В данной статье рассмотрены детерминанты рецидивной преступности, ее криминологическая характеристика, меры по ее профилактике и предупреждению.
Ключевые слова: рецидивная преступность, пробация, пенитенциарная преступность, исправительное учреждение.
Актуальность темы, связанной с рецидивной преступностью, обусловлена тем, что рецидив преступлений является одним из сложнейших и значимых институтов криминологии, уголовного и уголовно-исполнительного права, а также остальных отраслей криминального цикла. Рецидив представляет собой одну из форм множественности преступлений, позволяющих отграничить ее от сложных единичных преступлений, также является обстоятельством, серьезно отягчающим наказание, выступает основой для измерения степени достижения целей наказания и уголовной ответственности в целом.
В научной литературе имеет место устоявшаяся точка зрения, согласно которой в праве используются термины какой-либо отрасли права. Применительно к понятию «рецидив преступления» такой отраслью является уголовное право. Поэтому мы полагаем, что в основе определения данного понятия должно лежать этимологическое происхождение термина «пенитенциарный» и уголовно-правовое определение «рецидив преступлений».
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Уголовного кодекса Российской Федерации под рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление [1, с. 11].
Если с обычным рецидивом всё понятно, то что же такое пенитенциарная преступность и пенитенциарный рецидив? В переводе с латинского «пенитенциарий», «пенитенциарный» (соответственно: poenitentiarius, poenitentia) означает прежде всего тюрьму, исправительное учреждение тюремного типа; относящийся к лишению свободы. Этимологическое содержание понятия «пенитенциарный», анализ современных международных документов в сфере исполнения наказаний и научной литературы позволяют сделать вывод, что речь следует вести не об отбывании любого уголовного наказания, а наказания в виде лишения свободы.
О пенитенциарной преступности и пенитенциарном рецидиве высказывались А. Я. Гришко и Н. А. Гришко, они считают, что конститутивным характеризующим пенитенциарный рецидив, отличающим его от пенитенциарной преступности, является характер совершенного преступления [4, с. 67]. По их мнению, это не просто преступления, совершенные осужденным во время отбывания наказания в исправительном учреждении, что характеризует общеуголовную пенитенциарную преступность, а совершение преступления, основными непосредственными объектами которого являются интересы правосудия и установленный порядок деятельности учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В отличие от пенитенциарного рецидива, субъектом общеуголовных пенитенциарных преступлений, по мнению ряда авторов, могут быть и представители администрации мест лишения свободы. Их позиция согласуется с действующим законодательством.
Таким образом, можно заключить, что под пенитенциарными преступлениями следует понимать деяния, совершенные осужденными, отбывающими наказания в виде лишения свободы, персоналом исправительных учреждений, а также иными лицами на территории исправительного учреждения. Совершение преступления при пенитенциарном рецидиве, на наш взгляд, отличается особыми объектами преступного посягательства (интересы правосудия и порядок управления учреждениями и органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы) и наличием специального субъекта преступления — осужденного.
Рецидивная преступность, как и преступность в целом, имеет свою структуру, т. е. соотношение разных видов преступлений, входящих в ее состав. Структура преступности — это соотношение групп или видов преступлений, а также лиц, их совершивших, в общей массе зарегистрированных деяний (преступников). В России рецидивная преступность составляет значительную часть общей преступности. Ее структура характеризуется преобладанием тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых лицами с длительным криминальным прошлым.
В России рецидивная преступность составляет значительную часть общей преступности. Ее структура характеризуется преобладанием тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых лицами с длительным криминальным прошлым. Авторами также исследована структура отдельных видов рецидива. В частности, О. В. Филиппова выделяет следующую структуру рецидивной преступности: «Соотношение преступлений по категории тяжести, видовому и непосредственному объекту, виду и интенсивности рецидива, а также по количеству судимостей лиц, ранее совершавших деяния» [6, с. 19]. Стоит отметить, что данная структура отельных видов рецидивной преступности является наиболее распространённой.
Также стоит отметить, что наиболее распространенными среди рецидивистов являются кражи, нарушения Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию, незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или аналогов, а среди рецидивных преступлений против семьи и несовершеннолетних подавляющее большинство составляет уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
В феврале 2023 года был принят закон «О пробации в Российской Федерации» [2], который призван систематизировать законодательство в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, установить единые принципы организации работы в данной сфере. На первом этапе (до 2024 года) — закрепление института пробации на законодательном уровне, определение функции пробации, перечня задач и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, а также возложение соответствующих полномочий на уголовно-исполнительные инспекции в части оказания помощи в вопросах занятости, обеспечения жильем, психологической и правовой помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания условно-досрочно. На втором этапе (до 2030 года) планируется оказание содействия лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в занятости и бытовом устройстве.
