Вопрос интеграции казачьих обществ в социально-экономическую систему Волгоградской области на сегодняшний день по-прежнему остается важным и актуальным в рамках решения государственных задач на территории региона. По данным комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области (Облкомказачества), в 2025 году на территории данного субъекта РФ свою деятельность осуществляют 68 реестровых казачьих обществ Всевеликого войска Донского [1, с. 1]. По данным Управления Минюста по Волгоградской области, общая численность членов этих организаций, находящихся в реестре, на 13 октября 2025 года составляет 6949 человек. В результате возрожденческого процесса российское казачество стало активным участником политических, социальных и экономических процессов не только регионального, но и государственного уровня.
Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 9 августа 2020 года была утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2023 годы, в которой отмечается, что ее целью является содействие консолидации российского казачества, сохранению, развитию, использованию его духовного наследия и культуры [2]. Данная стратегия свидетельствует о том, что государство заинтересовано в развитии отношений с казачьими обществами, а само российское казачество на сегодняшний день связывают с укреплением обороны страны и гражданского единства, обеспечением государственной и общественной безопасности.
Согласно постановлению губернатора Волгоградской области от 19.11.2013 «Об утверждении положения о комитете по делам национальностей и казачества Волгоградской области» органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на территории Волгоградской области является комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области. Данный орган осуществляет реализацию государственной политики, направленной на возрождение и развитие российского казачества, а также взаимодействие с казачьими обществами, ведущими свою деятельность на территории Волгоградской области [3, с. 3].
Финансово-материальные отношения между казачьими организациями и органами власти на территории Волгоградской области регламентированы несколькими нормативно-правовыми документами. К примеру, «порядок финансирования государственной службы российского казачества устанавливается Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований» [4]. Так, в 2018 году, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» администрацией Волгоградской области был утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета казачьим обществам, заключившим договор о несении членами казачьего общества государственной службы по охране общественного порядка на территории области. Главным распорядителем и получателем средств областного бюджета, предусмотренных на выплату этих субсидий, стал комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области.
Субсидии казачьим обществам начали предоставляться в рамках реализации государственной программы Волгоградской области «Профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности на территории Волгоградской области», утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 17.01.2017 в целях финансового обеспечения части расходов, возникающих в связи с выполнением охраны общественного порядка, а именно на выплату заработной платы членам казачьих обществ, компенсацию офисных и транспортных расходов, приобретение или пошив форменной одежды и т. д. Государственной программой было предусмотрено на эти цели в 2017 году 30 000 тыс. руб., в 2018 и 2019 годах — 25 000 тыс. руб., которые выплачивались казачьим обществам из областного бюджета.
Также в 2017 году постановлением Администрации Волгоградской области была утверждена государственная региональная программа «Развитие гражданского общества на территории Волгоградской области», в которой обозначены меры финансовой поддержки некоммерческим организациям региона. В рамках этой программы была создана специальная подпрограмма «Развитие казачества на территории Волгоградской области». В данном документе были отмечены цели и ожидаемые результаты от реализации запланированных в нем мероприятий. Ожидалось, что благодаря подпрограмме появится возможность для совершенствования механизмов привлечения членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы на территории Волгоградской области [5, с. 10]. Ответственным исполнителем был определен комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области, который наделили функцией предоставления субсидий на финансовое обеспечение ГКУ «Казачий центр государственной службы», ГБУК «Государственный ансамбль песни и пляски „Казачья воля“», а также мероприятий подпрограммы на основе контрактной системы. В оба постановления, которые регламентируют финансовые отношения казачьих организаций с властью, в 2021, 2022 и 2023 годах вносились изменения в части финансирования подведомственных Облкомказачества учреждений.
Всего органами местного самоуправления Волгоградской области в 2021–2024 годах было принято более 70 нормативных правовых актов по вопросам становления и развития государственной и иной службы российского казачества.
Ежегодно региональный комитет по делам национальностей и казачества представляет доклады о результатах своей деятельности и исполнении плана мероприятий по реализации Стратегии госполитики РФ в отношении российского казачества. По информации органа исполнительной власти, предоставленной за 2023 и 2024 годы, за отчетный период государственным казенным учреждением «Казачий центр государственной службы» совместно с казачьими обществами Волгоградской области при поддержке органов исполнительной власти и местного самоуправления региона была проделана большая работа. После детального изучения воплощенных в регионе инициатив, на наш взгляд, можно сделать вывод, что взаимодействие власти и казачьей общественности осуществляется по таким направлениям, как культура, религия, спорт, образование, волонтерство, военно-патриотическая работа, обеспечение порядка и безопасности. В большинстве случаев оно заключается в организационных вопросах и лишь иногда включает в себя материальную и финансовую помощь.
Помимо совместных мероприятий, осуществляется взаимодействие органов власти с казачьими организациями в деле обеспечения последних земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности. Эта мера входит в комплекс других, закрепленных законодательно, и состоит в предоставлении земли казачьим обществам на общих основаниях, а также посредством заключения договора аренды без проведения торгов для осуществления сельскохозяйственного производства, рыбоводства и другой сельскохозяйственной деятельности.
