Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Взаимосвязь конфликта интересов и коррупции в системе государственной службы: механизмы профилактики

Экономика и управление
10.12.2025
2
Поделиться
Аннотация
Исследуется взаимосвязь между конфликтом интересов и коррупцией в системе государственной службы. Рассматриваются разные формы проявления конфликта интересов. Проводится анализ механизмов профилактики конфликта интересов как инструмент предупреждения коррупции.
Библиографическое описание
Сулимова, Ю. В. Взаимосвязь конфликта интересов и коррупции в системе государственной службы: механизмы профилактики / Ю. В. Сулимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131055.


В современном обществе, стремящемся к транспарентности, вопросы этики в сфере государственной службы становятся наиболее острыми. Коррупция, как злоупотребление служебным положением в личных целях, подрывает доверие населения к органам власти, деформирует экономические и социальные процессы, препятствует устойчивому развитию. Коррупция зачастую есть результат целого комплекса факторов, среди которых ключевую роль играет в, том числе, конфликт интересов, а не единоразовый факт.

Конфликт интересов в системе государственной службы возникает, когда личные интересы государственного служащего вступают в противоречие с его должностными обязанностями, создавая ситуацию, при которой объективное и беспристрастное исполнение служебных функций становится затруднительным или даже невозможным. Этот конфликт может быть как реальным, так и потенциальным. Немаловажен факт, что сам по себе конфликт интересов не есть коррупционное деяние, но он может являться катализатором и создавать условия для злоупотреблений, поскольку искушает использовать служебное положение с целью получения личной выгоды.

Механизмы связи конфликта интересов и коррупции:

— искажение принятых решений — государственный служащий, находящийся в ситуации конфликта интересов, принимает решения в пользу личных интересов что ведет к искажению объективной оценки ситуации и принятию неэффективных решений.

— злоупотребление информацией — государственные служащие обладают доступом к конфиденциальной информации, в таком случае наличие конфликта интересов создает риск использования этой информации в личных целях, в том числе для передачи ее заинтересованным лицам.

— препятствие конкуренции — конфликт интересов может привести к созданию искусственных ограничителей для конкуренции, когда государственный служащий использует свое служебное положение для ограничения доступа на рынок для других участников и получения тем самым преимуществ для связанных с ним лиц.

— укрывательство коррупционных деяний в ситуациях, когда государственный служащий сам вовлечен в коррупционные схемы, он может злоупотреблять своим служебным положением для сокрытия этих деяний, препятствуя их выявлению и расследованию.

— нормализация неэтичного поведения в форме непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов, что способствует формированию атмосферы терпимости к неэтичному поведению в системе государственной службы в целом [3].

Механизмы профилактики конфликта интересов и коррупции в системе государственной службы:

Для эффективной борьбы с коррупцией и минимизации рисков, связанных с конфликтом интересов, необходимо всеобщее внедрение комплексной системы профилактических мер, включающей:

— Законодательное и нормативное регулирование:

  • Установление обязанностей по декларированию конфликта интересов: Все личные интересы, которые могут повлиять на исполнение должностных обязанностей государственных служащих должны быть задекларированы в типовом порядке.
  • Определение мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов: Законодательно должны быть определены меры, которые могут быть приняты для предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
  • Установление ответственности за нарушение законодательства о конфликте интересов: строгая дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за сокрытие информации о конфликте интересов, а также за принятие решений в условиях конфликта интересов, повлекших за собой негативные последствия.

— Организационные меры:

  • Создание механизмов выявления и урегулирования конфликта интересов: В каждом государственном органе может быть создана система, обеспечивающая оперативное выявление и урегулирование конфликтов интересов.
  • Разработка кодексов этики и служебного поведения, содержащие четкие нормы и правила, регулирующие поведение государственных служащих в ситуациях конфликта интересов.
  • Обучение государственных служащих по вопросам этики и конфликта интересов: Необходимо проводить регулярное обучение государственных служащих по вопросам этики, конфликта интересов и антикоррупционного законодательства.
  • Внедрение системы внутреннего контроля: В каждом государственном органе должна быть создана система внутреннего контроля, направленная на выявление и предотвращение нарушений законодательства о конфликте интересов и коррупции.

— Меры по обеспечению прозрачности и подотчетности:

  • Декларирование доходов и имущества государственных служащих: Декларации о доходах и имуществе государственных служащих должны быть доступны для любого члена общества.
  • Публичное обсуждение важных решений: Важные решения, принимаемые государственными органами, должны быть доступны для публичного обсуждения, с учетом обеспечения защиты конфиденциальной информации.
  • Обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов: Граждане должны иметь возможность получать информацию о деятельности государственных органов.
  • Защита лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях: Необходимо обеспечить защиту лиц, сообщающих о фактах коррупции и конфликта интересов, от преследования и дискриминации.

— Меры по привлечению общественности к контролю:

  • Поддержка деятельности общественных организаций, занимающихся антикоррупционным контролем и анализом конфликтов интересов со стороны государства
  • Развитие механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов, такие как общественные советы, общественная экспертиза.
  • Государственные органы должны создать эффективные каналы обратной связи с гражданами, позволяющие получать информацию о фактах коррупции и конфликта интересов.

Эффективность профилактики конфликта интересов и коррупции в системе государственной службы зависит от комплексного подхода, включающего законодательное регулирование, организационные меры, обеспечение прозрачности и подотчетности, а также привлечение общественности к контролю.

Кроме того, для повышения эффективности профилактических мер нельзя оставить без внимания и следующие аспекты:

— Повышение заработной платы государственных служащих — обеспечение достойного уровня заработной платы государственных служащих является одним из самых важных факторов снижения коррупционных рисков, поскольку создает альтернативу незаконному обогащению.

— Оптимизация государственных услуг — автоматизация процедур предоставления государственных услуг снижает возможности для злоупотреблений и коррупции.

— Усиление контроля за госзакупками — внедрение эффективных механизмов контроля за госзакупками, таких как электронные аукционы и конкурсы, позволяет предотвратить сговоры и незаконное обогащение.

— Международное сотрудничество — обмен опытом с другими странами, успешно борющимися с коррупцией и конфликтом интересов, может способствовать совершенствованию национальных антикоррупционных механизмов.

В заключение, необходимо подчеркнуть, что проблема конфликта интересов и коррупции в системе государственной службы — это сложная и многогранная проблема, требующая постоянного внимания и совершенствования профилактических мер. Только комплексный и системный подход, основанный на принципах законности, прозрачности, подотчетности и общественного контроля, может обеспечить эффективную борьбу с действительными негативными явлениями и создать систему государственной службы, отвечающую целям общества и государства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  3. Колчина М. В. Конфликт интересов на государственной службе Российской Федерации / М. В. Колчина // Правовое регулирование в условиях модернизации государственности: национальный и международный аспекты. Челябинск, 19 ноября 2017 года. — Уфа, 2017. С. 71-74.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 171-173):
Часть 3 (стр. 137-215)
Расположение в файле:
стр. 137стр. 171-173стр. 215

Молодой учёный