Ключевые слова: конфликт интересов, коррупция, государственный служащий, государственная служба.
Проблема урегулирования конфликта интересов в государственном управлении недостаточно изучена. В том числе интерес данной статьи составляет состояние факторов развития конфликта интересов и коррупции, взаимосвязи конфликта интересов и коррупции. Деформации ценностных ориентаций государственных и муниципальных служащих как проявление незрелости их нравственной культуры, неосознание или игнорирование социального назначения своей профессиональной деятельности обнаруживают себя в ситуациях выбора между справедливостью и несправедливостью, законопослушностью и незаконностью, ответственностью и безответственностью, личным и общественным интересом. Особенно это проявляется в случае, когда такой выбор осуществляется в условиях несовершенной правовой базы и широкого поля личного усмотрения, а личный интерес вытесняет чувство долга и подталкивает к отступлению от требований должной морали.
Конфликт интересов на государственной службе — тот пробный камень, где проверяются на прочность нравственные устои личности, степень ее зрелости; та грань, за которой наступает или может наступить коррупционное действие.
Данная тема актуальна, так как урегулирование конфликта интересов на государственной службе является важным антикоррупционным инструментом.
Определения конфликта интересов даны в двух Федеральных законах: в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1, с. 5] и в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2, с. 4]. Несмотря на различия в определениях, суть сводится к возникновению или возможности возникновения конфликта интересов в случае получения доходов государственным служащим или членом его семьи в результате выполнения служебных обязанностей государственным служащим [5, с. 3]. Однако конфликт интересов не всегда сводится только в материальной составляющей. Необходимо учитывать, что государственный служащий способен оказывать услуги нематериального характера, и, зачастую, это выявить намного проблематичнее. Например, если государственный служащий имеет определенные полномочия, то он может помочь своим родственникам, друзьям, близким знакомым получить место в детском саду вне очереди, при этом необязательно получит за это денежные средства или другие материальные блага. Чиновниками руководит желание помочь родственнику или другу из-за сложившихся близких отношений, а не из-за материальной выгоды. Такое деяние практически невозможно раскрыть и обнаружить, так как прямой и косвенной заинтересованности у государственного служащего нет [6, с. 78].
Также невозможность составления перечня случаев, в которых может произойти конфликт интересов, расширение условий, сформулированных в определении конфликта интересов, приводят к трудностям, противоречиям в работе комиссий по урегулированию конфликта интересов и сложности доказывания позиций при дальнейшем рассмотрении спора в суде.
В том числе одной из самых проблематичных ситуаций конфликта интересов является «получение подарков и услуг». Возможно, это объясняется противоречием между статьей 575 Гражданского Кодекса РФ и пунктом 6 статьи 17 Федерального Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Несомненно, к проблемам по урегулированию конфликта интересов относится рекомендательный характер сообщений о возникновении ситуации конфликта интересов. Безусловно, в законодательстве прописано, что государственные служащие обязаны незамедлительно сообщать о возникновении конфликта интересов, однако, государственный служащий может и не сделать этого, исходя из заботы о своем спокойствии. Он может принять решение, которое соответствует всем принципам и нормам, правилам принятия решения в ситуации, когда возможно возникновение конфликта интересов, понимая, что сообщение о возникновении конфликта интересов приведет к затягиванию решения конкретного вопроса, разбирательству [3, с. 80].
Таким образом, тема проблематики ситуаций конфликта интересов в государственном управлении является актуальной и острой. Некоторыми решениями данных проблем могут послужить следующие предложения:
- Необходимо урегулировать различные коллизии в законодательстве, а именно противоречие ст. 575 Гражданского Кодекса РФ и Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» о подарках.
- Расширение списка близких родственников (помимо супругов и несовершеннолетних детей указывать родителей, родных братьев, сестер, внуков) государственного служащего, доходы которых он указывает в декларации о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера.
- Усиление ответственности за несоблюдение законодательства, регулирующего отношения в сфере конфликта интересов на государственной службе.
Литература:
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный Закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ [Текст] // Российская газета. — 2004. — 31 июля.
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ [Текст] // Российская газета. — 2008. — 30 декабря.
- Дедов Д. И. Конфликт интересов [Электронный ресурс] / Д. И. Дедов М.: Волтерс Клувер, 2004. — 272 с.
- Корякин В. М. Коррупция в вооруженных силах: теория и практика противодействия [Электронный ресурс] / В. М. Корякин М.: За права военнослужащих, 2009. — 333 с.\
- Костюк О. Н. О соотношении понятий «конфликт интересов» и «коррупция» на государственной службе Российской федерации [Электронный ресурс] / О. Н. Костюк // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2012. — С. 25–31.
- Магомедов К. О. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы: социологический аспект исследования проблемы [Электронный ресурс] / К. О. Магомедов // Государственная служба. — 2006. С. 36–43.
- Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе: Лоббист № 5 — Институт муниципального управления, 2015.— 11 с. — С.1–11.