В современном обществе, стремящемся к транспарентности, вопросы этики в сфере государственной службы становятся наиболее острыми. Коррупция, как злоупотребление служебным положением в личных целях, подрывает доверие населения к органам власти, деформирует экономические и социальные процессы, препятствует устойчивому развитию. Коррупция зачастую есть результат целого комплекса факторов, среди которых ключевую роль играет в, том числе, конфликт интересов, а не единоразовый факт.
Конфликт интересов в системе государственной службы возникает, когда личные интересы государственного служащего вступают в противоречие с его должностными обязанностями, создавая ситуацию, при которой объективное и беспристрастное исполнение служебных функций становится затруднительным или даже невозможным. Этот конфликт может быть как реальным, так и потенциальным. Немаловажен факт, что сам по себе конфликт интересов не есть коррупционное деяние, но он может являться катализатором и создавать условия для злоупотреблений, поскольку искушает использовать служебное положение с целью получения личной выгоды.
Механизмы связи конфликта интересов и коррупции:
— искажение принятых решений — государственный служащий, находящийся в ситуации конфликта интересов, принимает решения в пользу личных интересов что ведет к искажению объективной оценки ситуации и принятию неэффективных решений.
— злоупотребление информацией — государственные служащие обладают доступом к конфиденциальной информации, в таком случае наличие конфликта интересов создает риск использования этой информации в личных целях, в том числе для передачи ее заинтересованным лицам.
— препятствие конкуренции — конфликт интересов может привести к созданию искусственных ограничителей для конкуренции, когда государственный служащий использует свое служебное положение для ограничения доступа на рынок для других участников и получения тем самым преимуществ для связанных с ним лиц.
— укрывательство коррупционных деяний в ситуациях, когда государственный служащий сам вовлечен в коррупционные схемы, он может злоупотреблять своим служебным положением для сокрытия этих деяний, препятствуя их выявлению и расследованию.
— нормализация неэтичного поведения в форме непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов, что способствует формированию атмосферы терпимости к неэтичному поведению в системе государственной службы в целом [3].
Механизмы профилактики конфликта интересов и коррупции в системе государственной службы:
Для эффективной борьбы с коррупцией и минимизации рисков, связанных с конфликтом интересов, необходимо всеобщее внедрение комплексной системы профилактических мер, включающей:
— Законодательное и нормативное регулирование:
- Установление обязанностей по декларированию конфликта интересов: Все личные интересы, которые могут повлиять на исполнение должностных обязанностей государственных служащих должны быть задекларированы в типовом порядке.
- Определение мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов: Законодательно должны быть определены меры, которые могут быть приняты для предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
- Установление ответственности за нарушение законодательства о конфликте интересов: строгая дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за сокрытие информации о конфликте интересов, а также за принятие решений в условиях конфликта интересов, повлекших за собой негативные последствия.
— Организационные меры:
- Создание механизмов выявления и урегулирования конфликта интересов: В каждом государственном органе может быть создана система, обеспечивающая оперативное выявление и урегулирование конфликтов интересов.
- Разработка кодексов этики и служебного поведения, содержащие четкие нормы и правила, регулирующие поведение государственных служащих в ситуациях конфликта интересов.
- Обучение государственных служащих по вопросам этики и конфликта интересов: Необходимо проводить регулярное обучение государственных служащих по вопросам этики, конфликта интересов и антикоррупционного законодательства.
- Внедрение системы внутреннего контроля: В каждом государственном органе должна быть создана система внутреннего контроля, направленная на выявление и предотвращение нарушений законодательства о конфликте интересов и коррупции.
— Меры по обеспечению прозрачности и подотчетности:
- Декларирование доходов и имущества государственных служащих: Декларации о доходах и имуществе государственных служащих должны быть доступны для любого члена общества.
- Публичное обсуждение важных решений: Важные решения, принимаемые государственными органами, должны быть доступны для публичного обсуждения, с учетом обеспечения защиты конфиденциальной информации.
- Обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов: Граждане должны иметь возможность получать информацию о деятельности государственных органов.
- Защита лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях: Необходимо обеспечить защиту лиц, сообщающих о фактах коррупции и конфликта интересов, от преследования и дискриминации.
— Меры по привлечению общественности к контролю:
- Поддержка деятельности общественных организаций, занимающихся антикоррупционным контролем и анализом конфликтов интересов со стороны государства
- Развитие механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов, такие как общественные советы, общественная экспертиза.
- Государственные органы должны создать эффективные каналы обратной связи с гражданами, позволяющие получать информацию о фактах коррупции и конфликта интересов.
Эффективность профилактики конфликта интересов и коррупции в системе государственной службы зависит от комплексного подхода, включающего законодательное регулирование, организационные меры, обеспечение прозрачности и подотчетности, а также привлечение общественности к контролю.
Кроме того, для повышения эффективности профилактических мер нельзя оставить без внимания и следующие аспекты:
— Повышение заработной платы государственных служащих — обеспечение достойного уровня заработной платы государственных служащих является одним из самых важных факторов снижения коррупционных рисков, поскольку создает альтернативу незаконному обогащению.
— Оптимизация государственных услуг — автоматизация процедур предоставления государственных услуг снижает возможности для злоупотреблений и коррупции.
— Усиление контроля за госзакупками — внедрение эффективных механизмов контроля за госзакупками, таких как электронные аукционы и конкурсы, позволяет предотвратить сговоры и незаконное обогащение.
— Международное сотрудничество — обмен опытом с другими странами, успешно борющимися с коррупцией и конфликтом интересов, может способствовать совершенствованию национальных антикоррупционных механизмов.
В заключение, необходимо подчеркнуть, что проблема конфликта интересов и коррупции в системе государственной службы — это сложная и многогранная проблема, требующая постоянного внимания и совершенствования профилактических мер. Только комплексный и системный подход, основанный на принципах законности, прозрачности, подотчетности и общественного контроля, может обеспечить эффективную борьбу с действительными негативными явлениями и создать систему государственной службы, отвечающую целям общества и государства.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
- Колчина М. В. Конфликт интересов на государственной службе Российской Федерации / М. В. Колчина // Правовое регулирование в условиях модернизации государственности: национальный и международный аспекты. Челябинск, 19 ноября 2017 года. — Уфа, 2017. С. 71-74.