По данным из доклада 2023 года комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области полпреду в ЮФО В. Н. Гурбе о реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении Российского казачества на 2021–2030 годы, общий объем финансирования принятых региональных и муниципальных планов мероприятий, направленных на оказание содействия и развитие казачьих обществ на территории Волгоградской области, в 2021–2023 году составил 1197,4 млн руб. Детальный объем финансирования представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Финансирование программ по содействию и развитию казачьих обществ
Из данных, приведенных на диаграмме, следует, что более 40 % выделенных средств ушло на обеспечение деятельности казачьих кадетских образовательных учреждений, на 10 % меньше потрачено на развитие самобытной казачьей культуры, 27,48 % — на обеспечение деятельности по привлечению членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы на территории Волгоградской области. Менее 1 % средств ушло на реализацию мероприятий муниципальных планов, направленных на развитие казачества на территории Волгоградской области.
В 2024 году комитетом по делам национальностей и казачества Волгоградской области оказано содействие казачьим обществам и объединениям казаков в участии в конкурсе на предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории области, субсидий на реализацию социально значимых проектов (программ) по приоритетным направлениям социальной политики области, проводимом Облкомтерполитики. В отчетном периоде на участие в конкурсе на предоставление грантов по приоритетным направлениям социальной политики Волгоградской области от казачьих обществ подано десять заявок на общую сумму 6525,6 тыс. руб., поддержку из них получили шесть казачьих обществ на сумму 3394,1 тыс. руб.
Рис. 2. Финансовая поддержка казачьих обществ
Ниже перечислены общества и проекты, которые получили финансирование:
— окружное казачье общество «Волгоградский казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», проект «Волгоградский фестиваль культуры: казачьи традиции» — 878,3 тыс. руб.;
— станичное казачье общество «Суровикинский Юрт» окружного казачьего общества «Второй Донской казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», проект «Полоса препятствий» — 500 тыс. руб.;
— юртовое казачье общество «Жутовское» Окружного казачьего округа «Второй Донской казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», проект «Школьная футбольная лига» — 328,4 тыс. руб.;
— станичное казачье общество «Калачевское-на-Дону» окружного казачьего общества «Второй Донской казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», проект «Мир глазами детей» — 490,1 тыс. руб.;
— юртовое казачье общество «Новоаннинское» окружного казачьего общества «Хоперский казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», проект «Ипподром-территория спорта» — 809,9 тыс. руб.;
— окружное казачье общество «Волжский казачий округ» войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», проект «Путь к звездам на погонах. Служение отечеству» — 387,3 тыс. руб.
Анализ экономических аспектов взаимодействия казачьих организаций с региональными органами власти и управления показывает, что наибольшую финансовую поддержку казачьи общества получают на обеспечение деятельности казачьих кадетских образовательных учреждений, а также на реализацию культурных и социальных программ.
Однако, по мнению автора, выделяемого объема средств недостаточно. В государственных программах, затрагивающих интересы российского казачества в качестве основного проблемного вопроса реализации государственной политики в отношении российского казачества на территории Волгоградской области отмечается недостаточное финансирование федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов для выполнения ими финансовых обязательств в отношении членов казачьих обществ, привлеченных к несению государственной и иной службы.
Также важным шагом в создании дополнительных условий, направленных на выполнение членами казачьих обществ обязательств по несению государственной и иной службы, является принятие нормативного документа, устанавливающего на федеральном уровне норматив оплаты труда для членов казачьих обществ, привлекаемых к несению государственной и иной службе российского казачества федеральными органами исполнительной власти.
Литература:
- Доклад о ходе исполнения Плана мероприятий на 2024–2026 годы по реализации на территории Волгоградской области Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы, утвержденного распоряжением Губернатора Волгоградской области от 26.02.2024 № 43-р. — URL: https://kdnk.volgograd.ru/upload/iblock/5a7/5kghizc8l18axwkdmq8d20cpa23ovozk/Doklad-Gubernatoru-VO-po-Strategii-43_r-za-2024-g..pdf (дата обращения 13.10.2025).
- Указ Президента Российской Федерации от 09.08.2020 № 505 «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45821 (дата обращения 10.10.2025).
- Постановление губернатора Волгоградской области от 19.11.2013 № 1175 «Об утверждении положения о комитете по делам национальностей и казачества Волгоградской области». — URL: https://kdnk.volgograd.ru/about/legal-basis/ (дата обращения 15.10.2025).
- Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/23152 (дата обращения 05.10.2025).
- Постановление Администрации Волгоградской области от 26.10.2017 № 561-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области „Развитие гражданского общества на территории Волгоградской области“». — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3400201710310014 (дата обращения 06.10.2025).
- Федеральный закон от 25.01.2002 № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35178/ (дата обращения: 14.12.2025).