Стоит признать, что подобные положения вполне могут служить фундаментом для дальнейшего построения института пробации, однако без должной конкретизации рассчитывать на эффективность данных норм в вопросах снижения числа лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, не приходится.
В. А. Маслов, выделил проблему отсутствия проработанных должным образом законопроектов обусловлена рядом обстоятельств, таких как:
Во-первых, следует констатировать отсутствие общепризнанного подхода к пониманию сущности пробации как таковой.
Во-вторых, неопределенность с пониманием сущности пробации и перспектив создания подобной целостной системы в России приводит к утверждению исследователей о том, что подобные задачи по ресоциализации преступников вообще не свойственны деятельности уголовно- исполнительных инспекций — в их задачи входят «контроль за осужденными и недопущение совершения ими повторных преступлений и правонарушений», такие «абсолютно разные по своему содержанию задачи не могут эффективно выполняться одними и теми же сотрудниками УИС».
В-третьих, с учетом приоритета экономического базиса нельзя оставлять без внимания и финансовую составляющую вопроса создания системы пробации в России, поскольку данная система, во многом базирующаяся на индивидуальном воздействии, немыслима без подготовки высококвалифицированных кадров, существенного увеличения численности сотрудников уголовно- исполнительных инспекций, бюджетных ассигнований в размере 65 млрд руб. [5, с. 143].
В связи с вышеуказанным стоит согласиться с В. А. Масловым в том, что необходимо сконцентрироваться на «дополнительных пробационных технологиях», основываясь при этом на дифференциации программ пробации с учетом категорий преступников. Ключевой задачей здесь как раз и будет установление конкретной категории преступников в целях выработки наиболее эффективных пробационных технологий. Данный процесс, именуемый зарубежными исследователями «оценка риска», справедливо признается краеугольным камнем в вопросах эффективного исправительного воздействия.
Одной из самых безопасных стран в мире считается Япония. Можно предположить, что безопасность обеспечивается через жесткое общество, строгие наказания за преступления, суровые традиции. На самом деле это не так. Но есть то, что Япония делает лучше, чем какая-либо другая страна. Она уделяет большое внимание предупреждению преступности. Предупреждение рецидивной преступности стало одной из главных задач и основным направлением деятельности правительства в области уголовного правосудия.
К мерам по профилактике рецидивной преступности можно отнести пересмотр Закона о несовершеннолетних. В июне 2015 г. минимальный возраст для голосования был снижен с 20 до 18. Поправка к Закону о выборах в государственные учреждения включала в себя дополнительное положение о пересмотре возрастных норм в Гражданском кодексе, Законе о несовершеннолетних и других законах и постановлениях. О. Ф. Варламова отмечает: «Каждое дело несовершеннолетних направляется в суд по семейным делам и проходит тщательную оценку, с тем чтобы судья мог принять решение о надлежащем уровне воспитательного воздействия в соответствии с потребностями конкретного лица. Эти специальные меры в отношении несовершеннолетних считаются эффективными в деле реабилитации и предупреждения рецидивной преступности» [3, ст. 32]. Мы целиком и полностью разделяем мнение автора. Такой подход может иметь довольно высокий результат в рамках предупреждение рецидивной преступности.
Таким образом, рецидивная преступность представляет собой серьезную проблему, требующую комплексного подхода. Анализ структуры российской рецидивной преступности и успешный опыт Японии указывают на необходимость разработки и внедрения эффективных программ профилактики и ресоциализации правонарушителей. Дальнейшее совершенствование системы пробации, увеличение инвестиций в социальные программы и повышение эффективности работы пенитенциарной системы являются ключевыми направлениями в борьбе с этим негативным явлением. Необходимо также учитывать специфику пенитенциарной преступности и разрабатывать специальные программы для предотвращения пенитенциарного рецидива, в том числе специального пенитенциарного рецидива.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации на 2025 год. Со всеми изменениями, законопроектами и постановлениями судов. М.: Издательство АСТ. 2024. 384 с.
- Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_439127/e0832410696975737b4aa6bff832348cce0fefcc/(дата обращения: 17.11.2024).
- Варламова, О. Ф. Предупреждение рецидивной преступности в Японии / О. Ф. Варламова. — Текст: непосредственный // Международное уголовное право и международная юстиция. — 2021. — № 1. — С. 30–32.
- Гришко, А. Я. Пенитенциарный рецидив: криминологическое и административно-правовое обоснование / А. Я. Гришко, Н. А. Гришко. — Текст: непосредственный // Административное право и процесс. — 2023. — № 7. — С. 66–69.
- Маслов, В. А. Противодействие рецидивной преступности в России: проблемы и перспективы / В. А. Маслов. — Текст: непосредственный // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2024. — № 1. — С. 134–154.
- Филиппова, О. В. Структура российской рецидивной преступности / О. В. Филиппова. — Текст: непосредственный // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2024. — № 2. — С. 19–22.