Актуальность исследуемой темы очевидна, поскольку одним из наиболее важных механизмов по предотвращению коррупции является недопущение конфликта интересов в государственных структурах Российской Федерации.
Кроме того, важна необходимость наличия института по урегулированиюконфликта интересов в государственных структурах Российской Федерации в связи с ее международными обязательствами, которые вытекают из Конвенции ООН по противодействию коррупции. Согласно названной конвенции каждое государство-участник должно стремиться к проведению политики, предупреждающей возникновение конфликта интересов в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы [1, с. 34].
В настоящее время Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» составляет правовую основу регулирования института конфликта интересов. В соответствии с ним под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, предусматривающую обязанностьпринимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) [2].
Под личной заинтересованностью служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц [2].
Исходя из исследования, проведенного независимой комиссией по противодействию коррупции ОЭСР, можно выделить следующие виды конфликта интересов:
— потенциальный конфликт интересов;
— выявленный или наблюдаемый конфликт интересов;
— фактический конфликт интересов. [3, с. 24].
Потенциальный конфликт интересов характеризуется наличием у должностного лица своего личного интереса, который может поставить его в такое положение, при котором данный интерес входит в конфликт с его публичным долгом. Таким образом, уже можно идентифицировать личную заинтересованность лица. Однако нельзя утверждать, возникнет ли ситуация конфликта интересов в будущем, поскольку в настоящем времени ее не существует.
Наблюдаемым конфликтом интересов принято признавать ситуацию, когда он только проходит стадию зарождения, подразумевается. Это выражается в принятии государственными служащими при исполнении своих должностных обязанностей неверных, неэффективных решений. Таким образом, существует определенная доля вероятности, что именно личные интересы должностного лица служат первопричиной таких его действий.
Под фактическим конфликтом интересов понимается уже существующий прямой конфликт между личным интересом публичного должностного лица с одной стороны и общественным долгом, и служебными обязанностями, — с другой [3, с. 26–27].
Субъектами урегулирования и предотвращения конфликта интересов в государственных структурах Российской Федерации могут выступать:
— государственный служащий;
— представитель нанимателя (работодатель);
— комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов;
— правоохранительные органы РФ.
Надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе и законодательства о противодействии коррупции, осуществляется органами прокуратуры Российской Федерации.
Кроме того, прокурорами в рамках проведения надзорной деятельности выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Например, за неисполнение требований законодательства об урегулировании конфликта интересов по представлению прокурора г. Нижнего Новгорода был уволен в связи с утратой доверия начальник одного из отделов УФССП России по Нижегородской области. Проведенная проверка установила, что по его указанию были окончены с актом о невозможности взыскания и без взыскания сумм исполнительного сбора пять исполнительных производств в отношении должника — коммерческой организации, учредитель и директор которой ранее работал в органах ФССП России и находился в дружеских отношениях с названным должностным лицом. Также начальник данного отдела, воспользовавшись своими должностными полномочиями, продал супруге своего друга жилой дом и земельный участок со льготными условиями оплаты в виде рассрочки на 10 лет [4].
Многие зарубежные страны разработали специализированные законы и подзаконные нормативные правовые акты, которые позволяют реализовать на практике механизм выявления и разрешения конфликта интересов.
Так, в Канаде с 2006 года вступил в действие Закон, регулирующий вопросы, связанные с ситуацией конфликта интересов. Для реализации его положений было необходимо введение должности комиссара по конфликту интересов и этике. Предпринятые действия позволяют свести к минимуму случаи использования административного ресурса со стороны членов Кабинета министров, Парламента Канады, председателей и членов совета директоров государственных предприятий в личных целях, противоречащих должностным обязанностям.
Привлекает внимание положение, содержащееся в законе Канады «О Конфликте интересов» о том, что за нарушение отдельных пунктов указанного акта предусмотрена выплата штрафа в размере, не превышающем 500 долларов. При этом его размер будет определяться с учетом истории всех предыдущих нарушений, совершенных должностным лицом в соответствии с вышеназванным законом в течение пятилетнего периода, который предшествовал совершению нарушения [5].
В заключение следует отметить, что снижение качества выполнения должностных функций государственным служащим, предпочтение реализации частных интересов в ущерб публичным выступают главным следствием конфликта интересов.
Качественному осуществлению государственных полномочий способствует предупреждение и урегулирование уже возникшего конфликта интересов.
Кроме того, именно конфликт интересов, поражая нравственные, организационные и правовые основы государства, выступает в качестве угрозы для института государственной службы в Российской Федерации. При конфликте интересов:
— предпочтение отдается частным интересам в ущерб государственным;
— не соблюдается основной принцип-требование к государственной службе — принцип законности;
— происходит нарушение принципов равенства и прозрачности в пользу частных интересов государственных служащих, которые в силу своего должностного положения обладают секретным и привилегированным доступом к публичным ресурсам, используя это в своих целях.
Таким образом, принятие в Российской Федерации специализированного закона, предусматривающего детальную процедуру урегулирования конфликта интересов, а также строгий надзор за его соблюдением, позволит снизить возникновение таких ситуаций к минимуму.
Литература:
- Ильяков А. Д. Урегулирование конфликта интересов как основной способ предупреждения коррупции в системе государственного управления / А. Д. Ильняков. — Текст: непосредственный // Современное право. — 2016. — № 4. — С. 32–36.
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции»: текст с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2921: [принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года: одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года]. — Москва, 2021. — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
- Нисневич Ю. А. Конфликт интересов как потенциальная угроза возникновения коррупции / Ю. А. Нисневич. — Текст: непосредственный // Общественные науки и современность. — 2014. — № 3. — С. 23–31.
- Российская Федерация. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Памятка для служащих «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе». URL: https://genproc.gov.ru/anticor/anticor-legal-education/reminders/memo_2/ (дата обращения: 17.05.2021). — Текст: электронный.
- Department of Justice. URL: https://www.justice.gc.ca/eng/ (дата обращения: 30.04.2020). (дата обращения: 17.05.2021). — Текст: электронный.