспитания осуждённых, высказывают озабоченность проблемой рецидива среди ранее осуждённых лиц и видят основную причину этого в недостаточном внимании к подготовке кад...

Исправительные работы в системе уголовных наказаний и практика их применения

В статье речь идет о наказании, несвязанном с лишением свободы, носящем название «исправительные работы». Такое наказание способствует не только исправлению осужденного, но и является полезным для общества, поскольку исправительные работы направлены,...

Социальная поддержка на селе: проблемы, её формальные и неформальные виды

В данной статье рассматриваются социальные, экономические, культурно-ценностные проблемы сельского населения, а также формальные (законодательно закрепленные) и неформальные виды социальной поддержки на селе, способствующие решению вышеперечисленных ...

К вопросу о современном состоянии и основных направлениях регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников

В статье рассматриваются проблемы регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников, учитывая современные условия. Дана общая характеристика трудовой миграции в Российской Федерации. Автор делает вывод, что для стабилизации ситуации ...

Законодательный пробел в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы

В статье рассмотрены особенности исполнения наказания в исправительных учреждениях разных видов. Анализируя условия отбывания наказания в различных исправительных учреждениях, авторы выявили ряд пробелов в дифференциации исполнения наказаний, и было ...

Задать вопрос